Сценаристы не любят и не умеют говорить о деньгах. Почему? А потому, что никто и никогда с ними о деньгах не говорил. Поэтому они стесняются, а иногда и просто боятся таких разговоров. Они считаются неприличными. Важнейшая тема, от которой зависит их благополучие, полностью ускользает от их понимания. И в итоге денежные вопросы за них всегда решают другие. Например, продюсеры, которые как раз умеют и любят решать эти денежные вопросы. Нужно объяснять, в чью пользу они эти вопросы решают?
Сценарист должен иметь возможность отказаться от любой сделки - пишу это уже в третий раз подряд. И еще в четвертый напишу: сценарист должен иметь возможность отказаться от любой сделки.
Для этого он должен вести несколько проектов одновременно. В условиях нашей индустрии это совершенно необходимо. Не понимаю авторов, которые месяцами ждут запуска какого-то проекта. «Да, у меня есть работа, просто проект остановлен, денег не платят, но говорят, может быть, в августе все начнется, так что я жду». Дружок, чего ты ждешь, ищи другой проект! «А если запустится этот проект, как я буду вести два проекта одновременно?» Как? Каком кверху! Два проекта ему трудно вести. А есть досыта три раза в день тебе не трудно?
Дэн Кеннеди ведет одновременно две тысячи проектов. В одиночку. Энтони Роббинс - пять тысяч проектов. И проекты у этих ребят не чета вашим. Да, эти ребята - специалисты по личной эффективности и жесткому тайм-менеджменту. Но никто и не требует от вас, чтобы вы вели пять тысяч проектов. Но хотя бы пять!.. Хотя бы три!..
Мой опыт показывает, что сценарист вполне может работать одновременно над 5-7 проектами. Дело в том, что работа над сценарием распределена неравномерно. Пишешь заявку - это день работы. Потом ждешь три месяца. Потом пишешь посерийники.. Ждешь месяц. Поэпизодники. Ждешь месяц. Диалоги. Ждешь полгода, пока их прочитают.
Когда возникают паузы - можно и нужно работать над другими проектами.
Как я уже говорил раньше, сценарист может и должен иметь возможность творческого самовыражения «на стороне». Сейчас я хочу добавить к этому, что сценарист может и должен иметь стабильный заработок «на стороне». Конечно, тяжело работать 8 часов в день и еще писать сценарии. Но можно устроить свои дела так, чтобы эта работа не отнимала у вас слишком много времени.
Самый простой способ - стать начальником. В свое время я перешел из журналистов в главные редакторы именно для того, чтобы никто не мешал мне пару часов в день спокойно сидеть в своем кабинете и писать сценарии.
Но кроме этого, нужно постоянно генерить новые источники дохода. Нужно превращать в источники дохода все, что вам нравится делать.
Например, мне нравится выступать перед людьми. Раньше я делал это бесплатно. Сейчас мне за это платят и, должен признаться, иногда весьма неплохо. Это и реклама и заработок.
Очень важно создавать источники постоянного дохода, которые работают без вашего участия. Не буду говорить об инвестициях, творческие люди все равно в этом ничего не понимают. Но помните, что, когда вы пишете сценарий, вы получите гонорар только один раз. Хотя обычно это довольно большой гонорар, но вы просто продадите свое время в обмен на деньги.
Ваше время - это ограниченный ресурс. Его у вас не бесконечно много.
А когда вы пишете пьесу или книгу, вы создаете товар, который будет продаваться без вашего участия. И каждый раз, когда кто-то купит вашу книгу или сходит в театр на спектакль по вашей пьесе - вы будете получать деньги. Не прилагая для этого никаких усилий.
Конечно, это должна быть хорошая книга и хорошая пьеса. Одна хорошая пьеса и одна хорошая книга - лучше, чем сто плохих книг и сто плохих пьес, которые никто не читает и не ставит.
И еще один совет. Есть одна методика управления личными финансами, которая помогает очень быстро достичь финансового благополучия. Она очень простая. И она всем известна. Уверен, вы тоже ее знаете. Но почему-то не применяете. Если бы ее применили, ваши дела очень быстро пошли бы в гору. Но, по какой-то причине, даже прочитав эту книгу, лишь несколько человек из вас последуют моему следующему совету. Именно они и станут в конце концов сценаристами №1.
