КАК СЦЕНАРИСТУ ЗАЩИТИТЬ ПРАВА НА СЦЕНАРИЙ?

May 04, 2021 12:08





Нам пишут:
Александр, здравствуйте.
Нужен Ваш совет.
Я написал сценарий. Детектив. Полный метр.
Разослал синопсис сценария по студиям и "людям из индустрии".
Есть отклики на синопсис и просят прислать сценарий на прочтение.
Я не хочу этого делать, т.к. это два года работы и интеллектуальная собственность.
Посоветуйте, плз, как бы Вы поступили в данной ситуации?
Я сам за прочтение "с листа" в моем присутствии.
Заранее благодарен.

Вот смотрите. Нет простого и очевидного ответа.
С одной стороны, вы правы - сценарий это два года работы и понятен страх, что сценарий "украдут".
С другой стороны, ваши два года работы стоят в лучшем случае несколько десятков тысяч долларов и заплатить их вам проще, чем украсть ваш сценарий и нарваться на судебный иск, по которому максимум возмещения - 5 миллионов рублей.
С третьей стороны, далеко не редкая ситуация, когда сам по себе сценарий не нравится, но нравится сюжетный ход, сцена, персонаж, реплика - что-нибудь, что можно безнаказанно подрезать, а потом отдать доработать "своему автору".
С четвертой, далеко не редкая ситуация, когда сценарий у вас купят, но доработку отдадут другому автору с последствиями вплоть до удаления вас из титров.

Что с этим делать?

Прочтение "с листа" в вашем присутствии вас не защитит никоим образом, а требование оного лишь покажет вашу заведомую неадекватность.



Смотрите, когда у вас выше заголовка написано, что "все права защищены", а они на самом деле не защищены, вы выглядите как человек, который идет с голыми руками на толпу бандитов, имея угрожающий вид и говорящий "У меня пистолет".

Ну то есть дважды глупость - сказать, что у вас есть пистолет, и при этом не иметь пистолета.

Что делать? Ровно наоборот.

1) Не говорить о том, что у вас есть пистолет.
2) Иметь пистолет.

То есть - не требовать чтения с листа в вашем присутствии. Не писать, что ваши права защищены.

Однако.

Защитить их.

Как это сделать? Ну например, можно зарегистрировать сценарий как ваш авторский текст в РАО. Я не знаю, сколько это стоит, раньше стоило около тысячи. Если вы член гильдии сценаристов, можно зарегистрировать его в гильдии. Я не знаю, как там сейчас это устроено, в свое время там регистрировали мой сценарий бесплатно и
это впоследствии очень мне помогло в одной спорной ситуации.

Есть миф о том, что можно отправить сценарий самому себе, оставить его на хранении у нотариуса, опубликовать его "под глазок" на Прозе.ру. Честно говоря, мне неизвестны случаи, когда это действительно помогло защитить права.

Хорошо работает публикация сценария в виде книги. Причем не обязательно его публиковать в интернет-магазины, можно заказать через "Ридеро" хоть 10 экземпляров, чтобы книге присвоили код и зафиксировали дату публикации и полный текст сценария.

Но все это, честно говоря, не дает полную, стопроцентную гарантию.

Единственное, что вам может дать такую гарантию - это лютое, бешеное желание заказчика работать именно и только с вами.

Чтобы заказчик не только не хотел вас скинуть с проекта, а чтобы он был готов побороться за вас на этом проекте.

Потому что сценарий - это не текст, который вы написали за два года. А бесконечный процесс доработок и переработок текста, который вы можете безропотно и с полной самоотдачей поддерживать. Или не можете.

Но платят вам именно за это.

Ваш

М.

ЗЫ. У вас есть идея сценария, которая не дает вам спать, но вы не знаете, как за нее взяться, с чего начать? Начните с нашего бесплатного онлайн-курса «Сценарий за неделю» (14 - 20 июня):

http://www.shichenga.ru/news/besplatnyj_onlajn_kurs_scenarij_za_nedelju_7_13_ijunja/2021-04-12-1070

Previous post Next post
Up