«Заиф» Бухари. Критический анализ «Сахиха» Бухари

Feb 12, 2015 12:38

Поскольку «ахлу сунна» постоянно обвиняют шиитов в том, что их хадисы и сборники якобы «недостоверные», «выдуманные», «не являются сахих», то стоит остановиться на анализе самих суннитских сборников. Поскольку мы не можем здесь исследовать все шесть «Сахихов», займёмся только наиболее важным из них - «Сахих» Бухари. Обладает ли эта книга на самом деле такими достоинствами, какие приписывают ей «ахлу сунна»? Является ли она «сахих», как можно подумать из её названия?


В «Сахихе» Бухари содержится 7275 хадисов. Число неповторяющихся хадисов книги - 2700 (согласно другим оценкам, несколько больше, до 4 тысяч).

«Сахих» Бухари состоит из 9 частей в более чем 100 книгах и 3450 глав.

Мухаммад ибн Исмаил Бухари родился в 194 году хиджры. Он происходил из рода иранских зороастрийцев, и первым, кто принял Ислам в его семействе, был дед его отца, которого звали Мугира. Мугира принял Ислам от своего хозяина, губернатора Бухары Имана Джафи, рабом которого являлся.

По собственному признанию Бухари, он знал 600 тысяч хадисов, из которых отобрал свой «Сахих»: «Я отобрал хадисы своего сборника из шестиста тысяч хадисов в течение шестнадцати лет и сделал их доводом между мной и Аллахом» («Худа ас-сари», том 2, С. 261). Также он говорит: «Я не помещал в свой сборник “Сахих” хадиса, не сделав перед этим гусль и не прочитав два ракята намаза» (Там же). И от него же передается: «Я написал свою достоверную книгу (Сахих) в Запретной мечети, и я размещал там какой-то хадис лишь сделав предварительно истихару и помолившись два ракята» (Там же).

Разумеется, все эти заявления являются очевидной ложью. Если предположить, что на каждый гусль, истихару и два ракята у Бухари уходил один час, то ему пришлось бы делать это в течение 600 тысяч часов, то есть 68 лет непрерывно, не отвлекаясь на еду и сон!

Отметим, что прежде всего интересна сама личность Бухари. По логике вещей, автор «второй книги после Корана» должен быть обладателем самой высокой научной степени, чистой акыды и выдающихся нравственных достоинств. Однако сами же суннитские авторы описывают его как носителя странной акыды, непонятного научного статуса и удивительных фетв.

В книге «Джавахиру ль-мазия» Абу Мухаммада ибн Аби Вафа, том 1, С. 67, читаем: «Мухаммад ибн Исмаил Бухари пришёл в Бухару во время Абу Хафса Кабира и стал давать фетвы. Абу Хафс запретил ему это делать и сказал: “Ты не способен давать фетвы”. Однако он не послушался, пока у него не спросили о двух детях, которые выпили молока от одной коровы или овцы. И он дал фетву, что они являются махрамами (как молочные брат и сестра). Тогда собрались люди, напали на него и выгнали его из Бухары».

Скрин:




Эту же историю приводит Ибн Наджим:

قَوْلُهُ ( وَالشَّاةُ ) أَيْ لَبَنُ الشَّاةِ لَا يُوجِبُ الْحُرْمَةَ حتى لو ارْتَضَعَ صَبِيٌّ وَصَبِيَّةٌ على لَبَنِ شَاةٍ فَلَا أُخُوَّةَ بَيْنَهُمَا لِأَنَّ الْأُمُومَةَ لَا تَثْبُتُ بِهِ لِأَنَّهُ لَا حُرْمَةَ له وَلِأَنَّ لَبَنَ الْبَهَائِمِ له حُكْمُ الطَّعَامِ فَلَا فَرْقَ بين الشَّاةِ وَغَيْرِهَا من غَيْرِ الْآدَمِيِّ...

