МИККЕЛИ И ЕГО ПЕХОТА

Oct 16, 2013 17:16



Поездка в минувший четверг в Миккели не задалась. Хотя с самого начала мы быстро проскочили "Скандинавию" и небольшую очередь в Брусничном. У финнов пошли в "зеленый" коридор. И для начала 25 минут не трогались с места, хотя очередь "декларации" потихоньку да катила.
В итоге, мы зависли на 2,5 часа - финны посреди недели решили устроить досмотр. Мы везли всего 10 килограммов гашиша, три автомата Калашникова и ящик водки из дути-фри. Это ничего их не интересовало. Один спросил: "Цигареттен есть?". Мы сказали - нет. И он, разочарованный, отошел.  Ну, и зачем устраивать "зеленые" коридоры? Чтоб покурить стрельнуть? Чтоб честные люди давились в очередях, как в 1986 году за бананами в "Елисеевском"?...
В результате мы почти весь день провели в дороге - ведь до Миккели от границы еще 130 км.

Ситуацию спасло только то, что кроме двух очаровательных дам в салоне нашего пепелаца, за его рулем сидел никто иной, как Змей Илья Гуревич. Сей достойный веломуж, известный всему велосипедному Питеру, как почетный президент клуба "ВелоПитер", известный путешественник и организатор множества экспедиций, сторонник тотальной велосипедизации на планете Земля и умеренно трезвого образа жизни имел интерес к одному из экспонатов одного из музеев Миккели. Это и спасло меня от тягот длинной дороги.


С Ильей мы хорошо знакомы еще с середины 90-х, когда плотно общались по журналистским делам, творили всякие конкурсы, помогали друг другу в аутдоор-подвижничестве. Но последние годы встречаемся не часто. Я с удовольствием задавал воппосы, а он рассказывал - про свои  последние экспедиции, про проблемы и перспективы велосипедизации Питера, про работу велотуристической фирмы, где он и гидом, и руководителем.

Про Миккели ему рассказал старый ингерманландец Тойво с характерной фамилией Педаллинен: мол, была когда-то у финнов чудо-машина - то ли велосипед на лыжах, то ли лыжи с педалями. И один экземпляр этого чуда сохранился в музее Миккели. Вот Илья и решил посмотреть, что это за велолыжемашина и нельзя ли наладить ее выпуск, чтобы и зимой водить туристов в велолыыжные маршруты...
В общем, не буду отнимать у него хлеб - сам расскажет про этот чудо-велопепелац...



Миккели, который мы планировали осмотреть, не торопясь, остался совершено недоосмотренным. Преодолев 130 км от границы, у нас осталось часа полтора на все осмотры. Мы приехали в город в 15 часов и первым делом помчались в Музей пехоты, к лыжевелописеду.
Илья заранее списался с музеем, предупредил, какого числа мы приедем, но финские таможенники, как я уже рассказывал, его не предупредили о своих акциях. Поэтому музей уже был закрыт.


Змей расстроился, сопереживали и мы. Но тут, видимо, святой Микка - покровитель города и его гостей тоже -  явил чудо: к беспомощно стоявшей во дворе музея нашей группе подошел мужчина - музейный сотрудник и, выяснив, что мы - та самая фанатская группа "ВелоПиетари" - пустил нас в музей. "Галопом по Европам"  минут за 30-40 мы обежали экспозицию и вот он - чудо -велописед!
Илья чуть дар своей необычно развитой речи не потерял от волнения, и первым делом сотворил молитву во славу Святого Микки и Святого Семена (Буденного) - покровителя всех конников и велосипедистов. В благоговейном молчании я оставили его у этой финской вундер-ваффен, и отправился бродить по музею.
И вот что я увидел...



Музей пехоты уникален уже тем, что здания его сохранились с 1881 г. , когда они и были построены как казармы для 500 солдат.
В 1901 году здесь разместились 3000 российских солдат. Этот полк полностью погиб в боях первой мировой волны.
Во время Второй мировой войны здесь находился штаб немецкого генерала В. Ерфурта. Штаб Г. Маннергейма располагался неподалеку (в Миккели есть и музей Маннергейма), и генерал с маршалом дружили штабами.
Но, как известно, в 1944 г. последовал "развод" - финны из союзников немцев превратились в противников, и один из разделов музея посвящен финско-немецким боям в Лапландии.
Военные покинули казармы в 1976 г., а через шесть лет тут был открыт музей, которым сегодня управляет частная организация "Фонд пехоты".


Бери - и в бой....

"Красный" участник Гражданской войны 1918 г.


"Белый" участник (или участница?) Гражданской войны 1918 г. Маузер хорош...


Пушечка на саночках


Участник войны с комарами и тараканами?... Но все равно - страшно...


Детский автомобильчик помогал готовить будущих военных шоферов и сохранился, кажется, с 30-х годов




Лыжи и лыжники - основная сила финской армии...


Снегоступы - в ту же "степь"...


Во всех финских музеях популярны наглядные экспозиции, воссоздающие обстановку времени и места. В Музее пехоты их тоже достаточно.




Солдатское кафе, как я понимаю...






