СТОЛИЧНЫЙ УЗЕЛ БЕЗОПАСНОСТИ: РОТАЦИЯ РУКОВОДСТВА И ДИСЛОКАЦИЯ СПЕЦЧАСТЕЙ. 1991 год.

Nov 02, 2010 13:27


 Что бы ни говорилось нами о недостатках и недостающих элементах подсистемы национальной безопасности в общей системе управления, но она была многократно продублирована и должна была предотвратить любые попытки захвата государственной власти как со стороны каких-то повстанцев, либо путем военного переворота, так и вследствие операций внешнего врага. Поэтому наипервейшая задача, которую предстояло решить авторам сценариев по государственному перевороту августа 1991 г., заключалась в следующем: перехват контура управления не должен был быть воспринят в явном виде для тех структур, которые обязаны были воспрепятствовать подобным событиям.

В случае прямых попыток захвата власти силовики обязаны противодействовать, и можно с уверенностью утверждать, что у них это получилось бы, поэтому их нужно переиграть, они должны быть затянуты в общий круговорот событий, с тем чтобы для них точная оценка событий должна была открыться только после свершившегося события. Поэтому разработчикам сценария предстояло вывести их из контура управления и ни в коем случае не допустить их участия на стороне защитников Союза. Как уже говорилось прежде, накануне «путча» в прессе (с целью подготовить общественное мнение к возможности какого-то значительного поворота) появились обстоятельные данные о том, как силы безопасности должны противодействовать мятежам, массовым беспорядкам и т.д. Мы не будем повторять их в новом контексте: как должен был сработать механизм защиты от внутренних угроз. Повторюсь, что механизм этот был довольно громоздок, многократно продублирован, в том числе и не допускал срыва, даже если какая-то его составляющая в ответственный момент выйдет из повиновения и сама станет инициатором бунта, примет враждебную или нейтральную сторону.

По линии КГБ СССР руководителями этого механизма были следующие лица:

• Начальник Второго Главного Управления КГБ СССР (контрразведка) Г.Ф. Титов, на должности с 29 января 1991 г., генерал-лейтенант (13 декабря 1990 г.).

• Начальник Управления КГБ СССР по Москве и Московской области В.М. Прилуков, на должности с апреля 1989 г., одновременно - член Коллегии КГБ СССР, а с 16 марта 1991 г. - заместитель Председателя, генерал-лейтенант (13 декабря 1989 г.). 16 марта 1991 г., согласно Указу Президента СССР «Об Управлении КГБ СССР по городу Москве и Московской области», оно было выведено из подчинения создаваемого КГБ РСФСР и получило статус структурного подразделения центрального аппарата КГБ СССР.

• Начальник управления «3» (Защита конституционного строя) КГБ СССР В.П. Воротников, на должности с 30 января 1991 г. До этого - в течение полутора лет первый заместитель начальника Управления «3», генерал-лейтенант.

• Начальник Управления «СЧ» по руководству специальными частями войск КГБ СССР И.П. Коленчук. На должности с момента создания управления - с 17 апреля 1991 г., генерал-майор. До этого - командир Кремлевского полка.

• Командир группы «Б» (войсковая часть 35690, спецназ внешней разведки КГБ) Б.П. Бесков, полковник.

• Начальник управления военной контрразведки по Московскому военному округу А.А. Моляков. На должности - с декабря 1988 г., генерал-майор.

