У меня накопился целый букет замечательных книг. Редко так бывает, когда что ни книга жемчужина.
1 и 2. Кадзуо Исигуро
"Не отпускай меня" и
"Остаток дня" О Кадзуо Исигуро я узнала от
jurgium. Писатель хоть и является японцем по происхождению, с шестилетнего возраста живёт в Англии, и каждая страничка его произведений проникнута истинно английским духом. Его роман "Остаток дня" в 1989-м году был удостоен Букеровской премии.
Я прочитала две книги: "Не отпускай меня" "Остаток дня". Книги хоть и очень разные, объеденены общей идей - о прожитой впустую жизни, жизни бессмысленной, потраченой на ерунду.
"Не отпускай меня" это роман-воспоминание. Пронзительный и пугающий. Повествование ведётся от имени Кэти Ш., тридцатилетней выпускницы привилегированного пансиона Хейлшем. Кэти с ностальгией вспоминает родной Хейлшем, уютные коттеджи, милые сердцу вещички, закадычных друзей - вспыльчивого Томми и красавицу Рут, доброжелательных опекунов. В Хейлшеме поощряется творчество, много внимание уделяется спорту и воспитанию здорового образа жизни. Кэт, Рут и Томми - обычные школьники со своими детскими шалостями, своими обидами и влюблённостами, мечтами о взрослой жизни, семье и детях. Так почему же такое отвращение и брезгливость вызывают эти славные ребята у таинственной мадам, одной из хозяек Хейлшема? И что же за загадочная и печальная участь ожидает воспитанников пансионата? Смутное предчувствие, что все не так просто не отпускает читателя на протяжении всей книги, заставляя всё более и более пристально вчитываться во все мелочи и перипетии жизни воспитанников Хейлшема.
"Не отпускай меня" можно отнести к антиутопии наших дней, когда наука уже научилась клонировать людей и осознала все преимущества открывшихся возможностей, вот только этическими вопросами человечеству было заняться недосуг. А теперь уже слишком поздно. Куда легче просто запрятать в далёкой английской глуши инкубаторы для выращивания доноров, не признавая существования у клонов души и навсегда решить проблему нехватки внутренних органов для трансплантаций.
Что больше всего поражает в книге так это абсолютное отсутствие у героев даже мысли о сопротивлении, побеге, их полнейшая обречённость, их готовность покориться своему предназначению. Лишь слабая надежда, что если что-то и может, нет даже не изменить, а всего лишь отсрочить пусть на 2-3 года, а если повезёт, то и на все 5 лет запланированные "выемки", то это лишь любовь, любовь настоящая, и ведь нужно ещё доказать искренность своего чувства. Но и этим мечтам суждено разбиться о суровую реальность. И как невыразимо жаль, что так много драгоценного времени было потрачено не на тех и не с теми.
"Остаток дня" книга не менее выдающаяся. Это роман-исповедь старого дворецкого Стивенса, истинного профессионала своего дела, безгранично преданного своему хозяину. Стивенс холоден, чопорн, безжалостен и к себе и к подчинённым, он много рассуждает о достоинстве, о том, каким должен быть великий дворецкий, Дворецкий с большой буквы. Он искренне считает, что слугам не стоит задумываться о проблемах современного мира, им следует безоглядно положиться на достойного и мудрого хозяина, и честно и беззаветно служить ему по мере своих сил. Вот только профессиональная слепота сыграла со Стивенсом злую шутку - его хозяин лорд Дарлингтон оказывается замешанным в связях с нацистами, терпя полный крах, и как политик, и как джентльмен, отец Стивенса умирает во время важного приёма, когда Стивенс страшно занят разлитием коньяка высокопоставленным гостям, и не может выйти из своей роли. Ведь существует лишь одна ситуация, когда настоящий дворецкий может выйти из своей роли, и это когда он остаётся наедине с самим собой. И любовь мисс Кентон Стивенс прозевал, ему было некогда любить, ведь это нарушило бы раз и навсегда заведённый порядок в доме и могло бы пагубно отразиться на исполнении Стивенсом его прямейших обязанностей.
Однако истинная натура Стивенса всё же прорывается наружу, и читатель понимает, что Стивенс вовсе не так слеп и бесчуствен, как кажется. Он не столько не любил, сколь не позволил себе любить, он не позволил себе жить, потому что так было нужно, нужно для дела. А теперь вся жизнь уже позади, так бессмысленно и впустую прожитая жизнь.
