Вооруженные силы Швеции подали жалобу на газету Svenska Dagbladet за то, что одной из публикаций газета нанесла ущерб национальной безопасности. Вы спросите, какое отношение к нам имеют проблемы шведской безопасности? Самое прямое.
Последнее время тихую и спокойную Швецию начали обуревать сомнения в крепости вооруженных сил. А вдруг враг у ворот? Сумеем ли отбиться?
Какой такой враг у Швеции, спросите вы. Кто смотрит завистливым взглядом на родину сборной мебели, шведской семьи и детского сексуального просвещения. Кто задумал напасть на эту нейтральную и бедную местность и поработить спокойных и толерантных шведов?
Вы удивитесь, но это опять мы.
Первая информационная бомба была сброшена на шведскую общественную жизнь собственным же командующим вооруженными силами. В декабре 2012 года Сверкер Йорансон неожиданно не смог больше молчать и обрушил на сограждан страшную правду - страна не готова к нападению России. И если вдруг Россия нападет, то четырнадцатитысячные шведские вооруженные силы не смогут продержаться и недели.
Естественно, после такого заявления по глади шведского информационного поля пошли большие волны. Они даже смыли ненадолго самого Йорансона на больничный «из-за стресса». Стресс наступил в результате дела, заведенного на генерала прокуратурой по делам безопасности - оказывается, в своем интервью он не просто бредил, а выдал военную тайну.
Впрочем, Йорансон не сел в тюрьму, поскольку сумел дать прокуратуре убедительные доказательства того, что никакой тайны не выдавал. И действительно, нет никакого секрета в том, что Швеция не готова к нападению России, а также инопланетян или монстров-мутантов. И хотя такими проблемами шведской армии должна заниматься не прокуратура, а военно-врачебные комиссии - вся шведская пресса многие месяцы потратила на то, чтобы разобраться в способности вооруженных сил справиться с русской агрессией.
Длительными дружными усилиями пресса пришла к выводу - нет, не сдюжим, прав генерал.
Здесь важно обратить внимание на особенности этой информационной операции. Всё дело в том, что, в отличие от Польши, Прибалтики, Украины и даже Финляндии - в Швеции не существует никакой оголтелой группы, которая могла бы баламутить сограждан антирусской пропагандой и носиться с воплем «спасайся кто может - русские идут». А если бы такая группа и появилась, то вероятно, не имела бы успеха, поскольку её тут же записали бы в разряд чудаков, которыми и без того богата шведская земля.
А тут - не какой-нибудь городской сумасшедший, а человек серьёзный, который по долгу службы обязан быть вменяемым и стоять на страже безопасности страны. Да и заявление его было замаскировано под «наезд» на боеготовность шведских вооруженных сил, а вовсе не на Россию. И все стали бурно обсуждать эту самую боеготовность в предложенном генералом гипотетическом сценарии. Забыв о том, что сценарий, предложенный для оценки - более чем умозрительный.
Но результат был достигнут - фантазия стала реальностью, причем бурно обсуждаемой. Шведское общество всерьёз обсасывает обстоятельства вторжения русских варваров, творчески пропустив стадию обсуждения вероятности такого вторжения. Мем про агрессивных русских, которые мечтают на кого-нибудь напасть - усиленно блуждает по умам шведов. И более того, эта фантазия теперь наверняка послужит причиной вполне реальных шагов. Ну как же, армия-то не готова! С этим же надо что-то делать.
То, что всё это не результат душевной болезни одного отдельно взятого генерала, а продуманная информационная операция, имеющая вполне конкретные задачи и цели, - можно проверить. Любая информационная операция - дело длительное, требующее целого ряда последовательных шагов, которые будут закреплять первичные результаты и корректировать их в нужном направлении. Первичные цели были достигнуты: шведское общество перестало верить в надежность своих вооруженных сил и даже стало немного косо смотреть в сторону России.
Если бы вы руководили такой операцией, как бы действовали дальше? Правильно! Дальше потребовалось бы закрепить фактами теорию никчемности шведской обороны и найти подтверждение враждебности русских.
Это и было сделано. Та же Svenska Dagbladet, которой давал скандальное интервью Йорансон, отметилась новой скандальной публикацией. На сей раз скандал был выдут из того факта, что шведские истребители не были подняты по тревоге, когда российские ВВС проводили учения вблизи шведской границы в ночь с 28 на 29 марта.
С одной стороны - действительно, непорядок. Любая страна должна реагировать на перемещения чужих военных сил вблизи своих границ. Взаимные облеты и «слежение оружием» в такой ситуации - это нормальная практика любых вооруженных сил. И даже канун лютеранской пасхи не извиняет шведских военных.
Но, с другой стороны, газета утверждает, что два российских бомбардировщика Ту-22 и четыре истребителя Cy-27 отрабатывали нанесение ударов по территории нейтральной Швеции. Вернее, по острову Готланд. Такое утверждение как бы подтверждает агрессивные планы России в отношении нейтральной Швеции.
