ВЫСТАВКА "КАЛЕВАЛА ГЛАЗАМИ РУССКИХ ХУДОЖНИКОВ" ГЛАЗАМИ ПИТЕРСКОГО ПРОХОЖЕГО

Feb 28, 2014 12:31



Историко-художественный рассказ, основанный на реальных событиях

Чудесным днем 25 февраля я шел по Староневскому проспекту, предвкушая встречу со старыми друзьями - Вейнемейненом, Ильмариненном, Лемминкейненом и с самой Похъялой.
День был солнечным, сияли купола лавры, а во дворике недавно открытого выставочного зала Музея городской скульптуры рдел на газоне кем-то сорванный и брошенный бутон розы...


Было в детстве - приболел не то свинкой, не то чумкой, и когда кризис миновал, мама, чтоб занять мальчика на весь день в скучном постельном режиме. принесла толстенную книгу. Огромный том выше локтя и шире головы. Я еще призадумался с опаской - как это всё влезет в мою голову, а если влезет, останется ли там место для "Двух капитанов", "Трех мушкетеров" и "Четырех танкистов" (ведь они же еще с собакой)?
Но книги в ту пору заменяли ТВ, игровые приставки и Интернет вместе взятые - поэтому том с надписью "Калевала" на обложке был открыт с радостным предвкушением. А дальше, как в нынешних, идущих годами, сериалах, развернулось действие с завораживающими названиями и именами...
Пожалуй, сейчас бы я не осилил и трех страниц. А тогда всё это входило в меня, как мамин клюквенный морс..

И вот - я иду на открытие выставки "Калевала глазами русских художников".

Зальчик на втором этаже музея оказался маловат. Публики же собралось много. Я припоздал к началу - ведущий уже завершал вступительное слово.
Тут организаторы допустили явную тактическую промашку - смешали духовную пищу и физическую. Фуршет, который входит в программу приличных мероприятий, в России нужно проводить в конце, а не в начале мероприятия...

Неосторожное приглашение отведать яств и напитков бросило две трети публики к небольшому столу, стоящему вдоль окна. Поклонники финского эпоса выстроились в четыре ряда, в надежде, что первые не смогут съесть всё и будут тактично отползать по мере обладания питьем и продуктами. Но увы - ряды питерских интеллигентов изрядно потрепали эпохи - первый ряд прижатый к столу остальными тремя, как в том анекдоте, расслабился и получал удовольствие на всю катушку...

Отставшие в этом спринте были вынуждены изображать интеллигентную питерскую публику, интересующуюся изоискусством. Немногим позже это оказалось весьма кстати.
Потребление культуры было в самом разгаре, когда ведущий несмело обратился к собравшимся с призывом послушать кантельмейстера и рунопевицу Ольгу.

Рунопевцы в моем сознании были страшноватые личности преклонного возраста, похожие на душегубцев, татей и пр.
Эти образы донесли до меня в музее г. Йоэнсуу, где рунопевцам посвящена отдельная экспозиция с внушительным фоторядом, и даже сделана маленькая комнатка, где их можно послушать.


Но в зал вошло некое юное, по всему, создание; низко опустив голову прошествовало к стульчику у стены, и не поднимая головы начало извлекать звуки из деревянного футляра неправильной формы со струнами разной длины.


Когда струны нужно было подтянуть, создание брало рычаг, накладывало головку рычага на колок и изо всех сил тянуло. В общем, тут стало понятно почему гуслярами работали такие здоровые ражие мужики...
Рунопевица играла молча - то ли от волнения руны подзабыла, то ли не всё ей бабушки успели передать.


Я подумал, как было бы в тему под эту чудесную музыку любоваться картинами, но перемещаться по небольшому залу было весьма затруднительно. Часть площадки занимали слушатели, столпившиеся полукругом у рунопевицы, остальное заняли ротирующие у стола едоки... виноват, зрители .
Этой публике было труднее всех: с одной стороны - в силу этикета - надо бы было послушать, чего там играют, с другой - подруга жарко шепчет, какие она сапожки отхватила в субботнем шоп-туре в Лаппеенранте, с третьей - надо эквилибрировать стаканчиком с напитком и тарелочкой с бутербродами.
Номер почти на уровне цирка "Дю Солей": столиков ведь нет - вот и попробуйте одной рукой держать стаканчик, другой - тарелочку, и как-то есть-пить, слушать в два уха и следить, чтоб в толпе под локоть не пихнули всякие праздношатающиеся...

Ну, в конце концом все стало потихоньку утрясаться - пища в желудках, музыка в ушах. Народ подрассосало, и стало возможным осмотреться.
Выставка оказалась - скажем так - скромной. Русских художников, которых заинтересовали сюжеты Калевиэпога, набралось человек семь. Каждый выставил по паре работ, да небольшая экспозиция была сделана на базе иллюстраций в книжных изданиях - всё это можно обойти в более спокойной обстановке минут за пятнадцать - с отделом женской обуви даже близко не сравнить...

Некая жизнь наблюдалась в дальнем углу зала.
Прямо на стеночку показывали кино, и тут публика была поглощена действом.
Показывали фильм финских документалистов ""Карельская свадьба - праздник в стране песен"", снятый в 1920 г где-то под Сортавала.
Вот это было. действительно, интересно...


видеоряд в дополнение
http://vk.com/video-49421675_167771264
http://vk.com/my_finland?z=video-49421675_167771390%2F3ae1337f84ee2f7118
http://vk.com/my_finland?z=video-49421675_167771431%2F3fd08a8808b8005f70
(продолжение следует)

эпос, Финляндия, глазами художшиков, Калевала, #my_finland, руны и рунопевцы, kalevala

Previous post Next post
Up