МОС-КВА-КРЭШ

Jan 22, 2011 03:05

Прежде, чем пройти по ссылке, прочитайте текст и скажите: как вы думаете, когда это может случиться?

Почему произошло восстание в Москве? Винят Собянина. Да, у него ничего не вышло. А могло?
       Пожары и жара 2010-го показали нам, как мало город защищён от угроз. Экологическая ситуация в Москве такова, что достаточно небольших сдвигов, и жизнь становится невыносимой. Плохо, что об этом нельзя было говорить вслух: неизвестно, были ли московские морги действительно забиты под завязку, но люди точно помнили, что были. И в этот раз они побежали из города.
       Могло быть иначе? Ну, это вопрос. В 2005 году, когда авария на подстанции "Чагино" привела к блекауту, всем стало ясно, что городу не хватает энергии, но потом Анатолий Чубайс реформировал РАО ЕС, там что-то приватизировали, на что-то нашли инвесторов, и все успокоились. Разумеется, Москва приватизировалась по особому пути, но в общей суматохе снятия Лужкова никто на это внимания не обратил, и специальных поручений по энергии никто Собянину не давал. Специалисты били тревогу, но не добились. Энергетика Москвы жила своей непонятной жизнью, девелоперы по-прежнему подключались к городским сетям по коррупционным схемам, мы, по сути, по-прежнему жили на советском энергетическом наследстве.
       Мороз и праздники, потребление электричества выросло в четыре раза, сгорели три подстанции. Встали лифты, метро, на третий день люди побежали. И упёрлись в бесконечную пробку.
       В отличие от экологии и энергетики, транспортом Сергей Собянин пытался заниматься. В 2010 году цена строительства километра московской дороги составляла 51 млн долларов (в Китае - 2 млн), и он приложил усилия, чтобы сбить цены. И даже сбил, но строители оказались хитрее. В соответствии с правительственной программой они разом начали реконструкцию Ленинградского, Волоколамского, Минского, Калужского, Варшавского, Щёлковского, Ярославского шоссе, разрыли их и застыли, ожидая, пока цены вернутся на прежний уровень. На блекаут наложился транспортный коллапс.
       Как начались пожары, остаётся вопросом. По городу упорно циркулируют слухи о поджогах. Говорят, что Сергей Собянин обрушил рынок московской недвижимости. Думаю, он тут ни при чём, рынок уже в 2010 году перестал показывать проценты роста, существенно превышающие банковские проценты по вкладам, а те русские, кто в принципе готов покупать недвижимость про запас, стали больше интересоваться европейскими рынками. Всё же качество жизни в Москве с её транспортом и экологией так радикально отличается от европейских аналогов, что это не могло не сказаться, да и с безопасностью в России как-то не задалось. Но с деловой недвижимостью всё было гораздо хуже - после того как Сергей Собянин назвал строительство "Сити" ошибкой, рынок стал демонстрировать отрицательные темпы роста. Недостроенные офисы стояли пустыми, но они стояли застрахованными. И все считают, что на четвёртый день коллапса их стали жечь.
       Есть всё же менее криминальное объяснение. Люди стояли в пробках и мёрзли, и, когда стало ясно, что за 12 часов пробка не рассасывается, они пошли греться. Они могли бы пойти в метро, но метро закрыли после блекаута, ведь эвакуировать людей из вставших поездов полностью не удалось. Люди пошли в инвестиционные активы, в дома, где никто никогда не жил, - вокруг МКАД их у нас были целые районы. Никто не жил - никто и не топил, разожгли костры, дома загорелись. В условиях транспортного коллапса, да ещё и после праздников, пожарные службы почти не действовали. Выгорели кварталы.
       На четвёртый день коллапса город стал неуправляем. Первые лица так и не вернулись в Москву, что было решением естественным, но несчастным. Именно это привело к событиям 9 января, маршу националистов на Рублёвку. Хотя теперь вроде бы не время разбирать националистов по разрядам, но всё же напомню, что они до описываемых событий были довольно разными. Одни выросли из движения охранников памятников, и за ними в общем-то стояла реальная городская проблема - как известно, Собянину не удалось остановить лужковский стройкомплекс, всеми правдами и неправдами у нас продолжали сносить историческую застройку. Постепенно тема перешла из рук благородных борцов за историческое наследие к людям иного свойства. И тем не менее они всё же были склонны действовать в легальном поле. Но на подступах к Барвихе толпу встретил ОМОН, а потом, когда ОМОН прорвали, заработали пулемёты с КПП близлежащих дач - всё было кончено. Разъярённую испуганную толпу развернули в Москву.
       Фактически единственной организованной силой в городе остались националисты-радикалы, те, кому власть ежегодно позволяла проводить митинги на День единения и согласия, те, кто вырос из сурковских проправительственных молодёжных организаций, те, кто убивал гастарбайтеров, журналистов и адвокатов в течение всего предшествующего десятилетия. В городе начались погромы. Сначала громили кавказцев, рынки, потом перешли к магазинам, потом громили всё подряд. Пожары вспыхнули с новой силой. Разграблены и сожжены целые улицы, в так и не растащенной пробке сгорели тысячи машин.
       Сегодня даже невозможно оценить количество жертв. Говорят, что десантники действовали с излишней жестокостью, но когда такой гигантский город с воздуха берут воздушно-десантные дивизии, ждать ничего хорошего не приходится. И это ещё счастье, что войска решили сбрасывать с парашютов. Если бы они шли по забитым сгоревшими машинами дорогам, бунт бы длился до сих пор.
       Смысла в этом не было никакого. Бунт произошёл ради бунта, никто не хотел устраивать революцию, менять власть, всё получилось само собой. В городе неделю царствовала звериная бессмысленная злоба. Вопрос в том, можно ли было этого избежать.
       Наверное, можно. Но начиная с середины 2000-х все эксперты утверждали - в Москве есть критические проблемы. Энергетическая, транспортная, экологическая, строительно-инвестиционная и исторической идентичности. Все знали, что они есть, все пытались их решить, но они не решались. Эти проблемы так устроены, что их не может решить один мэр, не важно, зовут ли его Лужков или Собянин. Для этого нужно сотрудничество элит, населения и экспертов. Сотрудничество. Сегодня даже странно произносить это слово.
Автор текста woody_alex 

пипец, Москва, ужасы нашего городка, революция

Previous post Next post
Up