Есть качества, ведущие к победе, и есть - уводящие от нее. И подчас преградой к литературному успеху становимся мы сами с нашими самообманами и предубежденьями. Пора разрушить иллюзии и узнать, какие качества мешают попасть в число прославленных авторов.
ЛЕНЬ, способная погубить самые светлые и многообещающие начинания. Здесь, казалось бы, и говорить ничего не стоит, но мы хотим подстегнуть ленивого автора и заставить его действовать. Поэтому напоминаем: пока один писатель ленится себе на диване, десяток других не просто разделили и съели его пирог, а уже переварили, снова проголодались и заказали новый, а ленивый автор, так и остался за бортом современного литературного процесса на своем мягком диване в грезах о большом успехе.
ИНЕРТНОСТЬ, которая может выражаться как в стремлении к абсолютному бездействию («Оставьте меня в покое, я не хочу больше писать!»), так и в постоянном заваливании любого дела, в сведении на нет любого начинания, в нашем случае - любого сюжета да и вообще любого текста. Начнется повествование за здравие, бодро лягут строчки забористого текста, а потом бац - застрял автор. Навалилась на него апатия и уныние, разодрали его противоречия, и усомнился он в правоте своего дела. И так усомнился, что взял паузу на многие месяцы. Крайнее проявление этого качества - абсолютное нежелание писать вообще или продвигать уже созданный текст, ибо это означает менять что-то в привычном укладе жизни, бороться и тревожиться. Инертному писателю легче жить в грезах о победах, о громких литературных премиях, чем выходить на поле литературной брани в полном обмундировании, писать долгими вечерами, а после продавать свою рукопись.
БОЛЕЗНЕННОЕ ЧЕСТОЛЮБИЕ. Собственно, честолюбие, всегда бывает свойственно людям одаренным, способным, талантливым. Для писателя естественно нести свою мысль в мир, стремиться обогатить его своими идеями, считая себя достойным разделить чашу на пире отцов. Однако на почве постоянного бездействия и провалов честолюбие, гипертрофируется, становится болезненным. Стоит только такому писателю услышать нелестный отзыв о своем произведении или хотя бы немного усомниться в восторженной реакции читателя, как он теряется, расстраивается, оскорбляется, сдается.
С людьми, наделенными болезненным честолюбием, тяжело вести дела - поскольку любую критику они расценивают как смертельное оскорбление. Как следствие - болезненно честолюбивые писатели, пребывая во власти своих эмоций, зачастую вступают в безосновательные конфликты с читателями, критиками, журналистами, родственниками, издателями, нередко приводящие к краху любого дела.
МЕДЛИТЕЛЬНОСТЬ - неумение в нужный момент собраться, быстро мобилизовать силы, оперативно принять решение. Медлительность в работе над рукописью, в раздумывании на тему «публиковаться или нет, и если публиковаться, то у кого», в переговорах с издательством. Хотя нам известно, что быстро только кошки родятся, в современных условиях затягивать создание романа опасно: вдруг кто-то напишет о том же раньше, вдруг издательство исчерпает лимит запланированных публикаций, вдруг грянет новый кризис, а издательский рынок рухнет. Одним словом, медлительность - зло. Но злом можно считать и торопливость, ведущую к появлению некачественного текста и подписанию кабальных для автора контрактов. Вывод - нужно искать золотую середину.
КОНФОРМИЗМ - желание вписаться в литературную традицию, тенденцию, тренд, писать под прославленного автора, создавать продолжение популярных романов или схожие тексты, выступать как представитель известной школы писателя, в общем - стремление быть, как все. Сюда же мы отнесем ориентацию на ожидания издателя, читателя, критика. Дело в том, что часто из талантливых авторов выходят скверные подражатели. Например, Лермонтов был не самым удачным Байроном, но стал гениальным самобытным русским писателем, в творчестве которого звучали романтические мотивы. Ахматова была несносным акмеистом - не вписывалась она в акмеистический формат Гумилева. Мандельштам - да, а Ахматова - нет. Но зато она стала основоположницей женской интимной лирики, за которую ее знают и ценят поныне.
Отсюда вывод - нет смысла искусственно приводить свое творчество в соответствие с существующим литературным каноном, если есть возможность выступить в роли новатора и обогатить отечественную литературу не фанфиком, а уникальным текстом.
ЭНЕРГИЧНОСТЬ, АКТИВНОСТЬ ЛИТЕРАТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. То есть ведение многочисленных литературных блогов, посещение сетевых писательских форумов, участие в прозаических и поэтических баталиях, вступление в литературные секции при писательских союзах и ассоциациях. Эта насыщенная литературная жизнь, интересная с точки зрения приобретения новых знакомств, расширения списка профессиональных контактов и просто веселого времяпрепровождения, не приближает автора к поставленной цели, а наоборот подчас отвлекает от главного дела, а именно письма. Если же с процессом текстообразования и продвижением рукописи все складно, почему бы и не поразвлечься на просторах сети и не позаседать на семинарах для начписов. В противном случае в автор рискует свернуть на окололитературную тропу, ведущую к писательское никуда.