В конце книги приводится послесловие переводчика и там есть слова, раскрывающие всю суть этого романа, о том что "лакейство губит личность, растлевает ум, сушит сердце, искажает ценности человеческого общения. Оно делает Стивенса слепым не только в политике. Его рассказ - это, в сущности, хроника неувиденной и в силу этого не принятой любви"
Чудесная книга.
3. Джонатан Сафран Фоер
"Жутко громко & запредельно близко"
Жутко пронзительно и запредельно прекрасно! Жутко блестяще и запредельно гениально! Я в полнейшем, запредельном востроге.
x_ginger, благодарю.
Это книга о девятилетнем мальчике Оскаре. Я тут же вспомнила Шмиттовского Оскара, вот только ему помогала бабушка Роза, а Фоеровскому Оскару приходится в одиночку выживать в этом мире. Ведь папа Оскара погиб 11 сентября в Башнях Близнецах, и от этого у Оскара "куча гирь на сердце". Папа так и не окончил играть с Оскаром в их сложную и увлекательную игру. Но Оскар находит ключ к разгадке, ключ, который принадлежит человеку по имени Блэк, и в надежде решить загадку отца, мальчик решает обойти всех 472 Блэков Нью-Йорка, даже если ему потребуется на это три года.
Оскар очень одарённый ребёнок, он всё время изобретает разные интересные штуки. Например, для постановки "Гамлета" он изобрёл костюм Йорику, где на спине будет располагаться камера, снимающаяся, все что происходит сзади, а спереди по всей длине костюма будет экран, передающий изображение, и тем самым создастся впечатление полного отсутствия тела. Или он придумывает запредельно длинные лимузины, вход в которые будет находиться около дома, а выход, как раз там, куда люди хотели попасть, и рацию для переговоров с бабушкой, которая живёт через улицу, и спасательные жилеты из птичьего корма. А ещё Оскар пишет письма Стивену Хоккингу, и исследователю слонов в Конго, он изготавливает необычные украшения, интересуется физикой, астрономией, археологией и компьютерами, и в его голове помещается запредельное количество самой разной информации.
Это книга о потерях, её герои потеряли всё самое ценное, что было в их жизни: возлюбленную, отца, мужа, сына. А один из героев книги потерял слова. "Сначала потерялось имя его возлюбленной, потом предлог "и", затем исчезли "хочу" и "ко мне". А когда потерялись "да" и "нет", он написал их на ладонях своих рук. Слово "Я" было последним, но и оно потерялось, и немота стала полной. И тогда он начал носить с собой пустые тетради, в которые записывал все, что хотел сказать."
Вот некоторые цитаты:
"Сколько людей проходит через твою жизнь! Сотни тысяч людей! Надо держать дверь открытой, чтобы они могли войти! Но это значит, что они могут в любую минуту выйти!"
"Я только надеюсь, что ты никого не будешь любить так же сильно, как я тебя."
"Если польются слезы, пущу их по изнанке щек."
"Жизнь уходит на то чтоб на неё зарабатывать"
"Мне жаль, Оскар, что вся жизнь уходит на то, чтоб научиться жизни. Будь у меня ещё одна жизнь, я бы прожила её по-другому. Я бы всё изменила. Я бы поцеловала учителя музыки, не боясь, что он меня засмеет. Я бы скакала с Мэри, не заботясь о том, как выгляжу. Я бы не стеснялась своих фотокарточек, рассылала бы их тысячами."
"...ей нужно подтверждение моей любви, только это всем друг от друга и нужно, не сама любовь, а подтверждение, что она в наличии..."
И это лишь самая малость. Ведь каждое предложение тут откровение. Блестящий роман. Читать непременно!!! А у меня на очереди ещё "Полная иллюминация"
Из детективов мне предложить нечего. Все прочитанные книги следовало бы скорее объеденить в категорию "книги, которые читать не стоит". Сюда я бы наверное отнесла Питера Джеймса. Его книги хоть и увлекательные (а я прочла целых три: "Убийственно просто", "Убийственно красиво" и "Убийственно жив"), но это скорее триллеры со всякими маньяками, психопатами-серийными убийцами. Романы объединяет некая сюжетная линия, повествование очень лёгкое, язык неплохой, но это конечно не литература. Второй автор, которого я попробовала это Йен Пирс, британец, клепающий искусствоведческие детективы-бестселлеры. После Дэна Брауна их развелось хоть пруд пруди. Я читала "Комитет Тициана" Уровень очень низкий, наваяно буквально левой пяткой. Не читайте.