Джальджулия на Рамадан или попытка сосуществования (דו-קיום)

May 19, 2021 20:42


В это невозможно поверить, но ещё на прошлой неделе, а именно в воскресенье нас от работы возили на экскурсию в Джальджулию. Вдруг пришло письмо об экскурсии под названием "Знакомство с Рамаданом". Никаких экскурсий не было уже больше года, поэтому я не долго думая записалась. А через пару минут письмо: мест нет, записываем тебя в лист ожидания. Ну какие шансы могут быть, я и забыла об этой экскурсии. И тут началась буйство двоюродных в Иерусалиме, и народ стал отказываться от поездки. И вот в день экскурсии звонит мне секретарша: ты в списках.
- Какая Джальджулия, помилуй, ты слушаешь новости?
- У нас местный экскурсовод, который утверждает, что никаких препятствий для экскурсии нет. Всё будет нормально, поехали.
Хорошо, что я ничего особо не планировала на этот день. Купила бутылку воды и поехала.

Целью экскурсии было способствовать сближению между еврейскими и арабскими гражданами Израиля, взаимоуважению и устранению предрассудков в отношении друг друга (конечно, кто же без экскурсии сунется в Джальджулию). Экскурсия была очень интересная. Ехала я с опаской, но к своему удивлению нигде не почувствовала ни капли негатива или угрозы. Может быть потому что мы ходили с местным экскурсоводом Риадом Абу-Риа, уроженецем Джальджулии - на редкость умным, интеллигентным и образованным. По образованию он банкир, но в последние годы переквалифицировался в экскурсоводы.

История Джальджулии насчитывает более 5000 лет. Во времена римской империи город назывался Гальгулиус, а в период крестовых походов его называли Джоргилия.
Легенды связанные с названием города:
- в библейские времена тут протекала река Гильгаль (с круглыми камнями)
- тут всё время ездили повозки с лошадями и был шум от них (джальджала)

В далекие времена Джальджулия была крупным городом, занимавшим стратегически важное место на дороге Via Maris (приморский путь), связывавшей Александрию с Дамаском. Дорога Via Maris шла не совсем около моря (у моря были болота). Каждый кто намеревался завоевать Землю Израиля должен быть пройти через Джальджулию.

Сегодня, с формальной точки зрения, Джальджулия городом не является - ей управляет не муниципалитет, а местный совет. В 1948-м году население Джальджулии составляло менее тысячи человек, сегодня же население посёлка составляет около 10 000 человек. Это не естественный прирост - арабы бежали в Джальджулию после образования государства Израиль. По этой причине примечателен состав посёлка. Обычно арабские сёла населяет несколько (3-5) хамул (больших семей), численность которых достигает нескольких тысяч человек. Джальджулия же насчитывает 350 семей. Тут живут небольшие семьи (небольшая семья это может быть и 300-500 человек).

В Джальджулии несколько исторических мест. Есть древний мамлюкский хан (каравансарай или постоялый двор), построенный в начале 14 века. Его площадь составляет около 5000 квадратных метров, на первом его этаже был рынок, а наверху сидели правители и наблюдали за торговлей. Также на территории хана имелся круглый колодец, который украли. Никакой реставрации тут не проводилось, и вообще место ничем не огорожено - хоть растаскивай всё на сувениры. И об этом экскурсовод много говорил, обвиняя местные власти (подчёркиваю - не Израиль, а именно свою местную власть) в том, что они заботятся только о своём кармане да о том, как остаться у кормушки, разворовывая или раздавая своим избирателям все деньги. А реставрировать древности и прокладывать инфраструктуру не торопятся. К этому как раз и приводит семейственность, ведь у человека из небольшой семьи практически нет шансов быть избранным в местный совет. На редкость самокритично.







Кроме того есть древний сахарный завод времен крестоносцев. Сахар тут производили из сахарного тростника, который тут же и выращивали. Впоследствии сахарный завод был переделан в мечеть шейха Абу-л-Айуна, которая пострадала во время Первой Мировой войны. Теперь это здание решено превратить в музей.



Рядом с мечетью расположено кладбище



Главная улица Джальджулии





Магазин



дорого-бохато :)





Дом английской администрации, уже наполовину разрушен



просто красивая дверь



Осмотрев исторические места, мы отправились в современную Джальджулию. Нас повели в бедный район и в район богачей - адвокатов и врачей. Дома в богатом районе потрясающие. В бедном же очень большая скученность - контраст невероятный. Улочки узенькие - машины там с трудом проезжают, тротуаров нет. Дома разрешено строить максимум в четыре этажа (речь о частных домах, а не о многоквартирных), между домами расстояния никакого.
Вот собственно иллюстрация бедного района





Улицы тут пронумерованы.



Тротуаров никаких





Мечеть



Здание первой школы деревни. Экскурсовод сетовал на местные школы, сказал, что все его дети (трое, которые теперь учатся в университетах), учились в других городах.



Очень много граффити.









Это масахарати - человек который будит людей во время Рамадана на сухур (завтрак перед началом поста). Эти люди ходили по улицам в 4:30 утра с барабанами и будили постящихся. Сегодня при наличии мобильных телефонов и будильников надобность в такой должности отпала, но говорят, в Акко ещё остался такой масахарати.



Цены



Ещё в Джальджулии есть дом престарелых на 125 мест, 100 из которых заняты евреями. Есть старое еврейское кладбище, которое принадлежит мошаву Ярхив. В последние 15 лет там не хоронят, но нас заверили, что случаев вандализма не было. Только это неправда https://www.makorrishon.co.il/nrg/online/1/ART2/825/020.html

А это богатый район









На всю деревню всего 3-4 многоэтажки



Экскурсовод затронул причины бандитизма в арабском обществе, и первая из них это вышеупомянутая теснота. Приехал домой, а сосед занял место, где ты ставил машину. И начинаются разборки.
Вторая причина бандитизма по словам экскурсовода - то, что земля, на которой строят квартиры, неизвестно кому принадлежит. Строят без разрешений, поэтому банки не дают на эти квартиры машканты. И люди берут ссуды на чёрном рынке. И всё - пиши пропало.

Угостили нас фалафелем и арабскими сладостями. Я даже привезла домой. Хотя Миша сказал, что на блошином рынке фалафель вкуснее.



Под конец экскурсии нам показали новую мечеть Аль-Реуда стоимостью 15 миллионов шекелей. Построена она исключительно на пожертвования (тут опять были порицания в сторону местного совета, который ничем не помог).





Ширина мечети - 15 метров, высота потолка 25 метров.
Нам рассказали о Рамадане. О том, что праздник этот стал скорее традицией, наподобие Песаха (т.е. пост соблюдают даже атеисты чтобы праздновать Рамадан всей семьёй). Ведь на вечернюю трапезу принято каждый день приглашать к себе родственников и друзей или ходить к ним в гости. Те же, кто не могут соблюдать пост (больные, беременные и т.д.), должны вместо этого угостить 30 семей.
В конце экскурсии как раз закончился пост, и нас угощали потрясающими финиками. Я таких огромных вообще никогда не видела.





В общем впечатление от экскурсии у меня осталось самое положительное. Жаль, что реальность так быстро развернулась на 180 градусов.

экскурсии, Центр

Previous post Next post
Up