Кипр - 2023, Пафос - Археологический парк.

Jul 20, 2023 14:52

Археологический парк Пафоса совершено прекрасен. Мозаики тут невероятные. Фигуры людей, животных выглядят как живые!
Хотя посещать парк лучше не в июле, конечно.



Первое здание - "дом Эона".

Постройка относится к второй четверти IV века н. э. В части здания пол украшен мозаикой с несложным геометрическим рисунком, но центральное помещение, по видимому, предназначавшееся для приема и угощения гостей - просто шедевр. Мозаика состоит из 5 прямоугольных секций с мифологическими сценами:
- Слева сверху изображена Леда, королева Спарты, готова войти в реку Ерот (олицетворяемой речным богом) для купания. Рядом с царицей - олицетворение Лакедемонии и три молодые спартанки. И Зевс в образе лебедя.





- В верхнем правом ряду младенец Дионис изображен сидящим на коленях у Гермеса, который собирается передать его старому Трофею, Селену и его будущему учителю, и нимфам горы Нисы, которые готовят для него ванну. Рядом с молодым богом также располагаются три бога, олицетворяющих Теогонию, Нектар и Амброзию.
- Центральная панель состоит из двух сцен: одна происходит на суше, а вторая - на море. Эон, бог вечности (в честь которого и названо это здание), представляет Кассиопею, победительницу конкурса красоты. Олицетворение Суждения надевает венок на голову Кассиопеи.
В морской сцене три из пятидесяти дочерей Нерея: Галатея, Дорида и Фетида, недовольны результатами конкурса. Они сидят на спине морского кентавра Бифос (божества морских глубин) и молодого тритона Понтоса, который олицетворяет морскую гладь.



В нижней правой панели изображено музыкальное состязание между флейтистом Марсием, Селеносом и Аполлоном, Богом искусств, покровителем муз и великолепным игроком на лире. После поражения от Аполлона Марсий приговорен к смерти за то, что осмелился бросить вызов богу. Аполлон велел подвесить Марсия на высокой сосне и содрать с него кожу. На картине представлен выносящий приговор Аполлон и два скифа, ведущие Марсия к дереву. Слева от Аполлона - олицетворение заблуждения, Планэ; у ног Аполлона - коленопреклонённый Олимп, ученик Марсия, молящий о пощаде для своего учителя.

На панели слева изображена триумфальная процессия бога Диониса. На левой нижней панели изображена. Дионис едет на колеснице, запряжённой двумя кентаврами, держа в руках лиру и флейту. Впереди - одна из спутниц бога, менада, и сатир, держащий поднос с фруктами. Далее - плохо сохранившаяся фигура Диониса в запряжённой кентаврами колеснице. Позади Диониса - сидящий на муле Трофевс и девочка с корзиной на голове.



Половина с геометрическим рисунком



Дом Тесея - большое здание III-IV века н. э., по всей вероятности являвшееся виллой римского проконсула на Кипре. Дом, постройка которого датируется Дом является одним из крупнейших на Кипре сооружений римского периода. В центре здания находится окружённый колоннами внутренний двор, за которым расположены помещения административного, хозяйственного, обрядового и жилого назначения. Дом включал в себя свыше 100 комнат. В юго-восточном крыле его найдены руины терм.





Наиболее известная из напольных мозаик расположена в комнате под номером 36. Она изображает поединок Тесея и Минотавра. Сцена поединка помещена в круг, узор которого является схематичным представлением лабиринта. В центральном медальоне - фигура Тесея, держащего пали­цу в пра­вой руке, тогда как левой рукой он сжи­ма­ет рог поверженн­ого Минотавра. На зем­ле сидит боже­ство Лаби­рин­та в образе старца. В левой верхней части мозаики размещено изображение Ариадны, в правой верхней части - олицетворение острова Крит в женском образе.





Мозаика в комнате 40, V века н. э. - Первая ванна Ахилла. Это по всей вероятности приёмный зал римского проконсула. Мозаика изображает первую ванну новорожденного Ахилла. Он лежит на руках своей матери Фетиды, которая изображена в центре лежащей на кровати. Ахилл также изображён на коленях у своей кормилицы, которая собирается окунуть его в цилиндрический бассейн. Рядом Амбросия, держащая кувшин с водой. По другую сторону кровати царь Пелей на троне с жезлом. Сзади стоят три судьбы: Клото с ее характерным веретеном и прялкой, Лахесис с диптихом и Атропос с пергаментом.