وقد حُكِيَ في الْمَبْسُوطِ وَالْكَشْفِ الْكَبِيرِ أَنَّ الْبُخَارِيَّ صَاحِبَ الْأَخْبَارِ دخل بُخَارَى وَجَعَلَ يُفْتِي فقال له أبو حَفْصٍ الْكَبِيرُ لَا تَفْعَلْ فَأَبَى أَنْ يَقْبَلَ نَصِيحَتَهُ حتى اسْتَفْتَى في هذه المسئلة فَأَفْتَى بِثُبُوتِ الْحُرْمَةِ بين صَبِيَّيْنِ ارْتَضَعَا من ثَدْيِ لَبَنِ شَاةٍ تَمَسُّكًا بِقَوْلِهِ عليه السَّلَامُ كُلُّ صَبِيَّيْنِ اجْتَمَعَا على ثَدْيٍ وَاحِدٍ حُرِّمَ أَحَدُهُمَا على الْآخَرِ وقد أَخْطَأَ لِفَوَاتِ الرَّأْيِ وهو (وهوائه) أنه لم يَتَأَمَّلْ أَنَّ الْحُكْمَ مُتَعَلِّقٌ بِالْجُزْئِيَّةِ وَالْبَعْضِيَّةِ فَأَخْرَجُوهُ من بُخَارَى.

«Молоко одной овцы не становится причиной махрамията... И передано в “Мабсут” и “Кашфу ль-кабир”, что Бухари вошёл в Бухару и стал давать фетвы. Абу Хафс запретил ему это делать, однако он не послушался и продолжал давать фетвы, пока не вынес решение о двух детях, которые выпили молока из груди овцы, что они являются махрамами, согласно его собственному мнению, которого он придерживался: любые дети, выпившие из одной груди, становятся махрамами друг другу до конца дней. Он ошибся и не понял, что это решение должно относиться к деталям (а не к любой груди, даже груди животного). И тогда его выгнали из Бухары».

(Ибн Наджим. «Аль-бахру раик», том 3, С. 246).

Ибн Хаджар в «Тахзибу тахзиб» говорит, что Бухари украл свой «Сахих» у другого автора, то есть фактически не он является автором этом книги:

وألف علي بن المديني كتاب العلل وكان ضنينا به فغاب يوما في بعض ضياعه فجاء البخاري إلى بعض بنيه ورغبه بالمال على أن يرى الكتاب يوما واحدا فأعطاه له فدفعه إلى النساخ فكتبوه له ورده إليه فلما حضر على تكلم بشيء فأجابه البخاري بنص كلامه مرارا ففهم القضيه واغتنم لذلك فلم يزل مغموما حتى مات بعد يسير واستغني البخاري عنه بذلك الكتاب وخرج إلى خراسان ووضع كتابه الصحيح

«Али ибн Мадини (учитель Бухари) написал книгу “Илаль” и очень старался уберечь и сохранить её (чтобы её никто не видел). И вот однажды он отправился на прогулку за город. В это время Бухари пришёл к кому-то из его сыновей и дал ему денег, чтобы тот предоставил ему книгу на один день, и тот дал ему её. Тогда Бухари вручил её переписчикам, так что они переписали её, а сам вернул книгу на следующий день. И когда после этого Бухари присутствовал на уроках Мадини, он отвечал ему быстро, как будто бы по его книге, пока тот не догадался, в чём дело, и очень расстроился из-за этого, так что вскоре умер. Бухари же воспользовался его книгой, вернулся в Хорасан и написал “Сахих”».

(«Тахзибу тахзиб», том 9, С. 54).

Скрин:




В «Тарих Багдад» передается от Мухаммада ибн Йахьи: «Нам написали из Багдада, что акыда Бухари является ложной и испорченной, и мы отвергли его из-за его акыды. А потому всякий, кто принимал участие в его собраниях, не мог принимать участие в наших собраниях».

(«Тарих багдад», том 2, С. 30-31).

Также в «Тарих багдад» передано от Абу Зара по поводу Бухари и Муслима: «Это были люди, которые хотели любой ценой достигнуть главенства. Они написали свои книги, чтобы посредством их продвинуть себя вперёд и обеспечить себе высокое место».

(«Тарих багдад», том 4, С. 273).

Эти же слова Абу Зара приводит Захаби в «Мизану иатидаль», том 1, С. 507.

Несмотря на заверения «ахлу сунна» о якобы удивительных достоинствах этой книги, «Сахих» Бухари имеет огромное количество проблем, на некоторые из которых мы укажем:

  1. Противоречие ряда хадисов Корану.

Первое, на что мы хотели бы обратить внимание, - это явное противоречие многих хадисов, приведённых Бухари, Корану.

Например, таков хадис об околдованности Пророка (С): «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был околдован до такой степени, что ему стало казаться, будто он делал то, чего на самом деле не делал».

(«Сахих» Бухари, хадис 3047).

Тогда как Коран отрицает от Пророка (С) всякую околдованность: «Вот говорят угнетатели: “Вы следуете только за человеком околдованным!” Посмотри, как они приводят тебе притчи и заблудились и не могут найти дорогу!» (17: 47-48).

