Как некоторым писателям удается быть настолько высокоэффективными? Как им удается творить без психического или эмоционального истощения? Этот вопрос тревожит не только начинающих писателей, но и любого творческого человека. Хороший рабочий процесс также неуловим, как и само вдохновение и имеет массу противников в лице миллионов отвлекающих факторов окружающего мира.
Если изучить детальнее творческий процесс разных писателей, пусть даже с разной художественной философией и манерой письма, можно выделить две конкретные привычки, встречающиеся у наиболее успешных авторов. Одна из них весьма ожидаема, другая - не очень.
1. Наиболее успешные писатели делают свою работу утром. Несмотря на то, что многие писатели являются обладателями полуночной болезни, удивителен тот факт, что они не являются рабами спонтанного вдохновения, а вместо этого предпочитают писать в утренние часы.
Самый известный любитель писать по утрам, Эрнест Хемингуэй, связывал эту привычку со своим строго регламентированным и непоколебимым отношением к работе.
"Нигде он не был так самоотвержен творчеству, как в спальне с желтыми стенами, где рано утром Хемингуэй просыпался и стоял в абсолютной концентрации перед своей писательской доской, переминаясь с ноги на ногу и потея, когда работа шла хорошо, волнуясь, как мальчишка, капризный и несчастный, когда момент творчества проходил..." The Paris Review
Это совсем не значит, что вы сможете выдавать по шедевру за неделю. Вместо того, чтобы размышлять о работе весь день, выполняя её утром, вы сможете сконцентрироваться на окружающем мире. Такой подход позволяет реализовать ваше творчество в определенном месте, в определенное время. Вы не взбудоражены переживаниями дня и это позволяет освободиться от стресса, вечного спутника человеческого бытия. Реализовав свои творческие импульсы, вы можете подумать о том, как продолжите свою работу завтра вместо того, чтобы думать, когда выкроить время на творчество.
Другой важный момент для тех, кто творит по утрам - это установление лимита времени. Нет ничего проще, чем написать, например, 10 страниц, когда у вас целый день в запасе, но для достижения высокого уровня очень важна производительность в сжатые сроки.
В исследовании, озаглавленном "Время суток влияет на решение проблем: когда неоптимальное является оптимальным", авторы предполагают, что утром люди более склонны решать абстрактные проблемы, чем логические. "Результаты показывают, что неоптимальное время суток влияет на более глубокое восприятие проблем и их решение".
Для тех, кто не считает себя человеком утра, вы не одни. Феминистка и философ Симона де Бовуар не была жаворонком, тем не менее стремилась закончить свои писательские дела до полудня. "Я не люблю утро",- говорила она,- "сперва я выпиваю чашечку чая, а потом, часов в 10 я сажусь за работу и не встаю до часу дня".
2. Вторую привычку сложно предугадать. Дело в том, что это практически мелочь. Итак, успешные писатели чаще всего ничего не делают во второй половине дня. Ну не совсем ничего. Скорее ничего, что было бы связано с их творческой работой.
Ирвин Шоу, плодовитый драматург, сценарист и писатель, был довольно строг относительно своего режима. "По утрам его никто не беспокоил, его жена отвечала на телефонные звонки, а во второй половине дня он убирал свою машинку, предпочитая другие виды деятельности".
Возможно покажется, что писатель должен быть слишком серьезным и задумчивым для других дел, тем не менее отвлечение от напряженной умственной деятельности весьма полезно для творческого процесса.
Возвращаясь к писательским привычкам Хемингуэя, стоит отметить, важно не только то, что он делал за своим столом, но и то, чем занимался, когда не был там.
В то время как некоторые авторы любят вести замкнутый образ жизни, другим необходимо выбираться в свет, когда они не пишут.
Например, Хемингуэй после "добровольного писательства" до полудня брал свою трость и отправлялся в бассейн, где ежедневно проплывал пол мили.
Писатели также любят бродить. Уильям Вордсворт любил прогулки по английской сельской местности, а японский писатель Харуки Мураками утверждает, что его любовь к пробежкам способствует его писательским свершениям. "Бег научил меня верить в себя как в писателя. Я узнал, как много я могу требовать от себя, когда мне нужен перерыв, и когда перерыв становится слишком длинным".
Некоторые просто забрасывали работу и наслаждались прогулками и утром, и вечером. Оноре де Бальзак бродил по Парижу, Уильям Батлер Йейтс - вокруг Дублина, ничего не делая, но всё замечая.
Но стоит уточнить, что есть различие между теми, кто бездельничает после работы и ничего не делает весь день. На самом деле, прогулка очень полезная деятельность для творческого человека. Творчество чаще всего отображает внешний мир, а значит надо иметь возможность его видеть. В своем эссе "Извинение за бездельников" Роберт Льюис Стивенсон утверждает, что вторая половина дня релаксации не только полезна, но и необходима для самообразования. Долгая прогулка помогает увидеть мир по-новому.
Авторы, которые способны умерить свои амбиции и работают согласно графику, являются наиболее сконцентрированными и эффективными. Конечно, если получают необходимую долю свежего воздуха. Так что, если вы хотите быть более продуктивными, ставьте будильник на пораньше, работайте не покладая рук в течение нескольких часов, а потом отдыхайте.