1. Нет героя. Самая распространённая ошибка - история вроде бы есть, а героя нет.
2. Нет цели. Герой есть, но у него нет цели. С ним что-то происходит всё время, но он является ресивером - получателем. Он просто реагирует на события, которые вокруг него происходят, вместо того чтобы двигаться к какой-то своей цели.
3. Цель есть, но герой к ней не движется. То есть герой декларирует какую-то цель, но при этом не делает ничего для того чтобы её достичь.
4. Герой движется к цели, но движется не сам, а его толкает вперёд череда случайностей. Например, герой - сыщик, а он при этом не ведёт расследование, а к нему в кабинет приходят люди и приносят какую-то информацию.
5. Нет оппонента. Нет такого человека, который противостоит герою в достижении его цели. На первых уроках несколько человек спрашивали: «Может ли герой сам быть своим оппонентом, своим антагонистом?» Нет, не может. У героя может быть внутренний конфликт - конфликт между внешней целью и внутренней, то о чём я вам ранее говорил. И этот конфликт мешает ему достичь цели. Но этот конфликт обязательно должен проявляться в столкновение с каким-то оппонентом. Может ли оппонентом быть стихия или зверь? Может. Но в этом случае эта стихия или зверь должны вести себя, как человек. Например, в фильме «Обратная тяга», пожар ведёт себя, как человек. Либо вводится оппонент, некий человек, который воюет на стороне стихии.
6. Нет конфликта. Герой не преодолевает препятствия, а просто идёт из точки А в точку Б. Например, детектив встретился со свидетелем, поговорил, взял вещдок, экспертное заключение, сходил поймал преступника. Конфликта нет, преодоления нет - неинтересно.
7. Не видим сцены. Герои думают, понимают, решают. Вот эти слова, которые я на «Базовом сценарном курсе» палкой выбиваю из своих студентов. Не должно быть - он подумал, он решил, он понял.
8. Нарушение логики. Логика должна соблюдаться, но только до тех пор, пока зрители её чувствует. Если в кадре появляется герой, которого, например, только что убили, то логика нарушена и естественно, этому должно быть какое-то объяснение. Но в кино темп важнее логики. Вы можете идти на лёгкие нарушения логики, если вы их замаскируете так, что зритель их не заметит.
9. Следующая сцена не является последствием предыдущей. То есть, не выстроена последовательность действий в фильме.
10. Сюжетные повороты предсказуемы. Нет неожиданности для действия.
11. Вторичные сюжетные ходы заимствованы из других фильмов. Использовать можно, но нужно либо их как-то обыгрывать, либо сочетать их каким-то необычным образом, либо перепроживать их таким образом, чтобы зритель не воспринимал это, как штамп, а воспринимал это, как реальную историю.
12. Повтор информации, известной из предыдущих сцен.
13. Много лишнего в диалогах. Например, герои встречаются и вместо того, чтобы сразу начать драться, они начинают ненужный разговор, который всё равно потом придётся выкидывать.
14. Диалог слишком литературный. Есть такое, особенно у начинающих авторов, которые не чувствуют звучащего диалога и пишут диалог слишком литературными конструкциями, которые очень сложно воспринимать на слух.
15. Все герои говорят одинаково. Чаще всего - это голос автора. Нужно стараться находить лексические метки для героев. Мне сейчас на ум пришёл совсем дурацкий пример, но приведу его. В 90-х годах шёл фильм писателя-детективщика и режиссёра Виктора Доценко «Тридцатого уничтожить!», и был в этом фильме герой - Савелий Говорков, который всё время говорил: «Хлопотно это!». Вот это такая лексическая метка, которая сразу же обозначает героя.
16. Орфография и пунктуация отличная от общепринятой: лишние запятые или их отсутствие, отсутствие точек или написание слов не принятых в русском языке. Я говорил, что грамотность не является великой доблестью сценариста, но если у вас десять ошибок в предложение, то естественно ваш сценарий никто читать не будет.
17. Мир создан не до конца, а потому неубедителен. То есть вы не продумали мир вашего кино и в итоге зритель не верит в ваш мир.
Ваш
М.
Если у вас есть интересные истории и вы хотите научиться рассказывать их языком кино, то действуйте! На онлайн-курсе «Сценарий телесериала» осталось 11 мест:
https://www.shichenga.ru/index/blizhajshie_kursy/0-21