Каких только ситуаций не случается в пути... И потом, по прошествии времени, мы только отмахиваемся и улыбаемся - да ладно, ерунда! Но тогда, тогда-то помнишь, как это было важно?..
… Так было и на этот раз. Мы ехали на Украину, а точнее в Крым на ноябрьские каникулы, впереди ждала неделя тёплой погоды с карабканьем по горам, экскурсиями, общением и душевными посиделками. Оставалось только чуть меньше суток потрястись в поезде, пересечь два пограничных поста, ещё немножко проехать, после чего в полной мере наслаждаться не по-московски свежим воздухом, лёгкими куртками, видами, открывающимися с вершин и неспешностью, какой-то удивительной созерцательностью и вдумчивостью этих мест. Время словно останавливалось, и хотелось просто не спеша бродить, зависать, открывать, любоваться, впитывать…
Однако нам с Юликом это удалось далеко не сразу. Юлик - это девятилетний участник нашей крымской экспедиции, но назвать его малышом язык не поворачивается - настолько это вдумчивый, собранный и, несмотря на свои юные годы, самостоятельный человек. Все эти качества на второй день нашего путешествия оказались ему ой как нужны. Потомок известного когда-то всей стране Юлия Даниэля, Юлик, не уставая и не жалуясь, стойко выдержал все выпавшие на нашу долю дорожные перипетии.
А случилось банальное. Говорят, что чуть ли не каждая группа, пересекающая границу, сталкивается с подобным случаем. Естественно, на вокзале перед поездкой мы просматривали детские документы, но так получилось, что до документов Юлика руки-глаза почему-то не дошли. А зря. Потому что когда мы посмотрели их в поезде, не хотели верить своим глазам - были только копии свидетельства о рождении. И ни одного подлинника.
Соответственно, смешно было даже и думать пересекать границу с таким сомнительным пассажиром. И тогда, тщательно всё обсудив и приняв решение, мы с Юликом под покровом ночи вышли в Белгороде, чтобы дождаться его папу, который уже ехал в поезде и вёз с собой вожделенные оригинальные бумажки.
… Все города ночью, особенно вблизи вокзалов, похожи друг на друга. Редко попадающиеся навстречу люди, невнятные объявления и какая-то напряжённость в воздухе. Мы решили “отстраниться от этого мира” и направились в зал ожидания повышенной комфортности. Это такое место, где за почасовую оплату вам предоставляют диванчик, на котором невозможно вытянуться во весь рост, да ещё и с подлокотниками посередине. Всё это снабжается щедрым храпом случайных попутчиков да неумолкающим телевизором, выключить который нельзя, потому что “другие пассажиры его ведь тоже смотрят”.
Так вот, со всхрапыванием и непрестанным бубнёжем, прошла эта привокзально-некомфортная ночь. Мне казалось, что Юлик спит, во всяком случае, утром в том, что не спал, он мужественно не признался. С утра нас ещё раз разбудили, с тем чтобы уточнить, когда мы доплатим денег за утренние часы сна, и получив реплику о том, что не убежим же мы в конце концов, оставили нас в покое. А под утро ещё и дали нам дополнительный бонус - пятнадцать минут сна без телевизора. После этого мы в буквальном смысле были уже никому не нужны - на выходе сидел только охранник, который сказал, что деньги мы можем принести и потом. Что мы впоследствии и сделали.
Осматриваемся и завтракаем в привокзальном кафе. Далее - билетная эпопея, к моему огромному удивлению, завершившаяся очень легко - нам удалось купить билеты до Харькова именно на тот поезд и в тот вагон, в котором уже скоро должен был приехать к нам папа Юлика. О дальнейшем пути мы пока и не мечтали: первым делом - документы и граница. И вот поезд уже подходит к станции, сбавляя ход, и в первых рядах у вагона - Юлик, высматривающий в дверях папу, с которым ещё только вчера прощался в Москве.
