Город, который у нас отнимают

Dec 25, 2009 23:15


Частенько, проходя по центру Москвы, мы нет-нет и обернёмся на одно из тёмных безжизненных зданий, не первый год затянутое реставрационной сеткой, ветшающее за глухим забором, без признаков жизни, с пустыми глазницами окон, а то и со следами пожара… Одно, другое… Часто на том месте, где недавно было здание, остаётся лишь декорация-растяжка, за которой землёй уже распоряжаются новые хозяева. Строится новый город, а старый бесследно исчезает с лица земли.
Однако, к счастью, есть и те, кто всерьёз озабочен не только состоянием таких зданий, но и сохранением и воссозданием их первоначального облика. Не “приспособление под нужды торгового центра с подземной парковкой”, а именно реставрация, направленная на возвращение здания к жизни в координатах времени его появления. Среди активных защитников московских зданий - общественное движение “Архнадзор”, основные цели которого - борьба за сохранение исторических зданий и привлечение внимания к историческим и архитектурным объектам, которые мы вот-вот может утратить, сайт “Москва, которой нет” с информацией об утраченных памятниках архитектуры и проект “Против лома”, призывающий остановить снос ценных и памятных для города зданий. Их силами в выставочном зале Тургеневской библиотеки 10 декабря открылась выставка под названием “Потерять нельзя спасти”.
Фотографии московских зданий и описание их нынешнего состояния рисуют более чем безрадостную картину и вместе с тем дают понять, что оставлять эту проблему без решения нельзя. Здесь можно во всей полноте ощутить реальный размах бедствия - судьба ни одного из зданий, находящихся в бедственной положении в 2008 году, не изменилась к лучшему.
Исторический центр Москвы: Кремлёвская набережная, Тверская улица, Камергерский переулок, переулок Сивцев Вражек, Старый Арбат, Большая Лубянка… Каждое из них - свой отпечаток эпохи: где-то проходили первые кинопоказы иностранных фильмов, где-то ставили спектакли московские театралы-любители, где-то формировалась труппа Большого театра…На Большой Лубянке жил князь Дмитрий Пожарский, когда-то отстоявший Москву…

“Это было давно. Теперь - другое время” - видимо, таким лозунгом с материальным подтекстом руководствуются фирмы и подрядчики, берущие исторические здания в аренду и - под предлогом охраны - либо меняют их до неузнаваемости, либо доводят до плачевного состояния и сносят как представляющих опасность возможным обрушением. При бессменной власти Больших Денег архитектурная и историческая ценность зданий в расчёт не идёт. Главное - земля, близость к центру, престиж. И дома, где Пушкин читал “Евгения Онегина”, где жил Левитан, знаменитая филипповская булочная, оперный дом и другие образцы архитектуры XIX века, годами стоят без ремонта, ветшают и рушатся… Только в этом году были снесены уникальные образцы архитектуры, в том числе не имеющий аналогов тайный православный храм, а часть ценных исторических памятников пребывает в таком состоянии, что охранять и реставрировать скоро будет нечего. В жутком состоянии “Дом с атлантами” на Солянке и “Дом с кариатидами” в Печатниковом переулке. Есть здания, годами простаивающие под открытым небом без крыши и окон и ожидающие решения своей судьбы. Интерьер давно расхищен, а то, что осталось, “пущено в дело” приютившимися тут же бомжами. Если есть препятствия в сносе по документам, неожиданно может возникнуть пожар, который приблизит жизнь здания к концу. Стоит ли говорить, что решения своей судьбы многие памятники - по разным причинам - не дождутся..

С такими темпами “охраны памятников” через пятнадцать-двадцать лет наши дети будут думать, что Москва - это такой большой торговый центр, к которому позже, случайно вспомнив о чём-то, пристроили Кремль. “Домики старой Москвы”, об исчезновении которых в начале прошлого века сокрушалась Марина Цветаева, увы, продолжают исчезать и сейчас - среди бела дня, за глухими заборами, тихо и безо всяких разрешений.
Выставку стоит посетить. Какие-то из раритетных московских зданий, увы, можно увидеть теперь только там - на фотографиях. Увидеть наш город, который уходит в небытие. Который у нас отнимают. Не в советское время. Сегодня. Сейчас.
Previous post Next post
Up