Противоречие этого «хадиса» Корану настолько очевидно, что даже некоторые суннитские ученые считали его поддельным, например, Мухаммад ибн Абдо.

В главе «Малое омовение» Бухари приводит хадис, содержащий явную ложь на Пророка (С): «Однажды пророк, да благословит его Аллах и приветствует, подошёл к тому месту, куда люди сбрасывали мусор, и ПОМОЧИЛСЯ СТОЯ. Потом он велел принести воды, и когда я сделал это, он совершил омовение».

(«Сахих» Бухари, хадис 222).

Во-первых, такой образ действий (мочиться стоя) противоречит другим достоверным хадисам, в который Пророк (С) призывает мочиться сидя и уподобляет тех, кто мочится стоя, животным. Во-вторых, этот хадис противоречит тем аятам Корана, которые говорят о величии ахляка Пророка (С), например:

«Поистине, ты великого нрава» (68: 4).

То же самое касается всех других хадисов Бухари, приписывающих святому Пророку (С) бесстыдное поведение, например:

«Анас Ибн Малик сказал, что Посланник Аллаха захаживал к Умм Харрам, дочери Мальхана, и она кормила его. А была Умм Харрам замужем за Убадой Ибн Аль-Самитом. И вот, однажды, Посланник Аллаха, вошёл к ней, и она накормила его, а затем села ОСМАТРИВАТЬ ЕГО ГОЛОВУ. Посланник Аллаха, заснул, но затем проснулся, и он смеялся. Она спросила: “Посланник Аллаха, что обрадовало тебя?” Он ответил: “Люди из моей общины были показаны мне идущими в боевой поход на пути к Аллаху”».

(«Сахих» Бухари, книга «Джихада», глава «Дуа о джихаде», хадис 2636).

То есть Посланник Аллаха (С) давал осматривать свою голову чужой замужней женщине и «захаживал» к ней! Разве существует какой-то человек - мусульманин или немусульманин, - который назвал бы такое поведение в отношении своей жены нравственным?! Поэтому очевидно, что данный «хадис» - выдумка и клевета на Посланника Аллаха (С).

В «Книге молитв» своего «Сахиха» Бухари приводит «хадис» о том, что Посланник Аллаха (С) обзывал верующих:

«О Аллах, кого бы из верующих (мумин) я ни обзывал, сделай это для него причиной приближения к Тебе в День воскресения!»

Однако Коран говорит: «По милости от Аллаха ты мягок к ним (мусульманам); а если бы ты был грубым, с жестоким сердцем, то они бы от тебя разбежались» (3: 159).

Подобных примеров противоречия хадисов Бухари Корану множество: мы ограничимся приведёнными случаями, чтобы не занимать слишком много места.

  1. Приведение хадисов от слабых передатчиков.

Современный суннитский исследователь доктор Ахмад Амин насчитал около 80 передатчиков Бухари, которые являются слабыми и недостоверными согласно критериями «ахлу сунна». Он пишет: «Например, Акрама, который был известен как автор поддельных хадисов. О нём говорили, что он до такой степени лжец, что может утро назвать вечером. Однако Бухари приводит от него множество хадисов, тогда как Муслим не передаёт хадисы от него, помимо одного-единственного, но и тот он приводит и с другой цепочкой от Саида ибн Джубейра» ( «Заха ль-ислам, том 2, С. 117-118).

Ибн Хаджар пишет: «Хаффаз нашёл проблемы в 110 хадисах Бухари и отверг за ними какую-либо достоверность и признал слабыми 80 из 400 передатчиков Бухари» («Фатху ль-бари», том 2, С. 81).

Хатиб Багдади пишет в «Кифая»:

فان البخاري قد احتج بجماعة سبق من غيره الطعن فيهم والجرح لهم

«Бухари ссылался на группу (передатчиков), которых отвергали те, кто был до него, и находили в них недостатки».

(Хатиб Багдади, «Киваяту фи ильми риваят», С. 108).

Скрин:




Бадруддин Вафа пишет в своём шархе «Сахиха» Бухари:

في الصحيح جماعة جرحهم بعض المتقدمين

«В “Сахихе” Бухари есть группа передатчиков, которых считали слабыми предыдущие ученые».

(«Умдату ль-кари», том 1, С. 8).

Шейх Ахмад Мухаммад Шакир пишет:

و قد وقع فی الصحیحین احادیث کثیره من روایه بعض المدلسین

«В “Сахихах” Бухари и Муслима много хадисов от передатчиков, являвшихся лжецами».

