Книги

May 24, 2023 15:41

1. Авраам Иегошуа, "Поздний развод"
Семейная сага. История одной израильской семьи со своими радостями и горестями, любовью, обидами, одиночеством и скелетами в шкафу. Действие разворачивается в течение семи пасхальных дней, и в каждой главе повествование ведётся от лица другого члена семьи. Написано очень тепло и узнаваемо. Эти улицы Иерусалима, Тель-Авива, это приморское шоссе у подножия Кармель... Живые интересные герои, непростые ситуации и много психологии. Получила большое удовольствие от книги. Благодарю sova_f за рекомендацию.

2. Энн Пэтчетт, "Голландский дом"
Первая моя книга Пэтчетт, очень понравилась. Прекрасная семейная сага, где главное действующее лицо - дом, красивый особняк, набитый старинной мебелью и портретами построивших его богатых голландцев, а после того как они разорились, дом был куплен отцом Дэнни и Мэйв. Но вместо счастья дом принёс новым владельцам много горя и страданий.
Прекрасная глубокая проза, написано неторопливо и очень психологично, с неожиданными поворотами и неизбитой концовкой.
Удивилась, что в 1970 г. женщинам еще не разрешалось поступать в Колумбийский университет!

3. Бонни Гармус, "Уроки химии"
Эту книгу мне посоветовал аж издатель Быкова. Основная тема книги - женская дискриминация в науке в 60-х гг. Тема модная, герои яркие, язык бойкий и книга читается легко и увлекательно. Тем не менее автор по видимости вознамерилась выжать из модной повестки всё возможное: тут вам и профессора-насильники из-за которых не получить диплома, и боссы, присваивающие научные достижения подчинённых за отказ их ублажать, и увольнение за внебрачную беременность, и бесконечные рассуждения о феминизме и прочая и прочая. Просто штамп на штампе и стереотип на стереотипе. Зачем я это дочитала - сама не знаю.

4. Дэн Симмонс, "Мерзость"
Эту книгу читала по рекомендации edik_m. Книга о покорении Эвереста, написанная в форме детектива или скорее даже остросюжетного триллера. Хотя и вымысел, но читается как документальный роман. Линия триллера там притянута за уши и не оправдывает такого масштабного повествования. А вот про альпинистов мне было очень интересно. Будни альпинистов описаны очень подробно, с большим вниманием к деталям: снаряжение, тренировки, техника и порядок восхождений. Отлично выписаны характеры героев. И очень понравились описания природы, жестокой и равнодушной ко всему живому.
В общем хороший роман. Я теперь так подкована в этой теме :) Тут на днях как раз Даниэль Вольфсон снимали с очередных Гималаев, и я Саше подробно всё объяснила: и про загустение крови, и про отмирание клеток при низком давлении, и кто такие шерпы, и ещё многое, многое. Он даже удивился, откуда я всё это знаю.

5. Эллен Фелдман, "Париж никогда тебя не оставит"
Это замечательная книга. История парижанки, которая во время войны была вынуждена принять помощь от немецкого офицера для спасения своей дочери. Впоследствии немецкий офицер оказался не совсем немецким, а история получилась немного неоднозначной, и женщине грозила расправа как коллаборационистке, от которой тот же офицер её спас. Прошли годы, но прошлое не отпускает нашу героиню, мучая воспоминаниями и терзая осознанием своей вины. А была ли она хоть в чём-то виновата? Автор затрагивает сложные вопросы о нравственности и чувстве вины. Не знаю, как написать без спойлеров, просто советую прочитать. Написано очень хорошо. Читала с подачи lolka_gr

6-8. Владимир Набоков, "Подвиг", "Посещение музея" и "Бледное пламя"
"Подвиг" - очень страшная книга. О юноше, который после революции бежит из России вместе со своей матерью. Он учится в Англии, безнадежно влюбляется в не отвечающую ему взаимностью русскую девушку, но детские воспоминания о России его не отпускают, и заканчивается это всё плачевно. Как и все книги Набокова частично автобиографично, если не действиями, то мысленно.

"Посещение музея" - короткий рассказ. Автор оказывается в некоем музее во Франции. Однако посещение музея вдруг оборачивается неким путешествием в результате которого рассказчик вдруг с ужасом обнаруживает себя в советской России. Вероятно это ответ Набокова эмигрантам, ностальгирующим по утраченной родине, вернуться в которую невозможно.

"Бледное пламя" или "Бледный огонь" - эту книгу я мучаю уже наверное месяц. Не по зубам мне оказался этот земблянский король. Пока ничего сказать не могу за исключением того, что комментатор там явно сумасшедший. Не уверена, что дочитаю.

9. Джон Апдайк, "Иствикские ведьмы"
Читала книгу в рамках литературного клуба. Некоторые были в восторге, некоторые меньше, лично мне не особо понравилось, автор показался женоненавистником. Что в книге хорошо это атмосфера и описания природы: проникаешься настроениями забытого богом городка в американской глубинке, где люди пытаются разогнать скуку и найти смысл своему существованию, чувствуешь аромат тушёных помидоров, дуновение осени и запахи мокрой листвы. И тут появляется он: красивый, богатый, загадочный, внося оживление в это стоячее болотце. В общем, Апдайк - явно не мой автор. Хотя "Гертруду и Клавдий" собралась прочесть.

10. Алексей Юрчак, "Это было навсегда, пока не кончилось. Последнее советское поколение"
Книга очень скучная, написана казённым языком, с трудом продиралась через вот это всё. Понравилась тем, что автор всё же пытается развенчать привычное упрощение: советский/антисоветский, разжёвывая на бесчисленном количестве примеров, что не все коммунисты были сволочами и приспособленцами, и что многим советским людям удавалось существовать вне актуальной повестки, особо не задумываясь, зачем они голосуют или вступают в КПСС. Просто таков был порядок вещей. Поэтому оно всё и посыпалось с такой скоростью. Не буду пересказывать весь этот огромный фолиант, приведу пару цитат:

Если разум, здравый смысл и порядочность слишком часто подвергаются надругательству, человеческая личность калечится, а человеческий разум распадается или искажается. Граница между правдой и ложью фактически стирается….Воспитываясь в подобной атмосфере, испытывая страх и будучи лишенным какой-либо интеллектуальной инициативы, Homo Sovieticus попросту не мог быть ничем иным, чем рупором партийных идей и лозунгов. Это был не столько человек, сколько контейнер, который опорожнялся или заполнялся в зависимости от требований партийной политики. Франк Эллис
Точно также рассуждают сегодняшние пламенные блогеры, скопом осуждающие всех россиян только за то, что им довелось родиться в России.

Когда Тендряков спросил у малознакомого человека: «Скажите, чем отличается интернационализм от космополитизма?», тот ответил: «Должно быть, тем же, чем голова от башки»

книги

Previous post Next post
Up