О чем вы думаете? Я, как всегда - о структуре сценария. Давно собирался собрать в одно место все основные модели, построенные на пути героя.
Вот, собрал вам небольшой (но очень полезный в хозяйстве!) подарок. Подчеркиваю, речь идет именно о моделях, основанных на пути героя.
Концепции Макки, Сегер, и Сида Филда, не привожу, поскольку эти авторы в меньшей степени уделяют внимание пути героя и в большей - архитектонике истории.
ПРОПП, «МОРФОЛОГИЯ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКИ»
Интересно, подозревал ли Владимир Яковлевич в 1928-м году, что он пишет не монографию для исследователей фольклора, а учебное пособие для будущих сценаристов?
Вот его модель:
I. Один из членов семьи отлучается из дома
II. К герою обращаются с запретом
III. Запрет нарушается
IV. Антагонист пытается произвести разведку
V. Антагонисту даются сведения о его жертве VI. Антагонист пытается обмануть свою жертву, чтобы овладеть ею или ее имуществом
VII. Жертва поддается обману и тем невольно помогает врагу
VIII. Антагонист наносит одному из членов семьи вред или ущерб
VIII-a. Одному из членов семьи чего-либо не хватает, ему хочется иметь что-либо
IX. Беда или недостача сообщается, к герою обращаются с просьбой или приказанием, отсылают или отпускают его
X. Искатель соглашается или решается на противодействие
XI. Герой покидает дом
XII. Герой испытывается, выспрашивается, подвергается нападению и пр., чем подготовляется получение им волшебного средства или помощника XIII. Герой реагирует на действия будущего дарителя
XIV. В распоряжение героя попадает волшебное средство
XV. Герой переносится, доставляется или приводится к месту нахождения предмета поисков
XVI. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу
XVII. Героя метят
XVIII. Антагонист побеждается
XIX. Начальная беда или недостача ликвидируется
XX. Герой возвращается
XXI. Герой подвергается преследованию
XXII. Герой спасается от преследования
XXIII. Герой неузнанным прибывает домой или в другую страну
XXIV. Ложный герой предъявляет необоснованные притязания
XXV. Герою предлагается трудная задача
XXVI. Задача решается
XXVII. Героя узнают
XXVIII. Ложный герой или антагонист изобличается
XXIX. Герою дается новый облик
XXX. Враг наказывается
XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется
ДЖОЗЕФ КЭМПБЕЛЛ, «ГЕРОЙ С ТЫСЯЧЬЮ ЛИЦ»
Кэмпбелл написал «Героя с тысячью лицами» в 1949 году и использовал в книге теории Фрейда, Юнга, Арнольда Ван Геннепа, а также исследования этнографов Джеймса Джорджа Фрэзера и Франца Боаса и психолога Отто Ранка. Интересно, Проппа он читал?
ПУТЕШЕСТВИЕ ГЕРОЯ:
ЧАСТЬ I. ИСХОД
1. ПРИЗЫВ К ПУТЕШЕСТВИЮ
2. ОТКАЗ ОТ ПРИЗЫВА
3. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ
4. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПЕРВОГО ПОРОГА
5. ЧРЕВО КИТА ЧАСТЬ
ЧАСТЬ II. ИНИЦИАЦИЯ
1. ДОРОГА ИСПЫТАНИЙ
2. ВСТРЕЧА С БОГИНЕЙ
3. ЖЕНЩИНА КАК ИСКУСИТЕЛЬНИЦА
4. ВОССОЕДИНЕНИЕ С ОТЦОМ
5. ОБОЖЕСТВЛЕНИЕ
6. ОКОНЧАТЕЛЬНАЯ НАГРАДА
ЧАСТЬ III. ВОЗВРАЩЕНИЕ
1. ОТКАЗ ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ
2. ВОЛШЕБНОЕ БЕГСТВО
3. СПАСЕНИЕ ИЗВНЕ
4. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОРОГА НА ОБРАТНОМ ПУТИ
5. ХОЗЯИН ДВУХ МИРОВ
6. СВОБОДА, ЧТОБЫ ЖИТЬ
КРИСТОФЕР ВОГЛЕР «ПУТЬ ГЕРОЯ»
Воглер в своей книге не просто признается в том, что его схема основана на структуре Кэмпбелла, он прямо ставит рядом две эти структуры и сравнивает, объясняя, почему он изменил те или иные элементы.
1) Обычный мир,
2) Зов приключения,
3) Отказ,
4) Встреча с ментором,
5) Начало пути,
6) Проверки, друзья, враги,
7) Погружение в бездну,
8) Суровое испытание,
9) Возрождение (обретение меча),
10) Дорога домой,
11) Воскрешение,
12) Возвращение с эликсиром.
ДЖОН ТРУБИ «22 СТРОИТЕЛЬНЫХ БЛОКА ИСТОРИИ»
Труби - голова. На мой взгляд, его модель - самая удобная и функциональная.
1)Самореализация, потребность, желание;
2)Призраки прошлого и контекст;
3)Проблема/Потребность;
4)Провоцирующий инцидент;
5)Главное желание (главная цель героя в истории, определяющая его внешнее путешествие);
6)Союзник;
)Оппонент (антагонист)/Загадка;
8)Подставной друг, предатель.
9)Первый поворотный пункт (разоблачение) и решение: меняют желание и мотив.
10)План
11)План оппонента (антагониста) - первая контратака;
12)Драйв
13)Атака со стороны союзника;
14)Мнимая победа;
15)Второй поворотный пункт (разоблачение) и решение: во все тяжкие, меняются желание и мотив.
16)Озарение аудитории по поводу Оппонента (антагониста) и близких друзей героя
17)Третий поворотный пункт (разоблачение) и решение.
18)Врата, прогон через строй, встреча со Смертью
19)Битва
20)Открытие себя (саморазоблачение)/Преображение согласно основной теме истории
21)Моральный выбор
22)Новый баланс
Ну и модель в стиле фанк:
СТРУКТУРА СЦЕНАРИЯ БЛЕЙКА СНАЙДЕРА
1.Первая картина (1 стр.)
2.Постановка темы (5 стр.)
3.Положение дел (1-10)
4.Катализатор (12.)
5.Дебаты (12-25)
6.Переход ко второму акту (25)
7.Второй акт (30)
8.Играй и веселись (30-55)
9.Ключевой момент (55)
10.Плохие парни наступают (55-75)
11.Все потеряно (75)
12.Темная сторона души (75-85)
13.Переход к третьему акту (85)
14.Финал (Акт третий) (85-110)
15.Заключительная картина (110)
Используя эти модели, вы сможете провести вашего героя от начала истории до финала и не заблудиться по дороге.
Ваш
М.
Нужен проводник? С нами не заблудитесь - «Сценарий за неделю» - начинаем в понедельник:
http://www.shichenga.ru/news/scenarij_za_nedelju_2019/2019-04-23-745 Третье предварительное задание:
http://www.shichenga.ru/news/vash_pervyj_scenarij_ubiraem_prepjatstvija/2019-05-13-746