Сегодня мы ездили в музей Эрец-Исраэль в Тель-Авиве. Вообще-то мы хотели в художественный музей, но в музее "Ралии" я уже все картины наизусть знаю, в Тель-Авивском тоже были много раз, а Яффские галереи по субботам закрыты.
Самое большое впечатление - изумительная выставка "Фото-Соня" - фотографии Сони Колодной, первой в Израиле женщины-фотографа. Эти фотографии - просто иллюстрации к "Русскому роману" Шалева, о котором я уже писала.
Большая часть снимков сделаны в Хадере, тогдашнем крошечном поселке, который развивался на ее глазах, что хорошо видно на снимках, накапливающихся несколько десятков лет.
Соня Колодная жизнь прожила очень долгую, а вот была ли она счастливой в государстве, сотрясаемой войнами и террором? Может, это подскажут ее фотографии. Соня родилась в 1901 году, умерла в 1999-м и принадлежала первому поколению еврейских фотографов, большая часть которых приехали в Палестину из России и Восточной Европы в начале 20 века. Мир фотографии в то время был мужским, так что Соню Колодную можно считать пионеркой среди равных, но отправленной крепким мужским сообществом на отведенное женщине место, в Хадеру, бывшей тогда скромной отдаленной мошавой, чьи будни и редкие праздники Соня Колодная фотографировала с присущей женщинам педантичностью в то время, как мужская фото-бранджа занималась задачами национального размаха, поставленные перед ними сионистским руководством. Но если бы Соня Колодная не прохаживалась по Хадере со своим сфотоаппаратом, то жизнь тогдашней периферии осталась бы без ее фотосвидетельств, а мы - зрители сегодняшние - без возможности засунуть любопытные носы в прошлое и повздыхать по временам, потерявшимся в сгибах картона, ныне частично оцифрованных и переведенных в вертикальную плоскость экрана.
Между выражениями «Старая Хадера» и «Соня Колодная» нельзя поставить знак тождества, но может после этой выставки эти два понятия начнут сближаться. Соня Колодная приехала в Палестину из Польши и начала фотографировать здесь в1922 году. Фотографию она изучала еще в Варшаве, а свою фотомастерскую в Хадере оборудовала на балконе доме сестры. Большая часть снимков на выставке относится к периоду с 1922 по 1948 год: Хадера, маленькая мошава, еще не помышляющая стать городом; детские сады, крестьяне и рабочие (просто коммунистическая трудовая идиллия); пейзажные съемки, постановочные студийные фотографии, семьи, свадьбы и похороны, солдаты, прохожие. Все эти годы фотографии Сони Колодной оставались неизвестными широкой публике, хранились у ее наследников, и вот, наконец, впервые выставляются, и сразу в музее «Эрец-Исраль», раздобывшего эти снимки с помощью меньшего собрата - музея «Ха-Хан» в Хадере.
Куратор выставки - Гай Раз, человек более чем известный в фотомире Израиля. Историк израильской фотографии, составитель и редактор интереснейшего сборника «Цаламей ха-Арец», изданного три года назад к 55-летию страны и ставшего библиографической редкостью через неделю после выхода в свет.
http://botinok.co.il/node/17277 Кроме того в музее есть неплохие экспозиции монет, керамики и стекла, винодельческие машины, экспозиции, рассказывающая о добыче меди и других металлов, а также павильон почтового дела с выставками старинных телефонов, почтовых ящиков, марок и конвертов (взрослым там смотреть совершенно не на что, но детям интересно).
После музея мы немного погуляли в Яффо
а по приходу домой, Шира решила написать письмо бабушке и опустить его в почтовый ящик, но поскольку бабушка пришла в гости, то письмо она вручила ей в руки.
А для дедушки она уже немного сократила