(«Шарх альфия суюти», С. 36).

Захаби так пишет по поводу Миксама ибн Баджры:

والعجب أن البخاري أخرج له في صحيحه وذكره في كتاب الضعفاء

«Удивительно, что Бухари передал от него хадисы, но сам же привёл его среди слабых передатчиков!»

(«Мизану ль-иатидаль», том 6, С. 508).

Скрин:




И то же самое Захаби пишет по поводу другого передатчика Бухари - Сабита ибн Мухаммада Куфи:

ومع كون البخاري حدث عنه في صحيحه ذكره في الضعفاء

«Бухари передает от него в “Сахихе”, однако же приводит его среди слабых».

(«Мизану ль-иатидаль», том 2, С. 87).

Скрин:




По поводу Салиха ибн Аиза Захаби пишет:

وكان من المرجئة قاله البخاري وأورده في الضعفاء لإرجائه والعجب من البخاري يغمزه وقد احتج به

«Он был из мурджитов, и Бухари отнёс его к слабым из-за его акыды. Но удивительно у Бухари то, что при этом он закрыл глаза на него и привел от него хадисы!»

(«Мизану ль-иатидаль», том 1, С. 259).

Скрин:




Среди передатчиков Бухари мы находим всю длинную вереницу тиранов, нечестивцев, лицемеров, насибитов и убийц истории раннего ислама: Абу Суфьяна, Амру ибн Аса, Марвана ибн Хакама, Муавию, Мугейру ибн Шуейба, Абдуллаха ибн Амру ибн Аса, Нуамана ибн Башира, Абу Хурейру, Абдуллаха ибн Амра, Абу Мусу Ашари, Абдуллаха ибн Зубейра, Урву ибн Зубейра, Акраму, Имрана ибн Хаттана (глава хариджитов).

Поразительно, что Бухари отдаёт явное предпочтение этой кровавой галерее самых темных личностей раннего ислама и в то же время практически ничего не передаёт от истинных вождей и праведных личностей этой уммы!

Передачики, от которых приведено самое большое число хадисов в Бухари:

- Абу Хурейра: 450 хадисов.

- Айша: 240 хадисов.

- Абдуллах ибн Умар: 270 хадисов.

- Абу Муса Ашари: 57 хадисов.

- Анас ибн Малик: более 200 хадисов.

При этом от «врат в город знаний» Али (А) передано 29 хадисов, от Фатимы Захры (А), «довольством которой доволен Аллах» - один хадис. Бухари ничего не передаёт от Имама Хасана (А), который был ровестником Абдуллаха ибн Зубейра и «господином юношей Рая», от Имама Садыка (А), у которого учились тысячи студентов в Медине, от Имама Мусы Казыма (А), от Имама Резы (А), который был известен по всему исламскому миру, от Имамов Джавада и Хади (А), которые являлись его современниками и хранителями исламских знаний и хадисов.

С чем связана такая избирательность? Али ибн Аби Талиб (А) традцать лет был рядом с Пророком (С), не отходил от него ни на шаг и являлся «вратами в город его знаний». И за эти тридцать лет Али (А) смог услышать и передать от Пророка (С) только 29 хадисов?! То есть в 15 раз меньше, чем приведённое Бухари от Абу Хурейры, принявшего Ислам за 22 месяца до смерти Посланника (С), - от Абу Хурейры, который в самом же «Сахихе» Бухари признаёт себя фабрикатором хадисов:

فقالوا يا أبا هريرة سمعت هذا من رسول الله صلى الله عليه وسلم قال لا هذا من كيس أبي هريرة

«Абу Хурейре сказали: “Ты слышал это от Посланника Аллаха (С)?” Он сказал: “Нет, это из мешка Абу Хурейры”».

(«Сахих» Бухари, хадис 2048).

Бухари старательно обходит всех Имамов пророческого рода (мир им), зато передаёт хадисы от Имрана ибн Хаттана - главы хариджитов, прославлявшего в стихах убийцу Имама Али (А), - от сектанта и лжеца Акрамы, от кровавого тирана Марвана ибн Хакама и от старого лицемера и врага Посланника Аллаха (С) Абу Суфьяна!

Взято отсюда: http://otvet.arsh313.com/hadisy-i-shiitov-i-sunnitov-chast-9-zaif-buhari-kriticheskij-analiz-sahiha-buhari/

«Заиф» Бухари. Критический анализ «Сахих

Previous post Next post
Up