Лодская мозаика

Jul 02, 2024 17:06

Наконец-то мы выбрались в музей мозаики Лода. Так неудобно они работают - в будний день попасть совершенно невозможно, в субботу - закрыто. Остается пятница. И вот я уже пару лет пытаюсь выбраться в пятницу, и все никак. В эту пятницу я уже запланировала, но потом у меня снова была совершенно сумасшедшая неделя, а особенно четверг. Поэтому я опять никуда не записалась и была уверена, что мест не будет. Но с утра все же позвонила в музей и попросила, может быть можно записаться в последний момент. И мне сказали, конечно. В результате оказалось, что все, кто хотел посмотреть эту мозаику, уже давно это сделали, поэтому кроме нас в музее не было никого, и у нас была частная экскурсия. Ах, это было прекрасно и страшно интересно!

Итак, по порядку. Лодская мозаика была обнаружена в 1996 г. в ходе дорожных работ. Мозаика размером 17 на 9 метров (площадь - 155 кв. м.) позднего римского периода, по всей видимости, украшала шикарную частную виллу. Управление Древностей находку засыпало землёй во избежание ее повреждения, но в 2009 г. американский фонд Леона Леви и Шелби Уайт, жены Леона Леви и председательницы организации "Друзья Управления древностей Израиля", пожертвовали деньги на продолжение археологических и сохранных работ, и тогда мозаику выкопали и аж два дня показывали широкой публике. Мы тогда мозаику тоже посмотрели и результаты увиденного я выкладывала тут.
https://shi-ra.livejournal.com/181155.html

Затем мозаику отправили в выставочный тур по всем известным мировым музеям, а в Лоде тем временем построили для нее музей. Строительство сильно затянулось, потому что в 2014 г. откопали вторую мозаику, а 2018 - ещё одну. Это все сильно замедлило строительство, но в 2022 г. музей наконец был открыт, и он прекрасен.





Самый главный экспонат музея это большая римская мозаика позднего римского периода - 280-305 гг. н. э., которая украшала холл шикарной частной виллы. Она имеет площадь 155 кв.м., состоит из порядка 2.5 миллиона камешков около 30 оттенков. По размеру камешки делятся на три группы.

Узоры изображают птиц, рыб, животных и растения, корабли римской эпохи, а также африканских носорогов и жирафов, которые в искусстве позднего римского периода были редкостью. Надписей на мозаике нет, а поскольку надписи часто встречались на мозаиках римской эпохи из общественных зданий, учёные и пришли к выводу, что мозаика, скорее всего, украшала частную виллу. Вообще весь район, где была найдена мозаика, состоял из шикарных вилл.

Мозаика находится в очень хорошем состоянии, лишь один из двух изображенных кораблей был сильно повреждён, и это из-за того, что во времена османской империи как раз на этом месте была вырыта выгребная яма.

Сколько учёные ни бьются над расшифровкой этой мозаики, однозначного вывода по вопросу происхождения и вероисповедания хозяна виллы они сделать не смогли. Хозяин мог быть и римлиняном, и евреем и даже христианином. Учёные указывают на редкое для мозаик римской эпохи отсутствие на мозаике человеческих фигур, что может указывать на еврейское происхождение хозяина. В одном учёные солидарны - хозяин точно не был самаритянином.



Рассмотрим мозаику более детально. На первом панно изображены разные животные. Примечательно, что с какой бы стороны к мозаике человек ни уселся (предположительно, вокруг мозаики стояли диваны для гостей), со всех сторон звери окажутся в анфас к гостю. Нужно понимать, что в те времена искусство было редкостью, мало кто мог себе позволить украсить свое жилище картинами. И такое расположение животных показывает на уважительное отношение хозяина к своим гостям - хозяин заботился, чтобы все его гости могли любоваться картинами животных.



На втором панно изображены птицы на веточках. В античности было принято во время пиршеств кидать еду и объедки прямо на пол, как символ изобилия. Римляне не любили кидаться едой и ввели обычай на пиршествах кидать ветви деревьев. По сути, заказав такую мозаику, хозяин стремился приобщить гостей к торжеству своего изобилия.



Очень интересна центральная мозаичная полоска. Во-первых она расположена не симметрично по отношению к соседней мозаике. Это совершенно нетипично для римской эпохи с их выверенными пропорциями и геометрическими фигурами. Кроме того обратим внимание на изображение птиц. Птицы в этой мозаике выглядят схематично, в отличие от прошлой мозаики с её точными художественными изображениями дивных пернатых. Также примечательны цвета мозаики. Они намного менее качественные, и это потому что в этой мозаике кроме камешков использовали раскрашенное стекло, которое со временем поблекло. И даже золото - для пущей пыли в глаза. А секрет отличий в том, что эта мозаика была выложена позже, и относится она к другому периоду - византийскому.



