Прилетели мы в Цюрих с утра пораньше. Гугл пообещал, что от аэропорта до нашей гостиницы всего полчаса езды на поезде. Так просто, - удивились мы? Нетушки, - усмехнулось мироздание, - а о чём же вы тогда напишите в своём жж? И послало нам на вокзале служащую, которая помогла с покупкой билетов на поезд. Вот только поезд оказался не прямым, а с пересадкой. Едем, мы едем, и вот уже город за окном. Наверное скоро наша остановка. Пока мой гугл-мэпс отчаянно тупил, пейзаж неожиданно сменился на сельский, но мы едем, не сдаёмся. На наше счастье как раз в это время в вагон заглянула контролёр. Она долго озадаченно взирала на наши билеты и наконец произнесла сакраментальное:
- Вы едете в Женеву?
- Какая Женева, помилуйте, - запаниковала я. - Нам нужно в Цюрих!
- Но этот поезд идёт в Женеву. Вам нужно слезть на ближайшей остановке и вернуться в Цюрих. А деньги вам вернут.
Ближайшая остановка была аж в Арау (47 км от Цюриха). Хорошо, что не в Женеве :)
В общем, пропустив ещё парочку поездов (а чего они все отбывают минута в минуту!), до Цюриха мы так или иначе добрались и даже не очень выбились из графика.
Гостиница Swiss Night by Fassbind оказалась всего лишь в семи минутах от вокзала. На тихой улочке рядом с кладбищем (тихие соседи!). На соседней улице проживал сам Рихард Вагнер.
а теперь проживают вот эти господа
Гостиница оказалась чудесной и в самом центре города. До оперы 10 минут, до музея - пять.
Красивые, стильно оформленные номера, со всем необходимым.
Завтрак вполне приличный
И даже таймер чтоб сварить себе яйцо всмятку
Детали интерьера
Побросали вещи и отправились гулять. Первым делом идём в главный собор города - Гроссмюнстер (Grossmünster). Вот, этот красный шпиль это уже он.
Гроссмюнстер - реформатский храм в романском стиле, построенный неподалёку от набережной реки Лиммат. Начало строительства собора датировано 1090 годом, церковь начали использовать только около 1220 года.
Гроссмюнстер представлял собой мужской монастырь, конкурируя с аббатством Фраумюнстер по другую сторону реки Лиммат на протяжении Средних веков. По легенде, собор был основан Карлом Великим, чей конь упал на колени над могилой Феликса и Регулы, святых покровителей Цюриха. Легенда помогла поддержать претензии на старшинство перед собором Фраумюнстер, который был основан внуком Карла Великого - Людовиком Немецким. Недавние археологические находки подтвердили наличие римских захоронений в основании собора.
Внутри собор украшен цветными витражами швейцарского художника Антонио Аугусто Джакометти (1877-1947).
На стенах сохранились сильно поблекшие фрески XV-XVI вв.
Массивные входные бронзовые двери с различными орнаментами и рельефами.
Прелестная площадь поблизости
А на другом берегу реки Лиммат возвышаются две другие церкви: собор Фраумюнстер и церковь святого Петра
Но сначала мы решили перекусить в Café & Conditorei 1842 неподалёку от Гроссмюнстера. Это просто необыкновенной красоты кафе в самом сердце Цюриха.
Здесь такие уютные диванчики
Пирожные - глаз не оторвать. Так сложно выбрать!
С трудом, но определились.
Вот это волосатое пирожное - изюминка этого кафе.
Кафе мы посетили не один раз. На следующий день мы вернулись сюда на встречу с
tigrenok_t и заказали яблочный штрудель. Если честно, на картинке он выглядит намного лучше чем на вкус.
И с новыми силами продолжаем осмотр города. Ещё один знаменитый собор Цюриха - Фраумюнстер (Fraumünster). Это бывшее аббатство, основанное Людовиком II Немецким для своей дочери Хильдегарды в 853 году. Людовик также подарил монастырю обширные земли и гарантировал неприкосновенность, а в 1045 году король Германии Генрих III даровал монастырю право владеть рынками, собирать пошлины и чеканить монеты, тем самым сделав аббатису главой города. Император Фредерик II сделал аббатство территориально независимым от чьей-либо власти и усилил политическую власть аббатисы. Однако политическая власть монастыря начала медленно убывать с XIV в., после принятия «Закона гильдий» Рудольфом Бруном в 1336 году, который стал первым независимым главой города и не подчинялся аббатству. А 30 ноября 1524 года в связи с реформацией, проведённой Ульрихом Цвингли, аббатство было упразднено.
