1. Спросите: Что должно произойти в этой сцене?
Многие книги по сценарному мастерству порекомендуют вам сконцентрироваться на желаниях героев. Это неверная позиция. Персонажи не несут ответственности за сюжет. А вы несете. Если бы персонажи решали, как развиваться событиям в данной сцене, то большинство из них наверняка избегали бы конфликтов, и фильмы тогда были бы чрезвычайно скучны.
Вопрос не в том, «Что может произойти?» или «Чему стоило бы произойти?» Вопрос именно такой: «Что должно произойти?» Если у вас где-то написана структура сюжета, то сейчас самое время взглянуть на нее. Если ее нет, просто придумайте 1-2 предложения, описывающих то, что обязательно должно здесь случиться.
2. Спросите: Что самое худшее может произойти, если мы уберем эту сцену?
Представьте себе, что киномеханик облажался и случайно удалил эту сцену. Сохранится ли смысл в фильме? Если ваш ответ - «да», тогда эта сцена действительно вам не нужна, и вы можете не утруждать себя ее написанием.
«Но там такая драматургия!», - воскликнете вы. «Но там такая веселая сцена!»
Отлично. Тогда переставьте эту драматургию и юмор в другие сцены, которые имеют решающее значение для фильма. Все равно, сняв и спродюсировав пару фильмов, вы узнаете, что все то, что можно вырезать, будет вырезано. Поэтому размещайте лучшие моменты там, откуда их никто и никогда не вырежет.
3. Спросите: Кто должен быть в этой сцене?
Часто сценарии засорены персонажами, которым нет смысла там появляться. И правда, слово за слово, можно и не заметить, как г-н Иванов за 5 страниц так ничего не сказал и не сделал. (Например, как актер Kal Penn в фильме «Супермен возвращается»).
4. Спросите: Где должна произойти эта сцена?
Как правило, самые очевидные места оказываются наименее интересными, поэтому не спешите указывать в качестве локации КПЗ в полиции, гостиную или гараж. Всегда учитывайте то, что могли бы сделать персонажи, даже если это не связано непосредственно с сюжетом. Момент воссоединения отца с сыном будет с тем же диалогом по-разному работать, если сцена будет происходить в боулинг-клубе или, скажем, на бойне.
5. Спросите: Какое самое неожиданное событие может произойти в этой сцене?
Позвольте себе отойти на шаг от спланированного сюжета и рассмотрите какое-нибудь безумное развитие событий. Что, если машина врежется в стену? Что, если ваш герой подавился и умер? Что, если мальчишка сломает палец?
В большинстве сцен вам не придется прибегать к таким резким поворотам, но в фильме обязательно должно быть несколько абсолютно неожиданных моментов, поэтому задавайтесь вопросом: может это именно та сцена?
6. Спросите: Это длинная или короткая сцена?
Нет ничего более удручающего, чем то, когда вы напишите длинную сцену на 3 страницы, а потом поймете, что все это можно было бы уместить на четверти страницы. Так что предварительно задайте себе вопрос: Сколько экранного времени должен я выделить на эту сцену?
7. Устройте мозговой штурм и придумайте 3 различных варианта начала сцены.
Классический совет - приступать к сцене как можно позже. Конечно, для этого вам нужно знать, чем закончилась предыдущая сцена. Часто следующий шаг или реплика в диалоге приходит в голову на уровне инстинктов, что может стать прекрасным открытием сцены. Но не стоит спешить с этим решением, рассмотрите пару других вариантов и…
8. Проиграйте эту сцену у себя в голове.
50% времени написания сценария у вас будет уходить на то, чтобы сидеть с закрытыми глазами и раз за разом переигрывать в своей голове вашу сцену. Первые разы это будет происходить в достаточно грубой форме: как первая репетиция («blocking»). Но со временем вы начнете слышать диалоги между персонажами, а расплывчатые движения превратятся в отчетливые действия. Не переживайте, если вы не сможете каждый раз домысливать сцену до конца - скорее всего финал сцены придет не сейчас, а во время написания сцены.
Не спешите с этим шагом. Проникнитесь этой сценой. Проговорите диалоги. Максимально погрузитесь в придуманный вами мир.
9. Напишите краткий вариант сцены.
Краткая версия сцены («scribble» - каракули, небрежные записи) - это что-то вроде шпаргалки, чтобы вы не забыли что-нибудь интересное, когда придумывали сцену. Не пишите предложения; не пишите полные диалоги. На этот шаг у вас не должно уходить более 5 минут. Просто законспектируйте необходимый минимум, чтобы не забыть сцену через час после ее возникновения в вашей голове.
Я вообще пишу это вручную в каком-то блокноте, но вы можете и печатать.
10. Напишите полный вариант сцены.
Если у вас есть краткая версия написанной сцены, не пытайтесь просто набить ее текстом. Начните все сначала. Краткий вариант - это, простите, чушь собачья, и после переписывания чушью и останется.
Краткая версия - это набросок вашей сцены. Да, дайте себе шанс отойти от краткой версии и в случае возникновения новой идеи попробовать написать что-то получше. Но если вы уже продумали эту сцену достаточно хорошо (пункт 8), то скорее всего вы на верном пути.
В зависимости от характера сцены, возможно, основной вашей задачей может оказаться написание диалогов. Тем не менее, сфокусируйтесь на подборе подходящих слов, описывающих персонажей, действия и настроение сцены, чтобы читатели смогли в своей голове увидеть ту же картину, что и вы.
11. Повторите 200 раз.