Это - раздел, посвященный женской военизированной организации Лотта Свярд, существовавшей в Финляндии с 1919 по 1944 год.
Во времена советско-финской войны 1939−1940 г. численность организации достигла 100-150 тысяч женщин. К концу военных действий 1941-1944 финской армии помогали 240 тысяч "лотт
Название организации было выбрано по имени героини произведения Рунеберга «Сказания фенрика Столя», которая не захотела оставаться дома, и вслед за мужем отправилась на русско-шведскую войну 1808-1809 годов. Даже после того как её муж погиб в бою, она всё равно осталась в армии, готовила солдатам еду, стирала одежду, ухаживала за ранеными. Так как члены вновь созданной организации должны были заниматься тем же, то организацию было решено назвать в честь героини Рунеберга.







Этот финский страж больше напоминает узбека из Коканда. Нет?..


Ходом заскочил в этот зальчик, и не сразу понял, кто это и где...



Потом поднял глаза...


Это ж раздел известной дивизии "Викинг".
Финны еще в конце 30-х вербовались туда добровольцами, которые ехали в Германию скрытно, якобы на работу по контракту на предприятиях германской военной промышленности. Правда праительсчтво Суоми это не очень одобряло, и ставило своим гражданам, желающим служить рейху условия: сражаться только против советских войск на Восточном фронте и не приносить обязательную для всех чинов "Ваффен СС" клятву на верность Гитлеру.
Немцы же финнов привечали, относили к нордической расе. Учитывали независимость характера, и даже издали специальную инструкцию, где требовалось  особо тактичное поведение по отношению к финнам: "Финны являются представителями культурной нации, тесно связанной с другими скандинавскими народами, гордой своими достижениями и обладающей ярко выраженным национальным достоинством. Высшими ценностями для всякого финна являются свобода и независимость его страны. Он испытывает совершенно искренние, дружеские чувства к немцам… следует избегать всего, что способно оскорбить его национальное достоинство, и признавать его военные достижения».
Когда Германия напала на СССР, в рядах 5-й дивизии СС "Викинг" служили 400 финских волонтеров.
Ниже - личные вещи солдат дивизии.



А это уже другой раздел - сотрудник довоенной полиции.


Мальчик, видимо, какой-то национальный герой, раз его фигура и портрет находятся в музее. Просветите меня при случае...




И, кончно, в музее есть немало экспонатов, связанных с велосипедом. Их мы осмотрели с особым любопытством.






Как нибудь постараюсь продолжить тему "Велосипед на войне", начатую в ЭКС №71 - http://ex-magazine.ru/2012/71/2012-71.html.
Тем более, что материала уже поднакопилось....
Румяный и голубоглазый велосипедист-лыжник всем своим видом демонстрировал пользу и преимущества бега на лыжах и ездв на велосипеде.


Тренировка егерей на велосипедах.






Подпись к фото - "Офицеры батальона Миккели"





Во дворе нас ожидал тоже весьма любопытный экспонавт...


Если бы илья был командиром, ему пришлось бы бежать впереди отрядав этих танкеток, увлекая их за собой на врага. Ну, или бежать сзади, крича, куда стрелять и куда поворачивать... Вовнутрь он бы вряд ли поместился - не велосисипед...



А командиром он точно мог бы быть - это ведь наши танкетки "Комсомолец" - трофеи финской армии.
Вообще-то это был артиллерийский тягач - Т20, который начали выпускать в СССР в 1937 г. на ГАЗе. Средняя скорость движения с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью - до 8-11 км/ч, что было признано весьма высокими показателями. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку 0,47 м, деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 30 градусов. Самым слабым местом был автомобильный мотор. Радиус поворота составлял всего 2.4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности тягача.



Выпуск «Комсомольцев» был прекращен в июле 1941 г ввиду необходимости расширения производства легких танков, но они свое повоевали сполна. Участвовали в боях с Японией на озере Хасан в 1938, на Халхин-Голе в 1939, в Советско-финской и великой отечественной войне. В состав каждой стрелковой дивизии должно было входить как минимум 60 тягачей этого типа.очень "Комсомольца" любили наши партизаны - Т20 оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же легко обеспеченными автомобильными запчастями.
Всего было изготовлено 7780 машин. Не припомню, сохранились ли у нас эти машины - даже в Артиллерийском музее не видел, - а вот у финнов, как новенький...

Это вход в кафе музея.


После музея мы с часок походили по центру городка, но как поет певицо Валерия "часики тик-так-тик-так", и нам пришлось покинуть Миккели.







Хотел эту модно одетую, худощавую, изящную и бодрую велосипедистку в лицо сфотографировать, да не успелю Бабушке - лет 80...


Решили не выезжать через негостепреимную "Бруснику" - кокаин, пулеметы, спирт и, главное, женщины, всё еще были с нами.
Мы выскочили через Иматру, где финны, не глядя, шлепали печати в паспорта. Потом была ночная "Скандинавия", и в начале первого я скинул рюкзак с анашой с плеча на пороге своего дома, волоча цепляющийся за порожек пулемет...

Надо будет как-нибудь еще туда съездить.

Миккели, Финляндия, путешествия по Суоми, велосипед на войне, Музей пехоты, дивизия Викинг

Previous post Next post
Up