ОШИБКА БРАЙАНА ТРЕЙСИ

Mar 13, 2022 09:08





Брайан Трейси очень любит рассказывать историю про журналиста, который однажды спросил у Билла Гейтса и Уоррена Баффета, какое свойство является самым главным для достижения успеха. И будто бы оба в один голос ответили, что это умение концентрироваться.
Таким образом Брайан сформулировал весьма популярную мысль, что умение сосредоточиться на одной задаче, умение бить в одну точку, пока она не загорится, является основополагающим свойством человека для достижения успеха.
Да-да, вы правильно поняли заголовок.
Брайан ошибся.
На самом деле главным условием успеха является умение человека сосредоточиться НА ДВУХ задачах. Умение удержать в голове две идеи. Умение двигаться одновременно в двух направлениях.
Как так? А вот так.
Это мысль впервые я прочитал в книге Джейкоба Броновски «Восхождение человека». Джейкоб считает, что гений - это человек, у которого есть две великих идеи.
Две.
Не одна.
Одной недостаточно.

В мире огромное количество великих, суперпрофессиональных телеведущих. Но Опра - одна. В России было много отличных поэтов. Пушкин - один. В мире много классных инвесторов. Баффет - один. В истории было множество замечательных политиков. Черчилль - один. В истории искусства было много великолепных художников. Леонардо - один.
Давайте посмотрим, что это были за идеи, в чем их величие и новаторство и есть ли между ними что-то общее.



Опра.
Никто не будет спорить с тем, что она - величайший телеведущий всех времен и народов. Лицо современного телевидения.
У нее не слишком примечательная внешность. Думаю, если бы я оказался рядом с нею в каком-нибудь европейском аэропорте, прошел бы мимо, не узнав. У нее обычный голос. Она не является выдающейся интеллектуалкой. Хотя она много читает, но вкус у нее - скажем так, вкус обычной домохозяйки и Тони Моррисон и Франзен на ее книжной полке вполне может соседствовать с какой-нибудь пустой и сопливой мелодрамой.
Ее великая идея - сделать телевидение эмоциональным. Не скандальным, а эмоциональным. Это телевидение про меня. По каждого из нас. Когда она задает вопросы звездам - она задает мои вопросы. Именно это сделало ее знаменитой на весь мир. Это ее идея номер 1.
Ее идея номер 2 - сделать духовный рост не уделом продвинутых одиночек, а всеобщим достоянием. Когда она собиралась сделать серию интервью с духовными учителями, над нею смеялись - кому это будет интересно? А оказалось, именно это и было интересно. Именно это сделало Опру не просто великой телеведущей, а настоящим духовным лидером.

Пушкин.
Ну, кроме того, что он отлично писал стихи.
Но у нас вообще много кто отлично писал стихи. Скажем, тот же Лермонтов писал как минимум не хуже. Или Грибоедов. Или Тютчев.
Идея Пушкина номер 1 - использование сюжетов из русской истории и из русской жизни. До него русские авторы писали или про древнюю европейскую историю, или про абстрактных Митрофанушек-Фамусовых. После Пушкина обращение к русской истории и русской действительности стало мейнстримом.
Его идея номер 2 - использование европейского подхода к сторителлингу. Недаром его звали Французом. Хотя именно англомания поперек офранцузивания элиты сделала его тем Пушкиным, которого мы знаем. И это в то время, когда Шишков (тот самый, который «прости») писал в альбомы девушкам стихи типа «Без белил ты, девка, бела. Без румян ты, девка, ала. Сухота сердцу молодецкому…» и так далее.

Леонардо да Винчи.
Самоучка, который за всю жизнь таки не удосужился освоить латынь, зато изобрел примерно все на свете. Его идея номер 1 - наблюдения за природой. Он ничего не принимал на веру, но внимательно наблюдал. Это не просто стратегия. Это абсолютно новаторский подход к исследованию в эпоху, когда очень многие знания просто принимались на веру.
Идея номер 2 - парадоксальное воображение, опирающееся на поиск повторяющихся моделей в разных областях. Что общего между потоками воды, воздуха и волос девушки? Именно это сделало его величайшим художником всех времен и народов. А не умение рисовать. Рисовальщиков в его время и без него хватало. И были среди них и более усердные и более талантливые. А уж концентрация и вовсе не входила в число его добродетелей (Брайан, прости!).

Черчилль.
Его идея номер 1 - взгляд на историю через призму политики. Его исторические труды, давшие ему мировую славу, а также Нобелевскую премию по литературе, написаны не просто историком, но практическим политиком, который прекрасно разбирается во всех хитросплетениях интересов всех действующих лиц.
Его идея номер 2 - взгляд на политику через призму истории. Когда читаешь его мемуары, прекрасно понимаешь, что он строил свою карьеру как писатель строит биографию персонажа. Он прекрасно понимал, как будут оценены все последствия каждого его поступка и оценивал их не только с точки зрения повседневной политической выгоды, но и с точки зрения исторической перспективы. Такого взгляда не было ни у кого из европейских политиков того времени. Да и у современных политиков такого взгляда, кажется, нет ни у кого.

Уоррен Баффет.
Идея номер 1. Инновационный подход к инвестиционным решениям. Я понимаю, что большая часть моих читателей - гуманитарии, поэтому попробую очень упрощенно объяснить, в чем состоит этот подход. Прежде всего - доскональное изучение рынка. Отказ от принятия решения, если что-то непонятно. Решение о покупке принимается только наверняка. Страховка возможных рисков. Поиск недооцененных активов, которые могут долго приносить прибыль. Покупка не для перепродажи, а для получения прибыли в виде дивидендов. То есть Баффет покупал редко, покупал только то, что ему понятно и покупал только для того, чтобы его покупка приносила ему деньги.
Идея номер 2 - культивация мифа об инвесторе номер 1. Вы думаете, ему действительно нравятся гамбургеры за полтора доллара? Он очень быстро понял, что сначала ты работаешь на зачетку миф, потом миф работает на тебя.
Вот представьте, есть некая компания. Она стоит миллион долларов. Появляется информация о том, что Баффет купил ее акции. Как вы будете, сколько будет стоить эта компания к вечеру следующего дня? Надеюсь, принцип понятен.

Стив Джобс.
Идея номер 1 - создание замкнутой системы из компьютерного железа и программного обеспечения. Идея номер 2 - дизайн продуктов, основанный на изучении поведения пользователя.

И так далее.
Если вы внимательно изучите то, что делает любой по-настоящему успешный человек в любой области, вы увидите, что у него есть две великих идеи.
Есть ли между этими разными идеями что-то общее? Возможно ли выявить какую-то стратегию для выявления этих идей?
Да, есть.
Одна идея - это нечто новое, нечто, что создает большую ценность для людей.
Вторая - что-то, что дает возможность самовоспроизводящегося масштабирования.
Написав эту заметку, я задумался - а есть ли у меня две великих идеи?
Кажется, есть.
Идея номер 1 - адаптация технологий личностного развития для творческих людей.
Идея номер 2 - использование инструментов сторителлинга для продвижения своих проектов.

А у вас есть две великих идеи?

Ваш
М.

ЗЫ. Между тем. На онлайн-курсе «Роман» половина мест уже занята: http://www.shichenga.ru/index/blizhajshie_kursy/0-21

Previous post Next post
Up