…И вот наконец-то встреча. Теперь мы пассажиры с документами, можем ехать куда хотим и границу проходим ответственно. Папа едет с нами дальше, потому что ответственный за сопровождение Юлика уже подъезжает с группой к Симферополю. На Казачьей Лопани украинская граница, здесь тоже всё в порядке, прощаемся с папой, которому в понедельник рано утром надо быть в Москве, и отправляемся путешествовать дальше. И вот, наконец, Харьков.
Даже не знаем, радоваться или грустить. С одной стороны, все границы пересекли. С другой - билеты дальше только на вечер. Наша группа уже почти на месте и, конечно, уже ничем не может нам помочь. Отправляемся исследовать Харьков и опрашивать местных жителей, как и куда нам дальше податься.
Надо сказать, что относились к нам очень доброжелательно и везде по мере сил помогали. Для начала объяснили, как ехать на автовокзал, Юлик самостоятельно купил в автомате билет на метро, и мы поехали. По пути рассматривали забавную рекламу в вагонах и привыкали к “Обережно, двери зачинаются! Наступна станция…” Вернее, Юлик вслушивался и иногда спрашивал, что происходит, а я вспоминала прошлые приезды на Украину и радовалась тому, что слышу.
Автовокзалу нечем оказалось нас порадовать: можно было в течение ближайшего часа уехать в Днепропетровск, покрыв таким образом половину нужного нам расстояния, а дальше снова ждать… А расстояние до Симферополя оказалось слишком большим для того, чтобы пускать по нему междугородний рейс. Мы снова вернулись на железнодорожный вокзал, и стало как-то легче. В кассе нам отказались раскрывать все тайны расписания следующих в этот день в Симферополь поездов, пришлось обратиться в платную справку, где за небольшое принудительное вознаграждение ту же информацию нам любезно выписали на бумажку. Снова предстояло выбирать - либо отправляться уже сейчас и ехать на перекладных с тем, чтобы утром быть в Симферополе, либо ждать вечернего поезда, также прибывающего в Симферополь ранним утром.
Несмотря на явное неудовольствие билетной кассирши, мы выбрали второй вариант и, имея в запасе достаточное количество часов, отправились исследовать город. Юлик мужественно согласился терпеть до обеда столько, сколько нужно, а поскольку ему был обещан зоопарк, хотелось найти уютное место рядом с ним, сесть и спокойно съесть что-нибудь горячее. Ещё раз наведя необходимые справки и исследовав окрестности, мы решили добраться до ближайшей к зоопарку станции метро по городу. Водитель автобуса поинтересовался возрастом Юлика и, услышав, что ему девять, сказал: “Тогда не отдам вам деньги за второй билет, он уже большой”. Юлик, услышав это, довольно улыбнулся.
Так уж получилось, что обеду предшествовал осмотр достопримечательностей. Выйдя из автобуса, мы увидели ГОСПРОМ - один из первых российских образцов небоскрёбно-масштабной стройки, датируемый аж 1928 годом. “Ух ты!” - воскликнул Юлик. Это действительно впечатляло. Огромный серая махина с крытым переходом в районе 5го этажа и сейчас слегка придавливала своей внушительностью. Мы поспешили дальше, через сквер с уже отцветающими красными крупными цветами на толстых стеблях, миновали памятник Ленину, выходящий на самую большую площадь Европы. Сообщаю Юлику - до обеда два поворота, и мы начинаем считать, сколько времени можно провести в кафе, а сколько в зоопарке. К счастью, можно было не спешить, что мы с радостью и делали. По пути в зоопарк успели рассмотреть детали памятника Тарасу Шевченко и заметить, что городской транспорт помимо привычных машин составляют и кареты, катающие желающих по улицам и площадям.
У зоопарка мы отметили первые признаки наступающей темноты. Билетёр в окошечке успокоила - ходите сколько хотите! А нам только этого и надо было. Первое, что сделал Юлик, войдя в зоопарк - достал кошелёк и купил корм для животных, чем несказанно умилил продавщицу. И мы пошли кормить и наблюдать мишек, винторогих козлов, косуль и многочисленных пернатых.