Следующее панно изображает морскую сцену. Тут есть два римских грузовых судна водоизмещением ~80-150 тонн, которые использовались для перевозки таких товаров, как гарум (рыбный соус) и зерно из Египта в Рим. По сути это сцена ужасов. Рыба заглатывает корабль, да и вообще корабль терпит кораблекрушение. Историки видят тут порванные канаты, сломанную мачту и поврежденные рулевые весла.
Что может означать эта сцена? Есть несколько версий.
1. Хозяин - моряк, вернувшийся из опасного плавания. Он хочет показать, каким опасностям он подвергся. Может быть также, что он заказал это панно из чувства благодарности или во исполнение обета, после того как уцелел во время кораблекрушения.
2. Хозяин - торговец и заказал это панно как дань уважения морякам, которые приходили к нему в гости. Чтобы проявить восхищение их опасным трудом.
Одним словом, наш хозяин дипломат, он не выпячивал своё происхождение, материальные блага для него важнее всего.

Внизу панно можно увидеть изображение моллюсков, из которых добывали пурпур.



Анализируя центральное панно, учёные пришли к выводу, что для его изготовления мастера пользовались сложными математическими формулами. Кроме того на картине есть изображения африканских животных, что является большой редкостью в мозаиках того периода. Ведь древний римлянин, побывавший в Африке это примерно как современный землянин, слетавший в космос. Два холмика со львами изображают место, в котором берёт своё начало Нил.
В центре изображены сцены охоты. Охота была в то время главным зрелищем, и вид пролитой крови возбуждал особый интерес зрителей.
По углам мозаики изображены сценки из греческой мифологии. Но также в мозаике попадаются довольно нелогичные сценки с поедающим виноград кроликом. И с собакой, которая меньше этого самого кролика. Экскурсовод объяснила, что это такой коллаж, хотя я всё равно не очень поняла смысла.
Золотой кувшин в левой части мозаики означает изобилие, а мыши его охраняют. Нельзя не отметить мастерство изготовителей мозаики, ведь кувшин выглядит золотым несмотря на то что в этой мозаике золото не использовалось.





В этой части холла по видимому находилась кухня или место, где подавали еду, поэтому она украшена намного проще.



Самое крайнее панно изображает целую историю в картинках. Различные сценки, зачастую неоднозначные, перемежаются пасторальными картинками птичек или павлина. Пример неоднозначности - сценка с рыбой и змеёй. Совершенно непонятно, кто в ней одерживает победу. А корзина с рыбой опять же символизирует изобилие. Интересно, что похожую мозаику нашли в Тунисе, что в очередной раз указывает на то, что причастные к этой мозаике бывали в Африке.





Эта мозаика украшала жилое помещение. Такое мастерство и для обычной спальни. Просто невероятно



Но самое удивительное, это какая красивая мозаика украшала двор. Где лил дождь, где валялись верблюды и собаки шастали по этой мозаике как ни в чем не бывало.





Также в музее даются объяснения о том, как изготавливали мозаику в те времена. Каменщик выравнивал пол и заливал его римским бетоном или цементом, изготовленным из раствора и камней.



Затем художник рисовал на полу рисунок.



Мусивариус готовил синопию - подготовительный рисунок, а тесселяриус резал и вырезал тессера (камешки), подготавливая их необходимого размера и формы для точного размещения. Тессера клали либо сначала на доску, которой их придавливали, чтобы закрепить на полу, либо прямо на влажный пол. Отверстия заполняли тонким слоем раствора и полировали с помощью песка и мраморной крошки.
Обычно в синопиях тех времён встречались камешки трёх разных цветов. В этой синопие различают камешки пяти цветов!



Под центральной мозаикой нашли мозаики более древнего периода - две римские мозаики I века н. э. А кроме того была обнаружена более поздняя мозаика исламского периода, VII век н.э. Разница между римскими и исламской мозаиками просто бросается в глаза. Она и в чётких геометрических формах римских мозаик, и в плотности камешков, и в их величине, и в цвете. Безусловно, римляне вкладывали в свои мозаики намного больше труда и мастерства. Не случайно их произведения искусства остались на века.
Кроме того во времена римлян мозаику могла себе позволить только самая верхушка (власть и самые богатые люди), а в исламском периоде мозаики стали более распространены.







В музее рассказывается также об истории Лода. Лод - один из старейших городов Израиля (ему около 8000 лет) и в отличие от более древнего Иерихона, Лод был заселен в любой из археологических и исторических периодов. И во все времена он считался очень важным городом. В городе найдены остатки поселения эпохи нового каменного века. Судя по останкам и находкам, видно, что древние жители Лода жили в глинобитных домах и обрабатывали землю каменными орудиями. Их основными культурами были пшеница, ячмень и чечевица. Кроме того, они держали отары овец. Что произошло с этим поселением, неизвестно, поскольку в более поздний период были найдены поселения с другими характерными признаками.