В ходе реставрации собора в 20 веке собор был украшен витражами Марка Шагала. Заниматься витражным искусством Шагал начал, когда ему уже стукнуло 70 лет. В 1967 году настоятель церкви Петер Фогельзангер обратился к всемирно известному мастеру с идеей оформления окон хора. Витражи были освящены в 1970 году, в присутствии Мастера.
На окнах высотой 10 метров и шириной всего один метр (центральное чуть больше) рассказано пять Библейских историй.
На центральной стене слева направо:
- синее окно - Окно Иакова. Тут изображен спящий Иаков и сцена его сна: борьба с ангелом. Выше в небеса уходит лестница Иакова.
- зелёное окно - Окно Иисуса, посвященное рождению и смерти Иисуса. Рай и небеса перетекают друг в друга, в вышине возносится распятый Иисус и к нему стекается все живое, пестрящее яркими красками.
- желтое окно - Окно Сиона. Тут изображен золотой Иерусалим, а справа внизу Царь Давид играет на лютне, в благодарность Богу за прощение от всех его грехов.
На левой боковой стене - Окно Пророка. На нём изображено Вознесении Илии, он мчится к Богу, чье лицо, частично закрытое, изображено на самом верху, а внизу Елисей тянет к пророку руки.
На правой боковой стене - Окно Закона. Тут изображен Моисей со скрижалями Завета.
В 1978 году, спустя целых 8 лет после завершения работ над витражами хора, Марк Шагал, которому к тому моменту было уже 90 лет, создал окно - розетку для Фраумюнстера. Тут изображены картины из "Книги Бытия" расположены по часовой стрелке вокруг центрального сюжета, где представлено спасение Божьих тварей на Ноевом Ковчеге.
Также собор украшают витражи швейцарского живописца Альберто Джакометти.
Фраумюнстер - первая церковь Цюриха, которая обзавелась органом (в 1853 году).
Собор неоднократно реконструировали. Во время одной из реконструкций, в 1847 году, археолог Фердинанд Келлер нашел уникальную настенную роспись, закрашенную в эпоху Реформаторства, которое отрицало украшения в храмах. Художнику Францу Хеги было поручено сделать акварельную копию фрески. Но к 1912 году акварель порядочно истрепалась и усилиями протестантской общины церкви Фраумюнстера была восстановлена. С 2006 года фреска снова украшает стену храма. На ней изображена легенда об основании церкви.
Легенда такова. Дочери короля Людвига Хильгельгарда и Берта, идя к часовне, заблудились. Небеса послали им Оленя, на рогах которого горела свеча. Они пошли за Оленем и он привел их к часовне, на месте которой отец девушек построил для дочерей монастырь - Фраумюнстер. Хильгельгарда и Берта стали первыми настоятельницами аббатства, и с 13 века их мощи покоятся в нише под фреской на стене, повествующей об основании храма.
В 1900 году в соборе проводились реконструкционные работы, и под хором обнаружили остатки стен крипты, датируемой 9 веком.
И ещё одна старейшая протестантская церковь Цюриха - церковь Святого Петра. Церковь на этом месте существовала уже с VIII-IX вв. Затем примерно в 1000 году была возведена романская церковь, которая в 1230 году сменилась на позднероманское строение, часть которого и сохранилась до наших дней.
Изюминка церкви Святого Петра - часы на башне, циферблата которых насчитывает 8,7 метра в диаметре и является самым большим в Европе.
Когда мы подошли к церкви, она уже была закрыта, но смотритель стоявший у входа пустил нас внутрь.\
Убранство в стиле барокко
Вид на реку Лиммат и на Ратушу Цюриха (1694-1698 гг.)
Внутри сейчас размещается совет общины
и вид на Гроссмюнстер