Харьковский зоопарк - замечательное место. С одной стороны - достаточно запутанный, если бродить без схемы, с пустырями и захолустьем, с другой - кажется, что здесь время тоже остановилось, но главное - можно спокойно общаться с животными. Нам очень понравились медведи, носухи, лисы, рысь с детёнышем, что-то сосредоточенно выслеживающие за нашими спинами, а больше всех олени. Уже практически в полной темноте к нам подошло оленье семейство, все чинно поздоровались и родители, поняв, что всё спокойно, скоро чуть отошли, а оленёнок также спокойно продолжал стоять у ограды и, хотя корм у нас давно кончился, давал гладить себя по лбу и ласково трепать пушистые уши… Юлик сказал, что сегодня нам повезло, и это был самый большой восторг.
Уже совсем стемнело и, ещё поплутав по зоопарку и наскоро посмотрев обезьян и земноводных, мы вышли к воротам. Пожалуй, и взрослый бы устал от такого количества впечатлений, но Юлик к предложению погулять ещё отнёсся благосклонно. И мы с ним не спеша обследовали ладошки знаменитостей в центральном сквере, среди которых запомнились отпечатки Богдана Ступки, Натальи Фатеевой и Пьера Ришара, посмотрели зеркальный фонтан и дошли пешком до Покровского монастыря, который при вечернем освещении был просто великолепен. Зайдя туда ненадолго, мы вышли в скверик и впервые за долгое время присели отдохнуть на лавочку. Отсюда по лесенке можно было спуститься к ещё одной колокольне, но мы признались друг другу, что сил на это уже не осталось. Юлик улыбался - ему понравился сегодняшний день.
- Может быть, поедем ещё путешествовать по Украине? Документы у нас теперь в порядке. Хочешь?
- Нет, я хочу в лагерь.
- Ну, тогда пошли.
До поезда оставалось ещё чуть больше часа, и мы уместились на одном кресле в никогда не пустующем зале ожидания. Спать в поезде тоже пришлось недолго, да и ехали мы на боковушках, но Юлик и здесь проявил терпение и выдержку.
…Было так жалко будить его в пятом часу утра, что я тянула до последнего. Никаких капризов - он встал, оделся, мы собрали бельё и он отнёс его проводнику. Даже не верится, что приехали. Выйдя из вагона, мы нырнули в тёплое симферопольское утро. “Теперь я точно был на Украине”, - задумчиво произносит Юлик. Ещё бы! А тем временем уже хотят куда-то везти, и мы отнекиваемся, пробираясь к автовокзалу, но нас всё же перехватывают, и вот уже стоим и ждём, когда соберутся ещё пассажиры, а в ушах голоса водителей-зазывал с таким непривычным и призывным “Я-аалта!”, “Севастополь! Кому в Севастополь?”, “Алушта!..”, и Юлик уже говорит, что поедет только на этой машине, и вот мы уже сидим там и ждём водителя. Всю дорогу он, как котёнок, дремлет у меня на коленях, и вот уже старый Бахчисарай, миновали Пушкина и пора выходить, потому что “вниз” водитель не поедет. По пути к гостинице мы проснулись окончательно, и ещё не сработали будильнике у тех, кто хотел нас встречать, а мы тихонько вошли в гостиницу и поднялись к себе. Здесь нас уже ждали сделанные ожидающей группой следочки с пожеланиями скорейшего возвращения, разложенные на полу и ведущие в комнату к Юлику и ко мне. Боже мой, мы на месте, доехали! Провожаю Юлика в комнату и прошу хоть немного поспать, на цыпочках захожу к себе, стараясь никого не разбудить, но они не спят и … о, сладостный миг встречи!..
…Впереди будет ещё неделя счастья с экскурсиями, долгими дорогами, общением и даже купанием в море. Наша почти суточная маета осталась позади и почти забылась. И когда вечерами мы зажигали фонарики и начинала звучать гитара, Юлик придвигал пуфик вплотную и так слушал, что все наши с ним предыдущие дорожные мытарства казались пригрезившимися в коротком и нелепом крымском сне.