Следует обратить внимание на то, что объединяет почти всех этих генералов ГБ: их новые функциональные обязанности не соответствуют их прошлому опыту. Генерал Г.Ф. Титов до своего назначения служил в разведке (так же, добавлю, как и его предшественник - генерал-полковник В.Ф. Грушко, который прослужил в ней с 1961 г. по 20 сентября 1989 г.); генерал В.М. Прилуков пришел в органы из партийных органов; генерал В.П. Воротников пришел на службу в центральный аппарат с должности начальника УКГБ по Красноярскому краю, но в этом регионе практически не было диссидентов, и у него не могло быть значительного опыта, чтобы занять пост, который подразумевал успех в борьбе с ними в столь решающее время. Вообще за короткое время на посту начальника 5-го (потом управления «3») поменялось очень много людей: до 18 января. 1983 г. им был генерал Ф.Д. Бобков; потом - И.П. Абрамов; с мая 1989 г. - Е.Ф. Иванов, а уже, повторюсь, с 29 января 1991 г. - В.П. Воротников. Этому назначению он был обязан двоим. Во время Великой Отечественной войны генерал армии Ф.Д. Бобков Служил в 65-й гвардейской дивизии, формировавшейся в Красноярске, и часто приезжал на встречи с однополчанами в День Победы - он старался не пропускать их даже в 1990-е гг. Здесь он мог и «присмотреть» себе замену. Способствовал его переводу в Москву и первый секретарь Красноярского крайкома О.С. Шенин. Лишь только бывший командир Кремлевского полка генерал И.П. Коленчук и генерал А.А. Моляков полностью соответствовали своим новым должностям. По линии МВД СССР:

• Министр внутренних дел СССР Б.К. Пуго, на должности с 1 декабря 1990 г., до этого - Председатель Центральной Контрольной Комиссии КПСС, генерал-полковник.

• Первый заместитель Министра внутренних дел СССР - Начальник Главного Управления внутренних дел по г. Москве и Московской области Иван Федорович Шилов. На должности с 26 марта 1991 г., когда по Указу Президента СССР два главных управлений внутренних дел: по городу Москве и по Московской области были слиты в одно. Прежний начальник ГУВД по г. Москве генерал-майор Н.Н. Мыриков в марте 1991 г. был назначен заместителем Министра внутренних дел СССР.

По линии МО СССР:

• Заместитель Министра обороны СССР по чрезвычайным ситуациям В.А. Ачалов. На должности (специально учрежденной) - с декабря 1990 г., генерал-полковник.

• Командующий войсками Московского ордена Ленина военного округа - Николай Васильевич Калинин. На должности - с 1988 г., генерал-полковник.

Обращаем внимание на то, что абсолютное большинство из них оказалось на своих постах непосредственно перед августом 1991 г. Они - главные игроки в августовском кризисе - по сценарию должны были только-только войти в круг обязанностей, не должны были установить друг с другом взаимодействие и... упустить все.

К настоящему времени существует и развернутая справка по войскам, дислоцированным в г. Москве и в Московской области, чья функция состоит именно в том, чтобы противодействовать попыткам госпереворотов, и хотя датирована она временем, когда СССР уже не существовал, ее, за неимением лучшего, вполне можно применять и для августа 1991 г.

ОПЕРАТИВНАЯ СПРАВКА. ОСНОВНЫЕ СИЛЫ И СРЕДСТВА СИЛОВЫХ СТРУКТУР

Министерство обороны: 2-я гвардейская Таманская мотострелковая дивизия (здесь и далее выделены части и соединения, которые были введены в Москву 19 августа; дислокация: пос. Алабино) - общая численность до 8500 чел., до 100 танков новейших конструкций, до 200 БМП, БТР. В постоянной боеготовности - до 30 танков, 50 - 70 БМП, БТР, 2200 - 3000 чел.; 4-я гвардейская Кантемировская танковая дивизия (пос. Шибанково) - общая численность до 5500 чел., до 220 танков, 100 БМП, организационно состоит из 1 танкового и 1 мотострелкового полка. В постоянной боеготовности - до 40 танков, 40 - 50 БМП, 1000 - 1500 чел.; 27-я отдельная мотострелковая бригада КГБ СССР (пос. Мосрентген) - общая численность до 2000 чел., до 40 танков, до 120 БМП, БТР. В постоянной боеготовности - до 20 танков, до 100 БМП, БТР, до 1000 чел.; 119-й парашютно-десантный полк (г. Наро-Фоминск) - общая численность до 1100 чел., до 90 БМД. В постоянной боеготовности - до 60 БМД, 600 - 700 чел.; 45-й полк специального назначения разведки ВДВ (Москва, Сокольники, пос. Кубинка)  - общая численность до 900 чел., до 20 БТР. В постоянной боеготовности - 20 БТР, до 500 чел.; 23-я отдельная бригада охраны МО (Москва, ул. Павловская) - общая численность до 2500 чел., до 60 БТР. В постоянной боеготовности - 40 БТР, 1000 чел. - в случае тревоги убывают на усиление охраны объектов МО и ГШ; ИТОГО: группировка МО в районе Москвы и непосредственно прилегающей местности достигает 20 000 чел., 350 танков, 700 БМП, БТР, БМД. В постоянной боеготовности - до 6500 чел., 150 танков, 300 БМП. В течение суток может быть увеличена вдвое.