Однако именно по причине нейтральности Швеции крайне сомнительно, что она была целью учений. Да и у прохода наших самолетов вблизи территории Швеции есть географическое объяснение. Готланд расположен почти в центре Балтийского моря. А российская авиация, чтобы отработать действия на Балтике, проходит над Финским заливом между Финляндией и Эстонией. Выходя в Балтику, боевые самолеты действительно идут курсом на Готланд - так уж он расположен. Но это вовсе не значит, что они отрабатывают бомбежку Готланда. Собственно, поэтому представители шведских вооруженных сил и заявили, что факт отработки атаки Готланда нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. То есть - никаких оснований утверждать, что учения были направлены против Швеции - нет. А «русская угроза», следовательно - высосана из пальца.
Но об этом мало кто задумался, поскольку посыл о «русской угрозе» был второстепенным по отношению к обвинению шведских ВВС, дескать, проспали. Вон НАТО - оно бдит. Альянс внимательно следил за действиями русских, и два датских истребителя вышли на сопровождение русских самолетов с аэродрома в Литве. А наши куда смотрели?
И, как и в первом скандале, для убедительности и для подтверждения правоты газеты был использован тот же метод, что и первый раз - реакция официальных органов власти. По факту, который, в общем-то, никаких секретов не содержал, командование вооруженных сил Швеции подало заявление в полицию безопасности. Но что-то мне подсказывает, что, как и в первом случае, никаких юридических последствий не будет. Заявление подано не для того, чтобы газету наказали. А для того, чтобы привлечь к скандалу ещё больше внимания.
Итак, череда шведских скандалов по форме сильно напоминает информационную операцию, которая, конечно, направлена на шведское общественное мнение, но имеет прямое отношение к России. Поэтому стоит подумать, какие у этой операции цели. И в чьих интересах будет её успех.
Интерес шведских военных просматривается невооруженным глазом. Отсюда и их деятельное участие в скандалах. Формально Швеция всё ещё является государством, свободным от участия в военных блоках. Однако шведский контингент находился в рядах коалиционных сил в Афганистане, а ВВС принимали участие в операции против Ливии. Швеция участвует в нескольких партнерских программах НАТО, и является членом Совета Евро-Атлантического Партнёрства (СЕАП). Партнерские программы НАТО - это путь к вступлению в альянс. Недавно проведенная в Швеции военная реформа подготовила шведскую армию к вступлению, сделав её полностью совместимой со всеми элементами альянса. Шведские военные учатся в США, а в апреле 1999 года, НАТО официально признало шведский военный учебный центр в Альмносе - структурой альянса. Шведские военнослужащие постоянно привлекаются к совместным с НАТО учениям, действуя под единым командованием и в рамках общих с НАТО замыслов.
То есть фактически вооруженные силы Швеции - уже часть НАТО. А государство Швеция - ещё нет. Этому мешает то, что поддерживают присоединение к НАТО - не более четверти граждан Швеции. То есть, военные - уже согласны, а граждане никак не могут осознать. Поэтому не стоит удивляться тому, что шведам стараются помочь с «правильным» выбором.
31 мая шведская Комиссия по вопросам обороны (Försvarsberedningen) представила доклад, в котором предлагается сделать ещё более тесным партнёрство Швеции с НАТО и интенсифицировать военное сотрудничество с прибалтийскими государствами. А всё это знаете почему? А потому, что, как сказано в документе: «развитие России после 2007 года идёт в авторитарном и репрессивном направлении».
О том, насколько опасность вступления Швеции в НАТО серьёзна, можно судить по заявлению Дмитрия Медведева, сделанному в начале июня в городе Киркенес (Норвегия), где проходило заседание Совета Баренцева/Евроарктического региона. На нем российский премьер предостерег Швецию и Финляндию от вступления в НАТО. Он отметил, что этот вопрос для Финляндии и Швеции, конечно, является внутренним делом, но Россия будет вынуждена реагировать.
Стоит сказать, что у государств Европы, проводивших до недавнего времени политику неучастия в военных блоках - выбор становится невелик. Экономический кризис заставляет сокращать расходы, а поддерживать высокий уровень оснащения вооруженных сил - дело затратное. НАТО предлагает принять на себя значительную часть расходов на нужды обороны. Немалые средства выделяются даже в рамках партнерских программ.
НАТО заинтересована в вовлечении Швеции и Финляндии в свой альянс. Но жителям этих стран надо понимать, что взамен от них будет требоваться участие в военных операциях НАТО. Так, от всё ещё нейтральной Швеции партнерские программы уже требуют иметь не менее 2000 военнослужащих в постоянной готовности для совместных операций за пределами Швеции. А тот факт, что в Северной Европе у НАТО нет никаких других противников, кроме России, должен настораживать эти страны. В конце концов, членство в НАТО автоматически приведет к тому, что из тихих нейтральных государств Швеция и Финляндия превратятся в передовую противостояния с Россией.
Надо ли жителям этих государств ощущать всю прелесть попадания в прицел российских сил ядерного сдерживания? В их ли интересах членство в НАТО? Время подумать у их народов еще есть.
Но история учит, что в отношении России у европейцев память традиционно коротка - и нуждается в периодическом освежении.