Мозаика в комнате 76, вторая половина IV века н. э. Тут изображён бог моря Посейдон, сидящей на морском чудовище вместе со своей женой Амфитритой. На голове у Посейдона нимб, в одной руке он держит трезубец, а второй - обнимает свою жену. Наверху пара купидонов.



Ещё комната



Мозаика с тремя орами (или хорами), дочерьми Зевса и Фетиды: Дике или Дайс (Богиня справедливости), Эйрен (Богиня Мира) и Юномия (Богиня Закона и порядка)

Сзади мозаика с Афродитой, но к ней было не подобраться.



Дом Орфея. Прочла у sova_f, что на эти столбики кладется подогреваемый пол.



А вот мозаики дома Орфея осмотреть не удалось. Все мозаики были засыпаны. Так что только вывеска.



И наконец шикарнейший дом Диониса - вилла богатого горожанина Пафоса римского периода. Дом датируется II веком н. э. и построен на фундаменте постройки I века н. э. Это усадьба площадью 2 тыс. м² . В доме насчитывалось 40 комнат с мозаичными полами (556 кв. м. мозаик). В центре жилища размещался окружённый колонным портиком атриум, вокруг которого располагались комнаты. В середине атриума был размещён небольшой прямоугольный бассейн для сбора воды (имплювий). В доме также имелась канализационная система. Кроме атриума, в доме было ещё два открытых дворика и бассейн для разведения рыб. Дом Диониса был разрушен во время землетрясений 332 и 342 гг.

Атриум



Комната 1.
У входа в дом есть комната с мозаикой из морских раковин, на котором изображено мифическое морское чудовище Скилла (полу-женщина, полу-рыба/собака), относящееся к зданию эллинистического периода (конец IV-начало III века до н.э.). Скилла держит корабельную мачту и трезубец, а рядом пара дельфинов.



Комната 2. Мозаика Нарцисс.
Это уже римский педиод (II-III вв. н.э.). Изображение Нарцисса, сына речного бога Кефисса, любующегося свои отражением в озере.



Комната 3. Мозаика "Четыре времени года". II-III вв. н.э.
В центре, по всей вероятности Дионисий или Эон, а по углам четыре времени года.



Комната 6. Федра и Ипполит. II-III вв. н.э.
На мозаике изображён Ипполит с посланием Федры. Справа сидит Федра, а над ней - амур с горящим факелом.

(Федра, супруга афинского царя Тесея, влюбилась в сына своего мужа от первого брака, Ипполита. В отсутствие мужа она отправила ему любовное послание, но Ипполит отверг её любовь, и тогда Федра оклеветала его перед Тесеем, сообщив, что Ипполит отправил ей любовное письмо. Разгневанный Тесей призвал бога Посейдона, и тот послал большую волну на берег, где проезжал Ипполит. Его кони, испугавшись волны, понесли, и юноша разбился о скалы. Федра, узнав о случившемся, покончила жизнь самоубийством.)





Комната 7. Геометрическая мозаика и предметы повседневности. II-III вв. н.э.







Комната 8. Похищение Ганимеда. II-III вв. н.э.
Превратившийся в орла Зевс, уносит Ганимеда.



Комната 10. Охотничья сцена. II-III вв. н.э.
Один охотник схватился со львом, а второй - с диким кабаном.



Леопарды, ослы и т.д.



Комната 11. Охотничья сцена. II-III вв. н.э. Охотник с копьём, собака, хватающая дикого осла за ногу, леопард, медведь, дикий кабан, муфлоны и тигр





Комната 13. Геометрическая мозаика. II-III вв. н.э.



Комната 14. Геометрическая мозаика. II-III вв. н.э.



Комната 15. Павлин. II-III вв. н.э.



Комната 16. Центральное помещение с четырьмя сценами: Пирам и Фисба, Дионис и Икарий, Посейдон и Амимона и Аполлон и Дафна. II-III вв. н.э.



Ещё мозаики, не помню названия





А затем мы пошли посмотреть древний театр (Одеон) вместе с храмом Асклепия (Асклепион). Это постройки первой половины II века н. э., которые были почти полностью разрушены во время землетрясений IV века н. э. Напротив Одеона располагалась Агора (акрополь) - главная площадь Неа-Пафоса.

Остатки античного - Одеона. Первоначально в амфитеатре было 25 рядов, отреставрировано 11 из них.



Южнее одеона расположены руины храма Асклепия; сохранились лишь колонны и небольшие фрагменты стен.



На скале к западу от одеона находится маяк.





Также в парке имеется византийская крепость, основанная в VII веке для защиты города и гавани Пафоса от арабских набегов - Саранта-Колонес. Крепость была перестроена крестоносцами в 1200 году.




Кипр

Previous post Next post
Up