Экскурсия по старой и новой автобусным станциям Тель-Авива - Тахана Мерказит, часть 1

Apr 04, 2023 15:59



Сходили на экскурсию Макса Изиксона по старой и новой автобусным станциям Тель-Авива. А точнее, по двум старым (новую тоже собираются сносить). Экскурсия называлась "В поисках утерянного рая". Давно хотела попасть на эту экскурсию и именно к Максу, и должна сказать, что он и правда потрясающий гид. Очень знающий и толковый.

Начали мы экскурсию в сквере Левински, район Неве Шаанан. Когда-то тут была апельсиновая роща, и именно отсюда начали строить Тель Авив, а теперь тут обитают в основном африканские нелегалы, а также алкоголики, проститутки, бомжи и наркоманы.

1-7 мая 1921 года в подмандатной Палестине прошли сильные волнения, которые начались со столкновения между еврейскими коммунистической и социалистической группами, и превратились в многочисленные нападения арабов на евреев. В результате этих событий погибли 47 евреев и 48 арабов; 146 евреев и 73 араба были ранены.
Беспорядки начались с того, что еврейская коммунистическая партия распространила листовки на арабском и идише, призывающие к свержению британского правления и провозглашению «советской Палестины». В листовках говорилось о намерении демонстрантов в честь праздника солидарности трудящихся пройти от Яффы до соседнего Тель-Авива. Шли они через смешанный еврейско-арабский район в окрестностях Маншия. Другая группа демонстрантов, организованная в Тель-Авиве сионистским социалистическим движением Ахдут ха-Авода тоже вышла на демонстрацию, и. когда эти две процессии встретились, началась драка. Полиция попыталась её остановить, но вмешались арабы. и так начались беспорядки. С тех пор 1 мая 1921 г. считается началом арабо-еврейского конфликта.
Тель-Авив, который ранее добивался независимого статуса, стал отдельным городом частично благодаря этим беспорядкам.

Библиотека Левински. 3 года назад здесь были книги только на арабском и тигре или тигринья. На иврите книг не было совсем. Сейчас ситуация в корне изменилась - книги в основном на иврите.
Ведь в этом районе проживает большинство из 40 тысяч нелегалов из Эритреи и Судана: 2/3 из Эритреи и 1/3 из Судана. Стоит помнить, что все эти беженцы или инфильтранты пришли в Израиль до 2012-13 года. Ведь именно тогда на границе с Египтом была построена трёхступенчатая стена, и больше никто в Израиль просочиться не может. Доты в этой стене направлены на Египет - по договору египтяне должны обеспечить, чтоб никакие нелегалы из Египта больше не смогли просочиться в Израиль. Значит все, кому 11 лет и младше, родились в Израиле. Для этих нелегалов был придуман свой статус - групповая защита (הגנה קבוצתית). И их проблема не решается. Пытались держать их в жутких лагерях, пытались удерживать у них 20% с зарплаты чтоб вернуть их в случае отъезда. Все это Багац запретил. Также пытаются стимулировать их отъезд в третьи страны (получаешь билет и 3000 долларов на человека). Всё это не имеет какого-либо эффекта. Наконец пару лет назад почти подписали договор с Европой, что они примут половину этих беженцев, а вторую половину мы абсорбируем, но народ возмутился, и все свернули. В результате время работает на них.





На новой центральной автобусной станции тоже была библиотека, но её закрыли потому что в книгах делали "закладки" с коксом.

Вот на месте этого сквера и парковки размещалась старая автобусная станция Тель Авива. Там даже на здании ещё осталась надпись - Platform - רציף. Теперь в этом здании разместилась полиция.





Улица раввина Шмуэля Йосефа Финна (רש"יף). Это теперь название улицы завуалировано, а раньше она называлась просто פין, что в переводе с иврита - член. И действительно, это улица с самым большим числом "Институтов здоровья". Раньше эти заведения назывались прачечными. Там и правда стояли стиральные машины, и если приезжала полиция, и видела голых посетителей, им объясняли, что они просто ждут пока их одежда постирается.

Если честно, я ожидала большего трэша. Т.е., конечно, грязновато и по улицам шатаются всякие обкуренные люмпены, но видно, что убирают постоянно и полиция ездит каждые пять минут. И район вовсю облагораживают. Как видно по фотографии, часть старых развалюх уже перестроено в новые красивые дома, и у муниципалитета есть проект по привлечению молодых работающих пар в этот район - им частично субсидируют съём квартиры (вместо 7-8 тысяч - ~3700).





