ИГРА МАГА. Продолжение

May 11, 2024 22:26







22
Летом Маг несколько раз возвращался к теме жизненной стратегии. Он считал эту тему одной из самых важных.
- Мы все проживаем свою жизнь один раз. Мы только один раз рождаемся, один раз теряем девственность, один раз умираем. И все это мы делаем с такой самоуверенностью, как будто у нас есть как минимум еще одна жизнь в запасе. Мы даже не пытаемся как-то полюбопытствовать, поизучать опыт других людей, благо его накоплено в количестве, чтобы минимизировать издержки в процессе приобретения собственного опыта. Особенно это непростительно для творческих людей. И особенно это непростительно для элиты элит среди творческих людей - для Магов.
Прежде всего давайте определим - чем творческий человек отличается от нетворческого?
- Творческий человек создает.
- Не просто создает. Я пекарь или строитель. Пеку пирожки и сам их съедаю. Строю дом и в нем живу. Я творческий человек?
- Не совсем. Нет, непонятно. А если это красивый дом, шедевр архитектуры, который после моей смерти простоит еще тысячу лет.
- Так в этом случае я его построил не только для себя, так получается?
- То есть вы считается критерием творчества создание чего-то для других людей?
- Да, я считаю это более важным критерием, чем красоту того, что получилось в результате. Если вы творите красоту и сами же ее потребляете - вы не творец. Но я бы добавил еще один критерий - создавать новое. Я не считаю творцом того, кто делает для людей консервы или строит хрущевки. Того, что сделал первую консервную банку, или разработал первую хрущевку - да. А тех, кто повторял - нет. Таким образом, я бы определил творца как человека, который создает что-то новое для других людей. Давайте остановимся на этом определении.
Но почему одни творцы признаны при жизни (как, например, Пикассо), другие всю жизнь борются, потом смерть, забвение и посмертное признание (тот же Ван Гог)?
Почему у одних ранний успех и затем быстрое угасание (Артюр Рембо) или самоповторы (кого бы тут привести в пример. Ну, пусть будет Вальтер Скотт), а у других - долгая творческая жизнь (Лев Толстой, Тонино Гуэрра)?
- Судьба?
- А что такое судьба?
- То, что предопределено.
- Кем предопределено?
Михаил развел руками. Очевидно, он имел в виду Бога, но также и понимал, что Маг это направление разговора поддерживать не будет.
- Я думаю - это всегда жизненная стратегия. Просто выбор стратегии может быть как сознательным, так и бессознательным. Ты или сам решаешь, как действовать или принимаешь ту стратегию, которую тебе навязывает общество. Большинство творцов, включая его (Маг поднял палец вверх) удивительно, даже пугающе пассивны. Очень часто художнику нужно сходить на одну встречу, поговорить с одним человеком, отправить одно письмо или даже просто сказать одно слово, чтобы раз и навсегда решить все свои проблемы. Но они именно этого не делают, причем не из соображений чести, достоинства, а из какого-то непонятно высокомерия. А потом жалуются, что мир их не понимает и принимает. А вы сделали хотя бы маленький шажок навстречу миру? Почему мир должен вас понимать, если вы даже не пытаетесь понять мир?
Каждому кажется, что его ситуация уникальна. На самом деле мир меняется по спирали.
Раз уж мы с вами заговорили об искусстве, в искусстве это изменения по линии «полезное искусство против искусства для искусства». И эти движения маятника в одну и другую сторону мы могли видеть буквально в течение нашей жизни. Начало 20-го века - серебряный век, искусство для искусства. Двадцатые годы - футуризм, социальное искусство. Тридцатые годы - лирика Пастернака, искусство для искусства. Шестидесятые - Евтушенко и Вознесенский, утром в газете, вечером в куплете. Восьмидесятые - Бродский, Кушнер, Соснора. Сейчас кто у нас главный поэт? Пригов, наверное?

Кажется, в этот раз Мага понимал только я. Для всех остальных названные им имена были попросту незнакомы. Вообще, меня всегда поражало, как легко Маг перескакивал из одной области в другую, легко оперируя понятиями из истории, поэзии, изобразительного искусства, математики, химии, политики, бизнеса. А главное - широта охвата всегда сочеталась у него с глубиной понимания сути процессов.

