Гиксосы и их потомки

Mar 17, 2012 00:53

"Заметный след в истории древнего Ближнего Востока оставили племена хурритов (субир, шум.; субарейцы, акк.; наименование "хурри(ты)" - самоназвание и означает "восточные" (от хурритского «хурри» - «утро, восток»)), по языку принадлежащих к кавказско-иберийской группе кавказской языковой семьи (64.с11).
    Миграция хурритов (с территории распространения майкопской культуры) в Переднюю Азию происходила несколькими волнами. Характерно, что хурриты нигде не уничтожали и не вытесняли местное население, но повсеместно мирно сосуществовали: после их нашествия нигде не выявлено заметных принципиальных изменений в материальной культуре (2.с185). Английский археолог Леонард Вулли так охарактеризовал хурритов: «Легко смешиваясь с другими народами, они были непревзойденными посредниками в передаче культурных идей».
    Установлено, что культура хурритов, вследствие их регулярного многовекового общения с шумерами, аккадцами и ассирийцами с начала III тыс. до н.э. (64. с11), являла собой ответвление месопотамской традиции. В частности, хурриты позаимствовали у "черноголовых" таких богов как Ану, Эа (Энки), Нергал, Иштар, Адду, Нингаль (Никкаль), Ишхара, Дамкина (жена Энки и мать Мардука). В тоже время в шумерском и аккадском языках исследователями обнаружены многочисленные заимствования из хурритского языка. Примечательно, что хурриты не просто перевели знаменитый эпос о Гильгамеше, но переработали и дополнили его. Хурритская версия излагает более пространно центральный эпизод поэмы: апогей подвигов Гильгамеша и Энкиду - одоление чудовища Хумбабы, хранителя кедровой рощи. Выявлено, что хурриты приняли аккадскую систему письменности в такой форме, которая заставляет допустить существование у них серьезной школы (Характерно, что хурриты, ассимилировавшись в Угарите, писали по хурритски как месопотамской клинописью, так и угаритским алфавитом).
    Как и «черноголовые», хурриты обычно жили большесемейными общинами (гончаров, оружейников, торговцев и т.п.). У них был тоже хорошо развит культ почитания предков: один из месяцев (аттанашве) посвящался предкам - в этот месяц у хурритов совершались жертвоприношения отцовским богам. Отсюда напрашивается предположение, что у них, как и у «черноголовых», существовал институт личных (и родовых) богов (обнаруженные небольшие статуэтки связываются с культом предков). Всё это сближало хурритов с "черноголовыми", беженцами из Месопотамии, облегчало их вынужденное сосуществование среди иных этнических групп и, возможно, приводило к ассимиляции.
    Появление хурритов в Северной Палестине и Сирии (4.с185) относят к середине III тыс. до н.э., что, в частности, подтверждается исследованием группы погребений (ок.2300 г. до н.э.) Рас-Шамры (Угарита). Эта группа по особому типу гривн (torques) названа "носителями гривн" и связывается с индоевропейцами, (довод подкреплён наличием характерных курганов, дольменов и пр. (104.с 166))."

http://www.hapiru.ru/Text3-1.html

хурриты, гиксосы, евреи, чеченцы

Previous post Next post
Up