Все счастливые писатели похожи друг на друга, каждый несчастливый писатель несчастлив по-своему. Пожалуй, в самом тяжелом положении оказываются литераторы, неудовлетворенные и утомленные писательским трудом. Согласитесь, пожалуй, всех литераторов объединяет моральное удовлетворение, которое авторы стремятся получить от писательства. И если оно отсутствует, что бы ни приносила человеку литературная деятельность, он обречен на постоянные внутренние борения.
Причина неудовлетворенности у современного и особенно у начинающего писателя предостаточно: непризнанность и безызвестность, низкие гонорары, несоответствие способностей автора поставленным задачам (например, издательство требует сдать 10 авторских листов за один месяц), усталость от монотонного труда, заболевания, обостряющиеся от постоянного пребывания в сидячем положении за компьютером, конфликты с родственниками, не разделяющими литературных увлечений автора и т.д. Причины индивидуальны, а последствия практически идентичны: невроз.
Любопытно, что с проблемой профессионального выгорания сталкиваются не только маститые авторы, но и новички. Мечтал всю жизнь потенциальный писатель оставить офисную работу и литераторствовать в свое удовольствие, только и думал о том, как примет его в нежные объятия какая-нибудь школа писателя или просто секция прозы, и станет он не офисным рабом, а вольным автором. Уволился и стал писать, а после даже публиковаться. И вдруг в самом начале карьеры - стопор.
Большую часть дня писатель проводит в работе над текстом или в подготовке к ней. Если взять ненормированный рабочий день литератора, прибавить возможные переработки и мысли о создаваемом произведении, вообще не подчиняющиеся какому бы ни было расписанию, получается, что писательский труд занимает как минимум половину дневного (если прибавить сны, то и ночного) времени. И когда этот труд утомителен, жизнь автора становится отравленной. Возникает вопрос: «нужно ли что-то менять?» И что делать литератору, если писательский труд вносит в его жизнь только негативные эмоции? В пользу чего делать выбор, особенно если выбор делать не позволяют жизненные обстоятельства, да и писать все-таки хочется?
6 СПОСОБОВ ЗАСТАВИТЬ СЕБЯ СНОВА ПОЛЮБИТЬ ПИСАТЬ
1. Прекратить писательскую деятельность на неопределенное, но вполне адекватное время. Допустим, на две недели или пару месяцев. Не писать, не продумывать варианты развития сюжета, не набрасывать диалоги и не фиксировать занятные фразы. Вообще ничего. Тишина. В качестве усилителя метода - можно еще не читать. В свободное время гулять, смотреть художественные фильмы и сериалы, только не про писателей. Если не сработает - продлить отпуск. Если опять не сработает - пора вспомнить Осю Бендера, завершающего «Золотого теленка» репликой «Что ж, графа Монтекристо из меня не вышло, пора переквалифицироваться в управдомы».
2. Более радикальный, но не менее действенный метод - оставить писательский труд на два месяца и устроиться на работу продавцом-консультантом, официантом, мерчандайзером. В магазин, салон связи, супермаркет, кафе, ресторан. То есть туда, куда возьмут сразу, и откуда уходить будет не жалко. Тяжелый труд в сфере обслуживания быстро реанимирует любовь к писательскому труду.
3. Читать коллег и конкурентов запоем, как следствие преисполнится духом здоровой литературной борьбы. Если чтение конкурентов вызывает чувства самые разрушительное, а именно зависть, раздражительность, неуверенность в себе, стоит читать классиков, уже почивших, которые вдохновляли на заре творческого пути. У каждого свои любимые авторы, и советы здесь бессмысленны. Но писатель, без сомнения, всегда найдет вдохновляющий его текст.
4. Получить порцию лести от особо лояльных читателей - лучше, конечно, если это будут люди, которым автор доверяет и чье эстетическое сознание схоже его собственному, так как их мнение окажется более ценным для него.
5. Вспомнить тех людей, которым автор очень хотел бы доказать свою литературную состоятельность - пожалуй, у каждого автора найдет этакий тайный адресат: первый редактор, забраковавший рукопись, школьный учитель литературы, научный руководитель, соседка или сосед по парте, бывшая жена или муж, нынешняя жена или муж, преисполненная духом сомнения мама, директор с прежней работы, лучший друг, успешный брат и т.д. Ведь если перестать писать или делать это без любви к процессу, есть вероятность, что эти люди так и не узнают о величии нашего гения.
6. Просто перечитать все, что уже было написано и придумано. В копилке любого писателя есть тексты, которыми он гордится. Можно обратиться к ним и вспомнить о своих успехах, о проделанной работе, о былых надеждах, которые еще могут сбыться, если не продолжить начатое и писать, писать, писать с юношеским задором.