Много лет назад я был шеф-редактором одной очень популярной столичной газеты. И вот однажды наша редакция переезжала в новый офис. Наша директриса была очень экономной женщиной и она сказала - ребята, носить столы и компьютеры будем сами.
Ребята, естественно, обрадовались - журналисты готовы делать что угодно, лишь бы не работать. И мы целый день таскали столы и компьютеры. Вечером, когда переезд был закончен, и мы, уставшие как собаки, сидели в новом офисе, я вдруг понял, что за этот день ни один из нас не сделал ничего по своей основной работе.
Я оглядел наш коллектив и решил подсчитать, сколько мы все вместе зарабатываем за один день. Получилась огромная, сумасшедшая цифра. Хватило бы перевезти десять редакций.
Все наше очень дорогое и уже оплаченное газетой время было потрачено на низкоквалифицированный труд, который легко могли сделать нанятые рабочие за какие-нибудь 300-400 рублей.
Согласитесь, это глупость. Наша глупая директриса решила сэкономить, но вместо этого потратила гораздо больше.
И очень многие из нас делают то же самое. Когда вы тратите целый день для того, чтобы разобраться в устройстве ноутбука вместо того, чтобы вызвать мастера. Когда вы, по колено в воде переустанавливаете кран в ванной, вместо того, чтобы заплатить 100 рублей сантехнику. Когда вы тратите час в день на походы по магазинам вместо того, чтобы заказать еду через интернет. Когда вы, высунув язык от усердия, заполняете свою налоговую декларацию вместо того, чтобы нанять бухгалтера.
Подумайте о том, сколько стоит ваше время. Вы можете научиться спать три часа в день для того, чтобы все успевать. А можете нанять себе помощников, которые освободят вас от менее значительных дел и освободят ваше время для того, что на самом деле важно.
Особенно это касается творческих людей - не только писателей и сценаристов, но и рекламщиков, предпринимателей, изобретателей, дизайнеров, архитекторов - вы удивитесь тому, сколько профессий в наше время стали по-настоящему творческими. В таких профессиях очень высока цена ошибки, трудно описать процесс для того, чтобы его делегировать, и почти невозможно сформулировать техническое задание.
Например, я писатель, пишу книгу про 19-й век и мне нужно перелопатить гору книг и происках нужной информации об этом времени. Давайте посмотрим, как здесь можно запустить механизм делегирования. Я могу нанять человека, который прочитает все эти книги и сделает для меня некую выжимку. Но мне от этой выжимки большого толку не будет. Мне нужны не цифры и факты, а как раз то, что было отжато - воздух, атмосфера, звуки и запахи эпохи, что-то трудноуловимое и никак не фиксируемое.
Возможно, мне нужен какой-то конкретный факт, который запустит механизм моего воображения и откроет двери моего восприятия. Какое это будет факт? Я не знаю. Для того, чтобы этот факт увидеть и почувствовать, я должен пропустить через себя десятки фактов, я должен пропитаться фактами насквозь и никто эту работу за меня не сделает. Или сделает? Мне нужен помощник, который будет таким же крейзанутым как и я, который безошибочно вытащит из навозной кучи истории нужное мне жемчужное зернышку и преподнесет его мне на блюдечке с голубой каемочкой, чтобы мне осталось только распахнуть свои двери восприятия и начать выдавать на гора свой контент.
Есть прекрасная история (возможно легендарная) о том, как один режиссер дал техническое задание одному сценаристу. Режиссер сказал: «Я вижу холм. На холме дерево. Под деревом какие-то люди. И один из них, возможно, Гитлер». Сценарист сказал - «Понятно», ушел и через месяц принес сценарий. Режиссер был Александр Сокуров, сценарист - Юрий Арабов. Сценарий был снят без единой поправки. А все почему? А все потому, что сценарист получил от режиссера идеальное, предельно конкретное и точное техническое задание, которое было выполнено точно в соответствии с полученными указаниями. Берем сценарий, читаем. Холм есть? Есть. Дерево есть? Есть. Люди есть? На месте. Гитлер имеется? Одна штука.