Бронзовый век (3500-1150 гг. до н. э.). Первые письменные свидетельства о поселении в Лоде были найдены в списке датированном XV веком до н. э., в котором перечислены города Ханаана, завоеванные фараоном Тутмосом III. Египетский период продолжался около 300 лет (приблизительно с 3000 до 2700 г. до н. э.), в течение коего времени в Лоде проживало смешанное население из местных хананеев и египтян. О присутствии египтян в поселении свидетельствуют остатки керамики, типичной для древнеегипетской культуры, в период появления первой династии фараонов, обнаруженные при археологических раскопках в 2000-х годах. Лабораторные испытания показали, что они изготовлены из глины, происходящей из Египта.
В этот период Лод был одним из крупнейших поселений. Его жители занимались сельским хозяйством и начали выращивать оливки, миндаль, инжир и бобовые. По сравнению с поселениями периода энеолита, поселения этого периода были более социально и культурно развиты.



Находки железного века показывают, что в этот период город был заселен. По-видимому, израильское поселение произошло во время правления Иошияху (Иосия) (16-й иудейский царь, царствовавший в 639/640 - 608/609 до н. э.). По преданию мудрецов, Лод был городом, окруженным стеной со времен Иеошуа бен Нуна.
Согласно книге Эзры, жители Лода ушли в изгнание после разрушения Первого Храма в 586 году до н.э. и вернулись в него во времена Второго Храма.
Во времена Нехемии Лод был частью Иудеи, а в Персидский период - в составе Самарии.



Во время хасмонейского восстания, Ионафан Хасмоней освободил Лод от греков и присоединил его к Иудее. В период Хасмонеев, вплоть до периода римского правления, город сохранял свое положение центрального поселения и достиг своего расцвета как еврейский центр между Первой еврейско-римской войной и восстанием Бар-Кохбы, а также во времена Иехуды ха-Наси и в начале периода амораев. В то время в городе располагались многочисленные государственные учреждения, в том числе школы, учебные дома и синагоги. Римское господство над Лодом началось в 63 г. до н. э., с завоеванием Иудеи Помпеем. В 48 г. до н. э. Лод получил от римлян статус топархии - уездного города. В 43 г. до н. э. Кассий обложил высокими налогами регион, который находится на территории современной Сирии, чтобы финансировать ожидаемую войну против преемников Юлия Цезаря. Жители Иудеи не смогли собрать суммы денег, которые требовал от них Кассий, и в качестве наказания он продал жителей четырех городов, один из них Лод, - в рабство. Два года спустя правитель Марк Антоний приказал освободить рабов, и большая часть жителей Лода вернулись в свой город. Во времена Ирода Лод продолжал выполнять функции окружного города, видимо, до разрушения Второго Храма. Во время Первой Иудейской войны город был разрушен и сожжён ( в 66 г. н. э.). Затем римляне восстановили Лод, вернули еврейские земли их владельцам, город снова стал центральным и важным, с большой еврейской общиной, вплоть до восстания Бар-кохбы, когда он вновь был разрушен.
Судя по всему, в те времена в Лоде существовала муниципальная чеканка монет. В городе был выстроен новый квартал, вблизи старого города, который по-видимому, включал в себя языческий храм, административные здания и жилые дома. Именно к этому периоду и относится шикарная Лодская мозаика, для которой и построили музей.



В 200 г. н. э. император Септимий Север присвоил городу статус города, назвав его Колония Люсия Септимия Севера Диосполис. Название Диосполис (Город Зевса), возможно, было даровано ранее, возможно, Адрианом. На тот момент большинство его жителей были христианами.



В византийский период Лод был важным христианским центром. Он был известен деятельностью Петроса и как место рождения Святого Георгия. В его честь была основана церковь Святого Георгия Победоносца. На карте Мидабы город упоминается под тремя названиями (Лод, Лодия и Диосполис).



В 636 году н. э., после битвы при Ярмуке, мусульмане захватили город у византийцев. Деление западной части Израиля на округа не изменилось, но их названия и столицы были изменены. Первая Палестина (Прима) - византийская провинция, включавшая юг страны и ее центр, стала Палестиной. Столица провинции переехала из Кесарии в Лод. В 705-715 гг. столица переехала в основанный неподалеку новый город - Рамлу, и часть города была разрушена. В X веке город был восстановлен.



В период крестоносцев город назывался "Сан-Жорж де Лида", и там было основано первое католическое епископство в стране. Церковь Святого Георгия была перестроена.



Мамлюкский период.
Султан Бейбарс снова взял Лидду под контроль мусульман к 1267-1268 гг. Город был большим административным центром и станцией на почтовом пути между Каиром и Дамаском.



Османская империя.
В XVI веке Лод был большим городом, в котором проживало около 500 сборщиков налогов, мусульман и христиан, и там проходила важная торговая ярмарка. В XVIII и XIX веках Лод был центром обширной территории с двадцатью деревнями, в которых проживали тысячи жителей. Еврейские поселенцы начали прибывать в город начиная с 1885 г.



В период британского мандата Лод был опять же важным городом. Британцы построили тут железнодорожный вокзал и международный аэропорт. Именно от древнего названия Лода - Лидда (Lydda) остался код авиакомпании Эль Аль - LY.


музеи Израиля, Центр

Previous post Next post
Up