Подводя промежуточные итоги...
опубликовано 18.06.12
http://freetowns.ru/ru/projects/attitude/-/what_to_do_Sheianov Ну вот и приняты поправки в закон о митингах. Жесткие и бескомпромиссные по содержанию - они и «продавливались» через парламент столь же бескомпромиссно и жестко. Триумф политической воли партии власти. Ни малейшей попытки обойти острые углы или смягчить удар, чем-то задобрить или отвлечь внимание недовольных. Наоборот, острые углы рельефно формируют общественный водораздел, никто не должен отвлечься или равнодушно пройти мимо. Кто не с нами, тот против нас. Так Государственная Дума отмечает скромную дату - полгода со дня своего памятного избрания, когда Единая Россия «сформировала» парламентское большинство.
Никто не должен остаться в стороне. Охранители должны бурно аплодировать несокрушимой политической воле полулегитимной власти. Приветствовать триумф духа законотворческого блицкрига над буквой «итальянской забастовки» парламентской оппозиции. Триумф, который поверженные оппозиционеры окрестили нелитературным словом «беспредел». Охранители должны радоваться жесткой руке, спасающей их (нас) от надвигающегося хаоса. Хаос подползает все ближе - рука становится все жестче, такова охранительская правда. И не надо задумываться о том, что в итоге разрядка надвигаться все более неотвратимо.
Оппозиция должна похоронить любые иллюзии относительно возможности диалога с властью. Давно, в феврале еще месяце, пора было понять - власть оставляет недовольным свободу выбора лишь между молчаливой апатией и деструктивной революционной борьбой (которой теперь, к тому же, придется уйти в глубокое подполье). Третьего не дано! И у этой тактики есть свои резоны. Очень просто разогнать швыряющуюся кусками асфальта толпу, гораздо труднее понять - что делать с толпой мирно стоящей, да еще и (не дай Бог!) выдвигающей конструктивные политические требования. Поэтому не нужно бояться злить протестующих. Нужно наградить Чурова и Нургалиева орденами аккурат перед митингом 6-го мая. Нужно устроить триумф законодательной воли перед митингом 12-го июня. И пусть организаторы митинга теперь клянутся не допускать беспорядков - мы-то с вами знаем, как легко спровоцировать разозленного человека на агрессию и как трудно изгладить из коллективной памяти толпы опыт швыряния асфальта. Надо проявлять несокрушимую волю и в любом другом вопросе, способном разделить и озлобить людей. Например, держать в тюрьме участниц Pussy Riot - а то вдруг люди просто забудут их безвкусное кощунство, и начнет чахнуть и увядать взаимная неприязнь православных активистов и хипстерско-интеллигентской оппозиции?
Общими усилиями неприязнь не чахнет, протест послушно радикализируется. Солнечным днем 10-го декабря гражданские участники митинга дружно заставили одинокого радикала потушить файер. А под хмурым майским небом уже гражданские чувствовали себя одиноко среди разбушевавшихся радикалов и не смогли бы ничего потушить. Да не очень-то и хотели. Смогут ли новые законодательные инициативы повернуть протест в более мирное и конструктивное русло? Едва ли. Уж слишком рельефно и беспардонно торчат острые углы законопоправок, и слишком велик соблазн их избирательного применения, превращения в обыкновенный инструмент борьбы с неугодными.
Протест закономерно политизируется, разноцветные флаги на митингах вытесняют личностный креатив плакатов и флешмобов. Зимой партийные лидеры ощущали себя гостями на трибунах гражданских митингов, чувствовали социальную узость своих политических позиций и насущную необходимость широкого общественного диалога. Теперь это забыто. Либералы-западники вновь осознали себя держателями контрольного пакета акций протестной идеологии. Своими притязаниями лишь близоруко маргинализируя протест, отрывая его от российской почвы и тщетно пытаясь укоренить на московском асфальте и тротуарной плитке. А пока они проглатывают информационные пилюли Кремля и занимаются важнейшими для русской демократии вопросами (например, борьбой с «мракобесием») - социалистические силы последовательно консолидируют свои ряды и укрепляют общественные позиции. Все более явственно претендуя на роль победителя в случае реализации революционного сценария. Так встречает протестное движение полугодовщину со дня своего второго рождения.
Увы, мне не нравится сегодняшний протест, собственным беспомощным радикализмом лишь укрепляющий позиции своего главного оппонента. В феврале Кургинян, Проханов и Шевченко потратили немало сил на создание образа оппозиции как революционно настроенной толпы под предводительством агрессивных либералов. Похоже, что теперь в этот образ поверили сами протестующие. В феврале он был нужен для поднятия рейтинга Путина, не добавит он очков протестному движению и сегодня.
И мне не нравится власть, теряющая социальную интуицию и радикализирующая общество своей неразумной твердолобостью. Стремящаяся разделить и стравить между собой все существующие общественные силы для обеспечения своеобразного динамического равновесия российского социума, для сохранения существующего режима как единственной альтернативы социальному хаосу. Меня пугает эта прививка общественному организму маленькой дозы гражданской войны для выработки охранительного иммунитета. Потому что я не могу предвидеть долгосрочных последствий такой прививки. Как бывший научный работник, я сначала опробовал бы этот метод на собаках. И точно знаю, как замордовал бы меня этический комитет моего института, требуя строгого обоснования целесообразности эксперимента на животных… Им там проще, у них нет этических комитетов. А жаль.
"Times New Roman";mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language:
AR-SA">Остается определиться, кто же мне не нравится сильнее. И необходимость такого выбора мне очень не по душе. Сегодня, после принятия законодательных поправок, мне определенно сильнее не нравится власть. И опять придется идти на митинг. Но уже очень хочется дожить до такого времени, когда будут не нужны никакие митинги. Когда-нибудь, например - на годовщину декабрьских событий.