Эта поездка не осуществилась - она сбылась, как сбывается желание и материализуется мысль. Составляющие успеха просты - душевная компания, наличие цели путешествия (в нашем случае - даже нескольких) и беспрестанные приключения, которые словно ниоткуда то и дело возникали, бросая нас то в одну, то в другую ситуацию, из которых в прямом смысле слова приходилось выбираться… Но это, как говорится в одной присказке, только делало нас сильнее, сплочённее и веселее.
Путь из Москвы лежал в Калужскую область - сначала в деревню Николо-Ленивец на Масленицу фестиваля “АРХстояние”, оттуда - на экологическую базу “Отрада” на предмет возможности проведения там летних образовательно-каникулярных мероприятий. Третьей целью маршрута была Оптина Пустынь.
Наши сопутешественники - девятилетний Сеня и шестилетний Кеша стойко выдержали соседство взрослых, которые рассадили их по обе стороны от себя, что, впрочем, не мешало мальчишкам то заговорщически шептаться, то выяснять отношения, то создавать обвинительные документы в письменной форме с указанием всех тех, кто их обидел. Когда баловство перерастало все возможные рамки, применялся безотказный способ успокоения - аудиокниги для детей, рассказывающие о животных, растениях и древних государствах. Тогда мальчишки обращались в слух, а взрослые могли негромко обсудить ближайшие этапы предстоящего путешествия.
Что до приключений, то они начались с первых минут старта. Оказалось, что точка отправки до места назначения рейсовых автобусов и путь следования автотранспорта - вовсе не одно и то же. Так что некоторое время пути было посвящено кружению в ближайших окрестностях столицы. А дальше приключения подбрасывала дорога. Через полтора-два часа пути, увидев на межпоселковой трассе табличку с названием “Сокольники”, дети с неподдельной искренностью задали вопрос “Мы что, ещё в Москве?”
… Карта следования была бумажной, хорошо нарисованной, с соблюдением масштаба. Единственной существовавшей в ней неясностью был знак, обозначающий примерное расстояние: “после поворота направо примерно 35 километров”, “свернуть налево и примерно 7 километров” и т.п. Тем не менее, мы достаточно успешно продвигались по ней … до следующего приключения. Оно на этот раз представляло собой машину с надписью “ДПС”, которая какое-то время преследовала нас и сигналила, требуя остановки. При первичном осмотре документов инспектора то ли случайно, то ли нарочно “потеряли” наши водительские права, заставив в буквальном смысле перерыть всю машину. В случае их ненахождения так хорошо начавшийся маршрут грозил обернуться штрафстоянкой и пешим возвращением домой. Все примолкли, стараясь не поддаваться панике и помогая осуществлять поиски. А права тем временем чудесным образом нашлись … ну конечно же, у самих инспекторов. Попав под обаяние нашего водителя (за рулём была прекрасная Оксана), они в конце концов отпустили нас, всё вернув до конца и даже не взяв денег. Только мы, постепенно приходя в себя, стали продолжать путь, как … они настигли нас снова! Ещё раз уточнив, в какой именно пункт назначения мы едем, стражи дорожного порядка вежливо указали в обратную сторону, сообщив, что нужный поворот мы уже проехали. Оказывается, и так тоже бывает. В знак благодарности мы погудели им на прощание и даже помахали вслед.
Дальше о нас позаботились организаторы “АРХстояния - 2009”, установив на дороге указатель. Здесь было уже недалеко, впереди постепенно комплектовалась очередь машин желающих попасть на фестиваль. Непосредственно до места всё же пришлось чуть-чуть не доехать: временная пробка превратилась в стояние, вполне соответствуя названию проводимого здесь мероприятия. Масленичная поляна была уже всего в нескольких минутах пешеходного пути.
Здесь было много интересного: площадка под открытым небом со множеством интересных архитектурных решений, сцена, с которой звучали народные песни, торговая улица с народными промыслами и, конечно, блины и многочисленные угощения.
Сеня и Кеша начали своё пребывание на фестивале с катания с горки и возведения небольшого снежного монумента. Чуть позже мы заметили, что предприимчивые туристы воспользовались результатами детского труда и устроили на нём столик. Телефоны не ловили, но к нам каким-то чудом пробился звонок от Кати, работника парка “Отрада”. Встретиться на многолюдной поляне среди постоянно перемещающегося люда со знакомым человеком, с которым до этого договаривался - огромная радость. Не хватало только солнца и ясного неба, но погода всё же позволила совершить прогулку и осмотреть некоторые АРХ-достопримечательности. Больше всего из них запомнились Николино Ухо, поднявшись в которое по небольшой лесенке и закрыв за собой дверь, можно было слушать (или пытаться слушать) тишину, и маяк у реки - причудливое строение из веток, на который можно было подняться и полюбоваться видом. С одного из монументов, названного авторами “Огонь-бабой”, можно было покататься с горки. Впоследствии она превратилась в огромный пылающий факел - это и было чучело Масленицы.