Если вы творческий человек - ищите таких людей, которые смогут выполнять ваши техзадания максимально близко к тому, что вы от них хотите получить.
Для этого есть одна техника, которая называется - «Следующий!» Вы не ищете идеального исполнителя, не строите гипотез о том, будет ли идеальным исполнителем тот или иной человек, а тестируете каждого встреченного вами человека. И если он не подходит, вы просто говорите: «Следующий!»
В райдере группы «Ван Хален» есть одно странное требование. В гримерке артистов должна быть тарелка, наполненная M&M's. При этом там не должно быть ни одной коричневой драже. Зачем это сделано? Что эти металлисты имели против коричневых драже? Кто сказал «похоже на дерьмо?». Сдайте свой пистолет и выйдите из класса, мистер Браун!
Дело в том, что у группы «Ван Хален» сложнейшее, дорогущее оборудование, которое требует очень внимательного обращения. И если они входили в гримерку и видели вазу, в которой была хотя бы одна коричневая драже - они сразу понимали: здесь будут проблемы, потому что принимающая сторона - раздолбаи, которые обломились дочитать до конца райдер. Что происходило дальше? Дальше было: «Следующий!»
Придумайте для себя такой же «Тест Ван Халена», с помощью которого вы будете проверять потенциальных помощников на внимательность.
Даже если вы работаете на работе - в смысле, в офисе, вы все равно можете делегировать малозначительные задачи. Особенно хорошо это получается у начальников. Вы можете делегировать свои задачи подчиненным. Но если вы сами подчиненный, вы можете потихоньку от всех договориться с кем-то из коллег, чтобы он за небольшую дополнительную денежку делал за вас какую-то работу, освобождая для вас время, которое необходимо вам для того, чтобы втайне от всех учиться в моей сценарной мастерской. Ой, я правда это написал? Извините, вырвалось.
Как только вы начнете делегировать, у вас тут же начнется внутреннее сопротивление: я не могу никому поручить свою работу! Я много раз пробовал, и они все портят, путают, ломают! Невозможно найти человека, который делал бы мою работу так же хорошо, как ее делаю я. Окей. Делегируйте только ту работу, в которой уровень качества допустимо снизить до восьмидесяти процентов от того, какое качество можете выдать вы. Результат неизбежно будет хуже, но не намного хуже. Не в разы хуже. А вы сможете использовать освободившееся время и энергию для того, чтобы выполнять задачи более высокого уровня.
Ох, чуть не забыл написать про рабовладельческий строй! «У каждого гражданина в демократическом обществе должно быть не менее трех рабов» - утверждает пересказанный анонимусом из Лепры, пересказанный Стругацкими, пересказанный Платоном Сократ. Звучит как оксюморон (к тому же мы не знаем, что в этой игре в испорченный телефон сказал Сократ на самом деле, может быть, он просто попросил добавить в цикуту вишенку), но в этом высказывании есть очень глубокий смысл. Он заключается в том, что гражданин и раб - это люди разной природы. Разного качества. Разного уровня развития. Разных целей. В каком-то смысле это люди двух разных биологических видов.
В современном мире вы сами можете выбирать, кто вы - раб или свободный гражданин. Гражданин делегирует. Рабу делегируют. Если вы понимаете эту разницу, вы уже никогда не захотите быть рабом.
Кто Спартак? Я Спартак!
Запомните: Любой рост в современном мире начинается тогда, когда начинается делегирование.
Сделайте: делегируйте какое-нибудь одно ваше дело. Найдите кого-то, кто сделает это дело за вас.
Ваш
М.
Между тем. В мастерской полным ходом идет набор на онлайн-курс «Сценарий полнометражного фильма» (март-май 2022):
https://www.shichenga.ru/index/blizhajshie_kursy/0-21 Действуйте!