Сколько раз нужно быть готовым подняться?
На днях познакомился с Пашей. Паша из тех людей, кого можно выбросить в чистом поле голым, а через три дня он найдет в этом поле одежду, машину, офис, клиентов и товар, который можно продать этим клиентам. Однажды Паша поехал на Тайланд и в первый же день сломал палец на ноге. На два месяца оказался прикован к постеле. Пока лежал, шарился по интернету и обнаружил, как много людей ищут съемное жилье в Тайланде. Сделал сайт, нанял двух сотрудников. Дело пошло. Паша уже думал остаться в Тайланде, полетел в Москву за вещами, там обнаружилось, что жена беременна - короче, Тайланд незаметно ушел на второй план.
Сейчас Паша торгует щебнем. Он не любит просыпаться по утрам. Говорит - «Я пошел в бизнес именно для того, чтобы не вставать рано».
Интересный у нас был разговор. Один парень, работающий по найму (и довольно успешно), спросил - что нужно сделать, чтобы запустить бизнес. Паша подумал и спросил:
- Сколько у тебя зарплата?
- Сто пятьдесят тысяч.
- Возьми пятьдесят и вложи в дело. В любое. Неважно в какое, потому что ты эти деньги потеряешь. А в следующем месяце возьми еще пятьдесят и снова вложи. И снова потеряй.
- И сколько раз так делать?
- Пока не получится. Мне кажется, что предприниматель должен минимум три раза полностью разориться и вылететь в трубу. И если он после этого снова поднимется - значит, он будет этим заниматься, что бы ни случилось.
Сам Паша разорялся много раз. Было время - таксовал по ночам. Однажды в его такси села цыганка, поговорила с ним пять минут и вышла, забрав все его деньги, всю ночную выручку.
Но он всегда знал, что он поднимется.
- Сколько денег у тебя сейчас есть? - спросили у него. Паша удивился.
- Нисколько. Ни копейки. Все, что есть - все в деле.
Настоящий самурай. Мне кажется, писателям есть чему поучиться у предпринимателей. В том числе и отношению к деньгам - спокойному, трезвому, а не как у творческих людей - истерично-отчаянному. Деньги - зло, деньги - грязь, а между тем в любом разговоре, в любой строке сквозит эта боль, этот интерес и зависть к чужим деньгам.
Но самое главное, чему, мне кажется, нужно учиться у предпринимателей - вот этой способности бесконечное количество раз подниматься после падения. Вспомните Джоан Роулинг, которая получила несколько сотен отказов из издательств. Она писала снова и снова, получала издевательски-вежливые отказы, но снова писала и снова посылала. Падаешь - поднимайся.
Про сценаристов я уже и не говорю. Лучшему сценаристу в мире Аарону Соркину прошлось уйти после четвертого сезона «Западного крыла». Волшебная «Студия 60» была закрыта после единственного сезона. Что случилось на третьем сезоне «Ньюсрума», история умалчивает, но после закрытия сериала Соркин заявил, что больше никогда не будет работать на ТВ. Сценарий «Джобса» мурыжили почти пять лет, в итоге условием запуска стало снижение гонорара Соркина, на что ему пришлось согласиться.
У меня есть приятель, который после окончания ВГИКа сходил на одну встречу в «Амедию», не получил там работу и больше уже ни на какие встречи не ходил и сценариев не писал. Его остановило первое же препятствие, не самое большое и не самое страшное.
Писательство - трудная работа. А еще более трудная работа - доказать миру, что то, что ты пишешь, имеет ценность. Это стена, которую нужно пробивать. И это та самая стена, которая «выстраивается снова за час», стоит тебе отвернуться. И нужно быть готовым пробивать ее снова. И снова.
Если издатель тянет с вашим романом, редактор прислал правки, режиссер выбросил из сценария вашу любимую сцену, а продюсер нанял вам в соавторы вашего злейшего врага, вспомните Пашу.
- Сколько раз нужно это делать?
- Пока не получится.
Как-то так. Пока не получится.
Ваш
М.