Шел поиск средств для закупок зерна в Америке, Канаде, Австралии. В 1981-1982 годах было закуплено столько пшеницы, что мировой рынок дрогнул.
По всем странам прокатилась волна возмущения: Россия объедает действительно нуждающихся в хлебе. Однако дело было сделано: втридорога, но закупки состоялись. По сложившейся традиции, за подобную операцию работникам внешнеторговых организаций обильно посыпались высокие награды, в том числе присваивались звания Героев Социалистического Труда. И это в то время, когда иностранные и наши теплоходы стояли месяцами неразгруженные, хлеб гибнул и иногда выгружать было просто нечего.
Но денег тогда не считали, а полученные награды требовали умалчивания о случаях засоренности и зараженности купленного не по самым дешевым ценам зерна, гибели его значительных партий. Обо всем этом специальные службы регулярно докладывали руководству, но говорить было страшно, а молчать выгодно, иначе можно сесть на скамью подсудимых. А те, кто совершал преступления, выходили сухими из воды. Шла осень 1982 года. расчеты показывали, что своего зерна вновь не хватит.
Н.С. Леонов (генерал-лейтенант, ушел в отставку с поста начальника Аналитического управления КГБ СССР в 1991г.): В 1984 году мы были вынуждены закупить за границей рекордное количество зерна - 54 млн. тонн. А планы закупок на 1985 год составляли 40 млн. тонн. Такого рода проблема - это не только исчезновение из государственного кармана огромных сумм в валюте, но и полная зависимость перед Западом в области продовольственной безопасности, причем в крайней форме - пороговой. (В настоящее время она еще больше усугублена). И это в то время, когда, по словам Ю.В. Андропова на июньском (1983г.) Пленуме ЦК КПСС СССР - «страна обладающая чуть ли не половиной черноземов мира, ввозит десятки миллионов тонн зерна - величайший позор и несчастье.»