Пообедав, поспешили в Мавзолей Галлы Плацидии
Почиет в мире Теодорих,
И Дант не встанет с ложа сна.
Где прежде бушевало море,
Там - виноград и тишина.
В ласкающем и тихом взоре
Равеннских девушек - весна.
Здесь голос страсти невозможен,
Ответа нет моей мольбе!
О, как я пред тобой ничтожен!
Завидую твоей судьбе,
О, Галла! - страстию к тебе
Всегда взволнован и встревожен!
Александр Блок, июнь 1909 (27 февраля 1914)
Мавзолей был построен в 425 году н.э. Он представляет собой крестовокупольную постройку и расположен рядом с базиликой Сан-Витале.
Особенно знаменит мавзолей своими мозаиками (звездное небо "обнимающее" свод и виноградные лозы, представляющие Евхаристию). Каждый угол содержит фигуру из четырех символов евангелистов.
Мозаика потолка - звездное небо
Сад Эдема и Добрый пастырь
Южный люнет. Исследователи до сих пор не могут определиться с тем, кто именно изображен на этой мозаике. Есть четыре версии, но наиболее распространенная - Св. Лаврентий, идущий на костер.
В западной и восточной частях мавзолея - традиционный раннехристианский сюжет: олени пьют из источника.
В северном люнете - мозаика с апостолами
Базилика Сан Витале расположена по соседству с мавзолеем Галлы Плацидии. Она была заложена в 527 году равеннским епископом Экклезием по его возвращении из Византии. Финансирование работ было возложено на самого богатого ростовщика Равенны - грека Юлиана Аргентария - сумма его пожертвований составила 26 000 серебряных монет. Строительство базилики было завершено в 547 году, когда Равенна уже стала столицей Равеннского экзархата - Византийской провинции на территории Италии.
Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546-547 годах.
В XIII веке к южной стене церкви была пристроена колокольня и реконструированы деревянные перекрытия аркад. Масштабная реконструкция храма проводилась в XVI веке: ввиду подъёма грунтовых вод был повышен на 80 см уровень пола, обновлён пресбитерий, убраны деревянные хоры, перестроены внутренний дворик (1562 год) и южный портал здания. В 1688 году землетрясением была разрушена колокольня XIII века, восстановленная в 1696-1698 годах.
В 1780 году купол ротонды и подкупольные ниши, не имевшие при строительстве церкви каких-либо украшений, были расписаны фресками работы болонцев Бароцци и Гандольфи и венецианца Гуараны (Jacopo Guarana).
Конха украшена мозаикой, представляющей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, который восседает на лазоревой небесной сфере в окружении двух ангелов. В одной руке Христос держит свиток, опечатанный семью печатями, а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики св. Виталия.
Из-под ног Иисуса вытекают и струятся по каменистой земле, поросшей лилиями, четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат.
На правой стене изображена сцена жертвоприношений Авеля и Мельхиседека.
Мозаики левой стены посвящены событиям из жизни патриарха Авраама: Гостеприимство Авраама и Жертвоприношение Авраама.
Вот тут за столом с тремя хлебами, отмеченными знаком креста, сидят три гостя. Авраам преподносит заколотого им телёнка, а его жена Сарра наблюдает за этой сценой из хижины.
Фрески 1780 г. - неудивительно, что так хорошо сохранились.
Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово была построена в конце V - начале VI веков правителем Равенны королём Теодорихом Великим как его придворная церковь. Позже (в IX веке) освящена в честь небесного покровителя Равенны св. Аполлинария (отсюда и название). Мозаики базилики относятся частично ко времени Теодориха, а частично - Юстиниана I, когда Равенна стала византийским экзархатом.
Свое современное название храм получил в IX столетии, после посвящения Святому Апполинарию, который являлся первосвященником Равенны. Это произошло в 856 году, когда сюда из храма Сант-Аполлинаре-ин-Классе перенесли его мощи. Слово «Нуово» в названии церкви означает «новая». В середине XVIII столетия мощи вернули на прежнее место, но за «новой» церковью осталось и имя, и посвящение.
В IX-X столетиях к храму пристроили высокое здание колокольни, а в XVI веке - живописный портик из мрамора. Тогда же поднялись грунтовые воды, и церковный пол вынуждены были поднять на 1,2 м. После проведенной реконструкции большая часть оригинальных напольных мозаик, выложенных во времена Византии, была безвозвратно утрачена. В XVII веке произошла еще одна масштабная переделка - старый потолок базилики заменили на кессонный.
Кессонный потолок
Мозаики в базилике размещены в три яруса. Самые древние сюжеты в Сант-Аполлинаре-Нуово посвящены тринадцати сценам чудес, описанных в Новом Завете, а также тринадцати сюжетам Страстей Христовых. На этих мозаиках можно увидеть вид порта Классе. Несмотря на явные различия в технике, специалисты считают, что все мозаики выполнялись в одно и то же время, но делали их разные мастера. В XIX веке реставраторы по своему усмотрению подписали старинные мозаичные образы и кое-где совершили ошибки. По мнению современных исследователей на мозаике, подписанной «Юстиниан», на самом деле изображен король остготов Теодорих.
Более поздние мозаичные сюжеты, выполненные в период правления императора Юстиниана I, находятся на стенах центрального нефа. Они изображают процессии христианских мучеников и дев. Примечательно, что все святые на этих мозаиках одеты в одежды белого цвета, которая подчеркивает их святость.
Дворец Теодориха
Поклонение волхвов на северной стене центрального нефа
Христос Вседержитель
Также мы заглянули в базилику Святого Франциска.
sova_f рассказала, что в ней раскопали затопленнаую крипту X века с мозаичным полом, и с золотыми рыбками. Опустишь евро - зажжется свет, и рассматривай себе пол и рыбок.
И напоследок церковь Санта Мария Маджоре. В неё не заходили. Устали!