ПИСЬМА БУНТУЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА

Nov 17, 2017 12:08







А вот было бы хорошо, если бы можно было голову подключить напрямую к компьютеру. Придумываешь сценарий, а он автоматически печатается. - Или вживить в голову какой-нибудь чип, чтобы подсоединяться без проводов и тогда можно было так: гуляешь себе по улочке, придумываешь на ходу сценарий - а он дома распечатывается. Обсуждаем с мастером актуальные проблемы сценарного ремесла.
***
Разговорчики, профессиональное: - Я написал заявку в срок, но она получилась настолько прекрасной, что исходящее от нее сияние может ослепить того, кто будет ее читать. Поэтому давайте не будем рисковать и дадим ей вылежаться пару недель, пока исходящее от нее сияние немного ослабнет.
***
Когда я учился на первом курсе, в Вологде были десятки книжных магазинов. Денег только не было. И я каждый день после института ходил проведывать книги. Не покупать - проведывать. Сначала в "Фолиант" - посмотреть на двадцатитомник Сименона в тонких обложках. Потом в "Букинист", где были "Бесы" в зеленой обложке. Потом в еще один магазин, забыл название, где были Ремарк и Ренан. Потом в "Дом книги", где лежал роскошный "Декамерон" за 200 рублей. Вообще с этим "Декамероном"... когда его издали, главный вопрос для всего курса был - брать или не брать. 200 рублей - это была вся стипендия. Я не взял. Не было денег, совсем не было. Потом по дороге в общагу на берегу реки под мостом был еще один магазин, там была "Критика чистого разума" - легендарная своей неудобочитаемостью книга. Еще рядом с домом художников на набережной был киоск, в котором лежали "Воспламеняющая взглядом" и "Сияние" Кинга. Да! Чуть не забыл! Еще можно было сделать крюк и пройти мимо дома писателя Сергея Алексеева. На втором этаже горело окошечко и писатель Сергей Алексеев писал там первый том "Сокровищ Валькирии". А потом я познакомился с ним, пришел к нему домой и оказалось, что окно его кабинета на втором этаже выходит на другую сторону - к кинотеатру "Салют".
***
Все-таки женщины смотрят кино как-то совсем по-другому. Во время напряженной сцены объяснения между героем и героиней: - Покажите мне ее пальто! Да зачем мне ее лицо, покажите мне ее пальто!
***
Некоторые западные сюжетные модели с трудом переносятся на нашу почву в силу даже не культурных различий, а, скажем так… различий во взаимоотношениях с реальностью. Например, основа основ классического детектива - идеальное преступление. То есть, преступление, спланированное с учетом особенностей традиционных методов расследования таким образом, что сыщик при расследовании как бы «помогает» преступнику, уничтожая улики, убирая свидетелей и т.д., приходя в итоге к версии заранее намеченной и выгодной преступнику. В этом случае добиться успеха может лишь сыщик, нарушающий правила, ведущий себя непредсказуемо. Но разоблачение наступает лишь в том случае, если сыщик эти правила знает и понимает, что преступник также их использует. В нашем случае не только нет никаких правил, но сама реальность зыбка и неустойчива. Преступник не может планировать сложное преступление просто потому, что у нас вообще невозможно что-то планировать. Реальность меняется ежеминутно и непредсказуемо. У нас нет пожилых дам, гуляющих с собакой в одно и то же время. Поезда не хотят по расписанию. Сотрудники учреждений никогда не ведут себя в соответствии с инструкциями. ПДД не соблюдаются. Законы действуют избирательно, включая, кажется, даже законы физики. Допустим, планирует преступник комбинацию, в которой используются поезд, дама с собачкой, сотрудник учреждения и горшок, падающий с подоконника. Скажете, на каком-нибудь этапе что-нибудь обязательно пойдет не так? О, вы не знаете России, господа! Все пойдет не так на каждом этапе! А как - ни хитроумному преступнику, ни изобретательному автору не придумать. Дама с собачкой, которая должна опознать мужчину с коляской и тем самым составить ему алиби, скажет, что видела не мужчину с коляской, а снеговика. Поезд не опоздает, о нет! Придет четыре одинаковых поезда с одним номером. Сотрудник учреждения, который должен выдать справку, окажется таджиком, который не понимает по-русски. Едешь грабить банк и в лобовую сталкиваешься с пьяным попом на бентли, который размахивает корочками общественного совета МВД. Ну а вместо горшка, падающего с подоконника, герой сам провалится в яму, вырытую под окном. Наш читатель/зритель кожей чувствует это непрерывное искажение реальности. Но он не хочет предсказуемой реальности. Он хочет реальности управляемой. Рабу нужна не свобода, а другие рабы. Поэтому самые живучие российские сюжеты - не про героя, нарушающего правила, а про внезапно и незаслуженно свалившееся всесилие. Емеля, Илья Муромец, кот, которого приняли за воеводу.
***
Занимательная арифметика. В XIX-м веке в России было 10 великих писателей. В XX-м - 10 великих поэтов. Вероятно, в XXI-м будет 10 великих драматургов. Кажется, как минимум, два уже сейчас просматриваются. Впрочем, поговорим об этом где-нибудь ближе к середине XXII-го.
***
из книги Александра Молчанова "Письма бунтующего сценариста"
http://shichenga.ru/index/0-2

сценарист, сценарий, Письма бунтующего сценариста

Previous post Next post
Up