Министерство внутренних дел: Оперативная дивизия особого назначения (г. Балашиха) - общая численность до 9000 чел., до 60 танков, 400 БМП, БТР. В постоянной боеготовности - 60 танков, 300 БМП, БТР, до 6000 чел.; Отдельная бригада специального назначения (пос. Софрино) - общая численность до 2000 чел., до 100 БТР. В постоянной боеготовности - 80 БТР, до 600 чел.; Отдельная бригада специального назначения «Витязь» (г. Балашиха) - общая численность до 800 чел., до 40 БТР. В постоянной боеготовности - до 40 БТР, до 600 чел.; Отдельная бригада специального назначения (Москва, Лефортовские казармы) - общая численность до 800 чел., до 40 БТР. В постоянной боеготовности - 40 БТР, до 600 чел.

Части милиции: Полк ОМОН (Москва, Октябрьское Поле) - общая численность до 2000 чел.; Полк патрульно-постовой службы (Москва, Варшавка) - до 1800 чел.; 3-й полк вневедомственной охраны - до 1600 чел.; Оперативный полк (дислокация: Москва, Савеловское) - до 1800 чел.; Специальный отдел быстрого реагирования Регионального управления по борьбе с организованной преступностью (СОБР РУБОП) (дислокация: Москва, ул. Житная) - до 400 чел.; Специальный отдел быстрого реагирования Главного управления по борьбе с организованной преступностью «Вега» (СОБР ГУБОП) - до 300 чел.; Отряд милиции особого назначения (г. Щелково) - до 300 чел.

ИТОГО: Группировка МВД в Москве и ближнем Подмосковье достигает 23 000 чел. И это без учета личного состава РОВД, муниципальной, транспортной и криминальной милиции. В течение суток может быть дополнительно переброшено до 15 000 чел., а к исходу вторых суток, с учетом отмобилизованной милиции цифра может достигнуть 30 000 чел.

Федеральная Служба Безопасности: Боевые подразделения управления «А» (Москва, ул. Фрунзенская) - общая численность до 600 чел.; Боевые подразделения управления «В» (гор. Балашиха) - до 600 чел.

ИТОГО: с учетом групп захвата и контртеррора Московского и областного управлений около 1500 самых высокопрофессиональных бойцов спецназа, каждый из которых способен поставить точку в любой попытке захвата власти.

Главное управление охраны Президента: Президентский полк (Москва, Кремль) - общая численность до 1200 чел., до 40 танков, 60 БТР, другая техника; Спецназ ГУБОПа (Москва, Кремль) - общая численность до 400 чел.

ИТОГО: до 1 600 чел., до 40 танков, 60 БТР, другая техника» (Изложено по: [8.21. С.5]).

оппозиция, политика, госбезопасность, реформы, вооруженные силы, СССР, информационная война, агент влияния, что делать, политическая литература, распад СССР, войска, национальная безопасность, Россия, блоги, предательство, оборона, история СССР, Александр Шевякин, РФ, армия, история, политическое планирование, геополитика, спецслужбы, соцлагерь, общество, государство, социализм, технологии, перестройка

Previous post Next post
Up