Это Хамара - место, где можно выпить кофе, перекусить, покурить кальян, поиграть в карты или другие игры. Большинство Хамар держат эритрейцы, но конкретно эта совместно судано-филиппинская (суданец женился на филиппинке). Таких заведений здесь куча, но они никак не обозначены. Просто нужно заглянуть во двор одного из домов, но если не знаешь где, и не найдёшь.



Суданский (или филиппинский) кофе



По соседству очередной "Институт здоровья". Это наверное сотрудница...



И отправляемся на "новую" центральную автобусную станцию. Это был самый безумный проект в истории Израиля, а может и в мировой истории. 215 тысяч кв. метров, 1200 магазинов (в Дизенгоф центре - 400), 11 кинотеатров, фонтаны, парикмахерские и прочая и прочая - целый город внутри города. И это в городе с населением порядка 250 тысяч. Для сравнения в Индии с населением 19 миллионов центральная автобусная станция занимает площадь 225 кв. метров. Но в 60-е годы Израиль обуяла мегаломания. В 1965 г. был построен Кольбо Шалом или Мигдаль Шалом (123 метра), который до 1968 г. считался самым высоким зданием в Азии и до 1978 г. - самым высоким зданием на Ближнем Востоке.

К 1953 г. муниципалитет Тель-Авива осознал необходимость строительства новой центральной автобусной станции, потому что старая переполнилась, и Арье Пильц, владелец большого участка земли, на котором были заброшенные апельсиновые рощи, предложил в 1964 г. построить на этом месте новую автобусную станцию. Архитектор Рам Карми (проектировал так же Дизенгоф Центр, высший суд в Иерусалиме и третий терминал аэропорта Бен-Гурион) проектировал эту станцию, и это был самый нелюбимый его проект. Строительство началось в 1967 г. и финансировалось за счет продажи магазинов на будущей станции широкой публике, но затем деньги кончились, и станция долгое время стояла недостроенной. Она была открыта лишь в 1993 г., через 26 лет после начала строительства!



Фото из википедии чтобы понять истинные размеры.



На 1-м этаже станции планировался вокзал внутригородских автобусов, а на 6-м - междугородних. Считалось, что между этими этажами люди будут гулять, делать покупки, сходят в кино или салон красоты. На самом деле построили такой жуткий монстр, что люди, попавшие на эту станцию, тут же заблудились, они не могли найти выхода, не могли найти нужный автобус, и единственное, о чём они мечтали - как бы поскорее отсюда выбраться. Например, на 6-м этаже расположились автобусы и Эгеда, и Дана, но чтобы попасть от одной компании к другой, нужно спуститься на 5-й этаж, найти другой эскалатор или лифт и снова подняться на 6-й.
В общем людям было не до магазинов, и они очень быстро разорились. К тому же выхлопные газы с первого этажа попадали на вокзал, поэтому автобусы внизу отменили, построив для них 7-й этаж, и магазины, оставшиеся на первом этаже, тоже разорились.





Вокзал совершенно безумный, я помню, как сама по нему плутала. Указатели только запутывают, помимо этажей, есть и половинки этажей! А сейчас, когда большинство входов закрыли, с улицы Левински попадаешь сразу то ли на 4-й то ли на 5-й этаж!





Это просто огромный город. Здесь есть почта, синагога, филиппинская церковь, театр (театрон Каров), курсы танцев, поликлиники, есть даже музей идиша. Вот только пока ты найдёшь все эти места, проклянёшь всё на свете.







В 2012-м г. вокзал окончательно разорился, и с тех пор муниципалитет не знает, что же с ним делать. Разрушить слишком дорого и можно поломать всё вокруг, а перестроить этот монстр в жилые дома? Кто захочет квартиры без окон?

Остатки магазинов. Есть и обувные, и продуктовый филиппинский рынок.



Первый этаж.
Было несколько попыток возродить вокзал. Например, в 1998-м на первом этаже построили шикарнейший кинотеатр. Закрыли его уже через полгода - разорился. Внутри там все новое, красивое, но заброшено как в Чернобыле.



Теперь парадигма сменилась - пытаются выдавить оставшихся владельцев магазинов чтобы снести станцию. Поэтому попросту перестали убирать мусор.





В подвале вокзала есть бомбоубежище на случай атомной войны на 16 тысяч человек. Даже сейчас там поддерживаются запасы воды и продуктов, а генераторы обеспечивают автономное существование при любых условиях. А еще это место облюбовали себе летучие мыши. Жаль, фотографии не могут передать их писк.







Писсуары прямо на каждом шагу. На пятачке в 10 метров я насчитала шесть штук.





Шестой этаж. Здесь пока всё прилично, но уже к 2025 г. планируется убрать отсюда все автобусы.









Продолжение следует

Тель-Авив, экскурсии

Previous post Next post
Up