На обратном пути мы подошли к церкви святой Троицы 1802 года. Её восстанавливают, но работы впереди ещё много. Ещё некоторое время было посвящено тому, чтобы согреться. На сцене выступали фольклорные коллективы и молодёжные музыкальные группы, создавая празднично-танцевальное настроение. Публика сама организовывалась в ручейки и хороводы и плясала на все лады. От современной музыки мы ушли к ещё одному АРХ-объекту - огромному гнезду радиусом 3-4 метра и высотой метров 10-15, сплетённому из веток. Можно было попасть внутрь и ненадолго уйти в другую реальность, почувствовав себя в гостях у птицы-исполина. А выбравшись наружу, мы увидели горящее “чучело” Масленицы. Оно горело долго и трудно, и мы не стали дожидаться окончания - впереди была вечерняя часть пути и обустройство на месте ночлега.
Место, в котором нас разместила Катя, было необыкновенным - два одноэтажных трёхкомнатных домика с причудливыми названиями “1/2” и “3/2”, в “спальнях” у которых уже работали обогреватели. Кружки нашлись у комендантки, которая, внимательно изучив нас и проникнувшись доверием, отдала до утра даже кружку своей начальницы. Посиделки и разговоры, под которые заснули мальчишки, длились почти до полуночи. Перед сном Сеня изрёк, что им пора “отключаться от внешнего мира”. За окном виднелись берёзовая роща, огромные сугробы свежевыпавшего снега и по всему этому зазеркалью разливалась звенящая тишина, изредка прерываемая шумом близкой электрички. Одно слово - отрада…
“Отрада” ждала нас и на следующий день. В Березическом лесничестве навстречу вышли Сергей Михайлович и “Берт Иваныч” - молодой чёрный терьер. Они передали Кате ключи от экологической базы и приглашали нас приезжать ещё. Завернули к “Отраде”, продолжаем путь по лесу. Колеи от колёс глубоки, и машина то и дело ложится “животом” на снег. Решили остановиться и выгрузить пассажиров - “может, легче пойдёт” - и … не смогли тронуться с места. В первый момент приключение всех поставило в тупик, но потом нашлись, вспомнили фильм “Возвращение” и дружно пошли собирать хворост и еловые ветки “для колёс”. Не помогло. Дружной гурьбой толкали машину то вперёд, то назад - эффект тот же. Выручила нас Катя, по телефону вызвавшая подмогу. Договорившись встретиться со спасителями у машины через полчаса, мы пошли в стороны экобазы - до неё оставалось доехать всего сотню-другую метров…
Здесь всё было в наличии - и баня, и столик под навесом, и главный дом-корпус, и поляна для проведения игр и мероприятий на открытом воздухе. Внутри корпуса - учебный класс, жилые комнаты и кухня. Всё, что нужно и вместе с тем - ничего лишнего. И как-то удивительно отрадно. Ехать ли сюда летом? Однозначно - да!
Мы вернулись к машине, и через пару минут сюда же подъехал “УАЗ”. Объехать нас он не мог, поэтому первые попытки вызволения осуществлялись через “полный назад”. Слава богу, они закончились успешно, и наша машина с хвостиком-тросом поехала вперёд, чтобы пропустить УАЗ впереди себя и развернуться, а пассажиры отправились на экскурсию по лесу в сторону шоссе. Пешеходы и транспорт прибыли к месту сбора практически одновременно - оказалось, что по пути нашу “Шкоду”-бедолагу ещё раз спасали. В заключении совместного пути её пассажиров прокатили на “УАЗике”.
Наши благодетели откланялись, а нам предстояло пройти ещё одно приключение-испытание. Называлось оно “обед в Козельске”. В симпатичном городке с вереницей деревянных домиков оказалось чуть ли не единственное кафе с двусмысленным названием “Встреча”. Когда после поисков и расспросов оно всё же было обнаружено, оказалось, что ассортимент блюд в меню весьма условно пересекается с их реальным наличием. Зачем мы так долго и тщательно изучали его, не вызывая у женщины за стойкой ничего, кроме раздражения? Впрочем, финал нашего с ней “диалога” можно назвать достаточно успешным - обед с тем или иным ассортиментом всё же снизошёл до нас. А вот попытки найти общий язык с работниками местной почты полностью провалились - нас отвадили от прилавка коротким и ёмким словом “учёт”, и ответом на все дальнейшие просьбы о пустяковой услуге было молчаливое негодование.
Из Козельска мы поспешили в Оптину Пустынь. Тишина и умиротворение тех мест были особенно необходимы после плотного строя приключений. Неспешная прогулка по территории, храм Казанской Божьей матери, хлеб из монастырской пекарни - и пора в обратный путь. Ехали долго, по пути переиграли с мальчишками во все возможные игры - от “Контакта” до “Зоопарка”, перемежая игры широким диапазоном музыкальных записей - от кубинских исполнителей до Ивана Козловского. Ближе к концу маршрута уставшие Сеня и Кеша, разлучённые на этот раз одним взрослым, склонили головы ему на плечи. Мимо летели километры пути, приближая нас к дому.
… Выходные, вместившие столько событий (не говоря уже о приключениях), всё равно пронеслись слишком быстро. Правда, и на этот раз приключения закончились не для всех - сумка, укомплектованная безвозмездно отданными вещами первой необходимости, среди которых были кошелёк и ключи от квартиры, не попрощавшись, уехала со своим владельцем, подарив всем остальным ещё по одной ситуации “не для слабонервных”. Это было достойным завершением коллекции приключений. Мы вернулись уставшие, впечатлённые и радостные. За окном был первый вешний день…