- Время меняется быстро и нужно это учитывать, - развивал Маг свою мысль, - в средние века десять поколений могли жить без изменений. А уже, например, Микеланджело начал при возрождении, а закончил уже при барокко. Сейчас люди живут дольше, изменения происходят быстрее.
Изменились каналы доставки контента и больше возможностей у творческого человека поступить доступ к конечному пользователю. Это дает творческим людям больше возможностей для самостоятельного выстраивания своей жизненной стратегии.
Творец работает для общества. Общество делает запрос - творец его выполняет, получая за это золото или свинец, в зависимости от того, какие металлы в ходы в конкретную эпоху.
Теперь что касается отношений творца с обществом, здесь могут быть три варианта:
1) Ответ на поставленный обществом вопрос - например, ранний Пушкин и его стихи, написанные в духе классицизма
2) Ответ на непоставленный, но назревший вопрос - Пушкин и романтизм («Руслан и Людмила» и «Бахчисарайский фонтан»).
3) Ответ на непоставленный и не назревший вопрос - Пушкин и реализм («Медный всадник», «Полтава»).
Если ты идешь этим путем - сначала ты успешный человек. Стихи Пушкина в духе классицизма заметил сам старик Державин и в гроб сходя, благословил.
Потом - герой. Когда вышли первые поэмы, Пушкин сразу стал звездой. Но он на этом не остановился. Он чувствовал, что время скоро изменится и шел вперед, опережая время. «Евгений Онегин» и особенно «Полтава» - это уже реализм, хотя использует романтическую поэтическую форму. Над Пушкиным начали смеяться. Даже Белинский считал, что Пушкин в конце окончательно исписался.
А уже потом, когда общество догнало его стихи, прочитало и ахнуло хором: гений.
Таким образом, чтобы выстроить нашу с вами жизненную стратегию, мы должны поставить себе цель. Признаки достойной цели помните?
- Новизна.
- Масштаб.
- Польза для человечества.
- Еретичность.
- Постановка цели тоже может происходить на трех уровнях:
1) Решение конкретной задачи - например, написание отличного романа, который прочитают много людей (Стивен Кинг, Бальзак, Мопассан, Тургенев, Достоевский).
2) Решение общей задачи - написание романа, который изменит способ написания романов (Керуак, Джойс).
3) Решение общечеловеческой задачи - написание романа, который изменит способ мышления у человечества (Толстой).
Есть инерция мышления в обществе, которая мешает творческим людям проявлять себя.
Если пробивать ее снизу - нужно много ресурсов, борьба не дает ресурс, она его пожирает. Нужно много времени, силы уходят на трение, идеи устаревают.
Если пробивать сверху - у вас есть ресурс, легче добиваться побед, победы дают новые ресурсы.
- Какие нам нужны ресурсы? - спросил Маг, и сам же ответил, - Известность, авторитет, время, деньги.
Сначала отвечаем на вопросы, заданные обществом. Получаем ресурс.
Затем отвечаем на вопросы, не заданные обществом, но уже назревшие. Получаем много ресурса. Становимся героями, выигрываем премии, получаем звания, квартиры в центре, начальственные должности, раздаем интервью центральным СМИ. Тешим самолюбие, закрываем гештальты.
И только после этого начинаем отвечать на вопросы, не заданные и не назревшие. Таким образом, помогаем созреть этим вопросам в обществе. И делаем это отважно, не боясь разрушить все то, что приобрели. Более того, смело тратим свою репутацию, доверие общества на то, чтобы вести общество на неизведанные территории.
- Для этого нужна изрядная смелость.
- Для этого нужно изрядное терпение, здоровье и долголетие, прежде всего, - парировал Маг, - потому что до этого нам нужно еще дожить.
Еще Гурджиев говорил о том, что у нас есть три ума - телесный, эмоциональный и разумный. В семидесятые годы американские ученые предложили концепцию трех мозгов (сейчас ее критикуют, но давайте мы ее пока примем как базовую модель)
Итак, есть три мозга - рептильный (отвечающий за сигналы тела), лимбическая система (эмоции), неокортекс (высшая мыслительная деятельность).
И мы все время получаем импульсы, сигналы - ощущения тела, эмоции и мысли.
Чем ниже уровень, тем он быстрее созревает.
Наше тело готово уже в двенадцать лет, в восемнадцать оно выходит на пик. Именно тогда ставятся мировые рекорды в спорте.
Эмоции созревают - к семнадцати, к двадцати четырем выход на пик. Именно тогда пишутся великие стихи. Артюр Рембо все свои шедевры написал до двадцати лет.
А вот интеллект зреет долго и разрушается дольше.
После тридцати снижается уровень телесных импульсов. Тело у вас еще сильное - а рептильный мозг приглушает свои сигналы, бережет ваше тело.
После сорока - снижается уровень эмоций. Опять же, вы еще можете испытывать эмоции, но лимбическая система дает команду - потише, поаккуратнее. Не ненавидь так сильно, не влюбляйся так безоглядно.
После сорока создаются школы, концепции, бизнесы.
Интеллект может быть сохранен до 80 лет, до 90. Бернард Шоу писал свои интеллектуальные пьесы-диспуты и после 90 лет и в ус не дул.
Если вы в сорок лет пытаетесь стать спортсменом-рекордсменом - это вас убьет. В этом возрасте уже нужно избегать занятий, требующих частого и предельного напряжение физических сил.
Если в пятьдесят вы пытаетесь стать поэтом-лириком, качать эмоции - это вас убьет
- А как же Тютчев? - вскинулся я.
Но Мага на мякине не проведешь.
- Пожилые лирики - Гете и Тютчев - были великими рационалами, у которых эмоции были под контролем интеллекта. В это время нужно избегать занятий, требующих сильных эмоций.
Соответственно в своем творчестве нужно в течение жизни двигаться от тела через эмоции к мыслям.
Творчество должно становиться все менее эмоциональным и все более интеллектуальным. Это гарантирует вам творческое долголетие и достижение ваших долгосрочных целей.
Исключение - гений, мощь которого невозможно сдержать. Когда через тебя говорит бог, никому нет дела до того, сколько выдержит твое тело.
Гений - боксерская перчатка на руке бога, с помощью которой он вправляет мозги человечеству. Кому есть дело до сохранности боксерской перчатки?
- Как-то это звучит немножко депрессивно.
- Для обычных творческих людей - пожалуй. Но вы не обычные творческие люди. Вы - маги. У мага ко всему перечисленному добавляется четвертый мозг, магический. Он зреет и развивается не только всю жизнь человека, но и за пределами его земной жизни.

* Продолжение следует

Тайное общество Александра Молчанова:
https://www.shichenga.ru/news/tajnoe_obshhestvo_aleksandra_molchanova/2024-04-06-1150

СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!
#играмага

#играмага

Previous post Next post
Up