Для них я и пишу эту книгу.
Итак, финансы. Вы должны точно знать, сколько у вас денег. Вы должны записывать все поступающие на ваш счет суммы. Спортсмены знают - простая фиксация результатов уже их значительно улучшает.
Откройте отдельный банковский счет. Накопительный, под хорошие проценты.
И раз в две недели приносите десять процентов от того, что вы заработали за это время, и кладите на этот счет. Делайте это регулярно, не пропуская ни разу. 10 процентов со всех доходов отправляются на счет. Даже если вы зарабатываете совсем немного, 10 процентов от этого «немного» отправляются на счет.
Сколько нужно накопить денег? Как можно больше. У вас должна образоваться «подушка безопасности», которая, при необходимости, позволит вам жить без поступления денег как минимум два года.
Теперь назначьте некий процент от одного до десяти. Это может быть и десять процентов, может быть один. Можно выбрать середину - пять процентов.
И с такой же регулярностью тратьте эту сумму на благотворительность.
И еще.
Всегда давайте чаевые. Всегда подавайте нищим. Всегда давайте пару рублей выпивохам у магазина. Всегда кладите пару монет в шляпу уличным музыкантам.
Деньги, потраченные на благотворительность, всегда возвращаются многократно. Не знаю, как это работает. И никто не знает. Но это работает.
Также необходимо фиксировать все свои расходы. Просто фиксировать. Записывать каждую трату. Сам факт фиксации помогает избежать утечек. Вы очень быстро заметите траты, которые вам не нужны. Утечки. Есть хороший термин (и звучит подходяще) - «муда» - он означает любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности.
Легендарный директор «Тойоты» Тайити Оно в свое время определил «семь муда» - число типов потерь. Это перепроизводство товаров, когда спрос на них еще не возник, ожидание следующей производственной линии, ненужная транспортировка материалов, лишние этапы обработки, лишние запасы, ненужные перемещения людей в ходе работы, производство дефектов.
Каждая из этих семи муда имеет свойство заводиться и в хозяйстве сценариста. Постоянно спрашивайте себя: то, что я делаю прямо сейчас - это создание ценности или очередная муда?
Возможно, приучение к финансовой дисциплине займет у вас месяцы и даже годы, но оно того стоит. Надеюсь, вы понимаете, что я не призываю экономить на чае и сухариках. Мы с вами не Акакии Акакиевичи.
Несколько лет назад известный блогер Алекс Левитас написал нашумевшую статью «Фактор капучино», в которой подсчитал, сколько денег вы потеряете, если будете каждый день пить капучино. В этой статье, на мой взгляд, была допущена одна серьезная ошибка. Неверно выбран объект траты.
Если я хочу каждый день пить капучино, я готов тратить на это свои деньги. (Кстати, я пью довольно дорогой кофе и буду продолжать это делать, что бы там ни было). Но если вы будете контролировать свои расходы, вы можете найти такие траты, которые не приносят вам никакой пользы. Все равно как если бы вы каждый день покупали чашку капучино и выливали бы ее в раковину. От таких трат нужно избавляться. Например, если вы выписываете журнал, который никогда не читаете. Или оплачиваете подписку на сайте, на который не заглядываете. Абонемент в спортзале, в который вы не ходите. Это бреши, через которые утекают ваши деньги. Заделывайте эти бреши.
Когда вы наладите работу с накопительным счетом и установите контроль за расходами, начнется следующий очень интересный этап - инвестиции. Но это очень большая и сложная тема, достойная отдельной книги. Очень мало кто из творческих людей умеет инвестировать. Там есть очень интересные возможности…
А мы продолжаем учиться работать с заказчиками. В следующей главе я расскажу вам, как и за что нужно увольнять заказчиков.
Запомните:
Пассивный доход всегда лучше, чем продажа вашего времени за деньги.
Сделайте:
Заткните «финансовые бреши». Начните откладывать деньги.
Прочитайте:
Роберт Кийосаки, «Богатый папа, бедный папа».
Ваш
М.
ЗЫ. Инвестируйте в себя - онлайн-курс "Сценарий телесериала":
http://www.shichenga.ru/index/blizhajshie_kursy/0-21