ДВА ДНЯ ПО ЛИНИИ "SALPA"

May 25, 2014 04:56


Поначалу мы и сами были не местные...
Но после 15-го бункера освоились. А после 20-го перестали на них реагировать...
Последние выходные апреля мы посвятили исследованию оборонительной линии "Салпа". На 1200 км протянулась она через всю Суоми с юга на север, от Финского залива до полярных морей.
1200 км за пару дней на велосипедах было немного напряженно, и поэтому мы сосредоточились на той части, что шла по юго восточной Финляндии.
Мы выстрелили в десятку, и в итоге увидели на кусочками, а в комплексе огромное оборонительное сооружение, прошли 2/3 маршрута юго-восточной части линии, побывали в двух музеях "Салпа", поняли как из 10 км по дороге получается 40 км по лесам, оценили титанический труд финнов, отказались участвовать в телесъемках компании Yie, напугали финских солдат, познакомились с любителем фортификационных сооружений из Риги, насмотрелись на финскую идиллию, вымыли сапоги в Финском заливе (а в Индийском океане пусть Жириновский мечтает), насладились прекрасной нежарко-нехолодной погодой без комаров, погуляли по Хамине и Миехикяля и открыли главный секрет "Салпа" - зачем ее все-таки построили, ведь на линии так и не прозвучало ни одного выстрела...
В общем, стали почти местными.

Пройтись по "Салпа" я лично мечтал давно. Кусками видел ее раньше - у Виройоки, под Йоэнсу, у Равийоки. Теперь могу сказать - это всё не то было. Только пройдя с десяток-другой километров и увидев всё в комплексе, можно оценить мощь, масштабы и огромный труд, вложенный в глобальное сооружение, называемое оборонительной линией "Салпа".


Наш пройденный путь - от нижней точки Майяниеми до желтого кружкана оз. Сякяярви.

Решили ехать на машине - в планах было не только пройти максимум "Салпа", но проехать Королевскую дорогу до Хамины, и еще заскочить в разные концы, куда на одном велосипеде не успевалось.
Хотели уехать утром в пятницу, потом - вечером в пятницу, а в итоге стартовали только в субботу.
На границе - как и полагалось - стояло три-четыре машины. Молоденький таможенник, видать, был правнуком уважаемого Верещагина. Увидев, что снимать велосипеды с фаркопа - дело довольно муторное, он предложил откинуть задние сиденья. Сиденья у Володи откидывались еще сложнее, чем велосипеды с фаркопа, и таможенник попросил открыть багажник. Мы с трудом "организовали" щель сантиметра в три - парень посетил фонариком вовнутрь, пытаясь что то разглядеть, и махнул рукой - поезжайте.
Ну, такому правильному хлопцу грех не пожелать доброй жены, чтоб встречала его со службы горячими пирогами и лаской...
Финны же вообще только и посмотрели на нас с некоторым сожалением - мы явно рулили не в шоп-тур подпитывать экономику Суоми.
Поэтому финнов тоже прошли быстро.
По трассе доехали до Бункер-музео. Здесь перекусили и тронулись в свой велосипедный путь.

Схема типового бункера линии

ДОРОГИ
Тропа проходит по трем типам дорог - дороги местного значения-лесные дорожки-тропы. Последние идут по болотистой подложке, меж камней, изрезаны микрорельефом и корнями деревьев. Пешеход проходит без проблем, а для велосипедиста - хороший офф-роуд. Местами приходится спешиваться и вести велосипед, как коня в поводу. Хорошо, что этих участков совсем немного, и их протяженность не более 100-200 м.
Проезд по лесным дорогам могут несколько осложнить дожди, Немного, но есть участки в низинах с разбитой колеей.
На дорогах местного значения машин очень мало. Грейдеры выглядят весьма прилично в смысле покрытия.
На асфальтках же минус - в небольшой бровке. Едешь прямо по линии разметки. Но с учетом тактичности и вежливости местных водителей проезд по таким дорогам безопасен и не вызывает неприятных ощущений, как в России.


РАЗМЕТКА ТРОПЫ
Вся тропа тщательно размечена в попутном и встречном направлениях - либо характерными столбиками с эмблемой тропы, либо синими пятнами на деревьях и камнях. Разметка сплошная - каждые 50-100 м. Разве что на некоторых развилках знак отнесен подальше или закрыт листвой в летний период. Если на протяжении 100-200 м разметки нет, значит, вы свернули не туда.
Так же регулярно встречаются деревянные указатели с километражом до какого-либо места или пункта тропы.






БУНКЕРЫ
Их много. Такое ощущение, что их не меньше, чем домов в окружающей местности. сначала залезаешь в каждый. После десятого еще ощущаешь интерес, но потом просто проходишь мимо, фиксируя номер - 118, 234, 251 - написанный на каждом бункере.


Здесь, на юге Финляндии, был самый насыщенный оборонительными сооружениями участок из всей 1200-км линии "Салпа". Всего же на линии было построено 728 бетонных сооружений, 3000 ДЗОТов, 254 бункера.




Окошечко для спросить пароль. Если говорят "Слава Суоми" - впускать, если - "Слава Сталину" - кинуть гранатой )


Крыша бункера

Бронеколпак

Бронеколпак искуссно замаскирован под обычный камень

Бункеры стандартны, как квартиры в питерской панельной многоэтажке, и бывают, в основном, 2-х типов, со стандартным набором помещений и инфраструктуры - амбразура под пулемет, под пушечку, туалет, колодец, лестница в бронеколпак. помещения для сна, командный пункт и т.д.



Колодец в бункере


Спальное помещение


В бункерах холодно, сухо и очень чисто. Как будто позавчера солдаты ушли. Никаких надписей, граффити, никакого мусора - ни бумажки, ни окурка, ни щепочки, не говоря о банках, пакетах, бутылках или следов недержания желудка.
Никто не корябает стены и нигде не отваливается "штукатурка" (т.е. бетон). Двери открываются и закрываются. Только в 2-3 бункерах мы видели следы костров. У некоторых входы затоплены талой водой.
Но в целом, можно сказать - идеальный порядок, можно жить.
В бункерах при музейных комплексах есть электричество и кое-где оставлено вооружение.

Дот 164




Сквозной проход через ДОТ-164А
(продолжение следует)

1940_1944, club_eks, КПП "ЭКС", Финляндия_на_велосипедах, велопутешествия, Финляндия, salpa, путешествия, suomi, велоЭКСкурсии

Previous post Next post
Up