Если человек что-то любит, он спешит поделиться этим со своими близкими. Вот и я. Я, например, люблю паразитологию - не то, чтоб я самих зверушек люблю, главных героев сабжа, а нравится мне удивляться, как хитро у них все устроено, и как здорово вся эта нечисть приспособилась к совместной, так сказать, жизни с человеком и прочими более культурными, чем сами глисты, животными. Поэтому я решила поделиться с вами некоторыми выдержками из науки паразитологии, чтобы и вы тоже поудивлялись, как там у них все замечательно налажено.
Как очень культурная женщина, хочу вас предупредить, что если вы - обладатели тонкой душевной организации или слабого желудка, за обедом этот пост лучше не читайте. Картинок там нет, но буквы могут показаться противными.
Анкилостомидоз.
В случаях, если в организм человека одновременно проникает много личинок, только часть из них попадает в пищеварительную систему и достигает половозрелости, а другая часть задерживается в тканях. По мере гибели половозрелых форм в кишечнике покоящиеся личинки замещают их. При этом заболевание может затягиваться на многие годы. Эти факты свидетельствуют о наличии у паразитов механизмов регуляции численности популяций не только за счет гибели части особей в процессе конкуренции за ресурсы, но и при помощи механизмов химической коммуникации особей, обеспечивающей асинхронное выживание и воспроизведение максимального числа организмов.
Анкилостомидозами в настоящее время во всем мире болеют от 700 до 900 млн человек.
Дракункулез.
У человека паразит, попадая в пищеварительный тракт, активно перемещается в забрюшинное пространство и там растет, постепенно достигая половозрелости. Здесь же происходит оплодотворение самок самцами, которые после этого погибают, после чего самки мигрируют в подкожную клетчатку. Наиболее частая окончательная локализация - под кожей ног в области суставов. Однако описаны случаи обнаружения гельминта под серозной оболочкой желудка, под мозговыми оболочками, в стенке пищевода. Над передним концом зрелой самки образуется кожный пузырь, заполненный серозной жидкостью. Человек при этом ощущает сильный зуд, проходящий при соприкосновении с водой. Опускание ног в воду сопровождается разрывом пузыря и рождением живых микроскопических личинок, которые сразу проглатываются промежуточными хозяевами - циклопами. В полости тела циклопов они через несколько дней достигают инвазионности и при проглатывании с водой таких рачков попадают в кишечник, а затем мигрируют под кожу.
Метод лечения дракункулеза - фиксация передней части паразита к небольшой палочке и медленное наматывание червя на нее в течение многих дней до полного его удаления.
Трихинеллез.
При попадании трихинелл в ослабленный организм возможно развитие первого поколения личинок не в мышцах хозяина, а в ворсинках его кишечника, после разрушения которых личинки вновь возвращаются в просвет кишки, достигают там половой зрелости и размножаются. Следующее поколение личинок уже оседает в мышцах хозяина. Этим достигается резкое увеличение размеров популяции паразита, который в обычных случаях размножаются у одного хозяина лишь один раз, и соответственно резкое утяжеление заболевания, часто приводящее к смерти.
Личинки трихинелл после гибели хозяина сохраняют жизнеспособность даже после разложения его трупа.
Филяриатозы.
Половозрелые особи, или филярии, обитают в разных тканях внутренней среды основного хозяина, а рождаемые ими личинки, или микрофилярии, периодически поступают в кровь и лимфу и некоторое время находятся там. Если в этот момент на хозяина нападают кровососущие насекомые, микрофилярии с кровью поступают в желудок, оттуда в мышцы переносчика и за одну или несколько недель достигают там инвази-онности, переходят в хоботок переносчика и затем, при укусе, - в кровь основного хозяина. У некоторых видов филярий может быть несколько основных хозяев (человек, обезьяна, собака и т. д.). Некоторые половозрелые филярии, например, онхоцерки, имеют очень длительный жизненный цикл и могут существовать в организме окончательных хозяев до 15 лет. Их личинки-микрофилярии могут находиться в организме хозяина до 30 мес.
Поскольку в переносчиках происходит развитие личинок паразита, они являются одновременно и промежуточными хозяевами. Длительные взаимные адаптации филярий, их хозяев и переносчиков привели к своеобразному эффекту - у большинства филярий происходит выход личинок в кровяное русло в строго определенные часы суток, соответствующие периодам максимальной активности переносчиков. Так, у филярий, переносчиками которых являются комары, личинки поступают в кровь в вечерние и ночные часы суток. Если переносчики - слепни, то появление микрофилярий в крови приурочено к утренним и дневным часам.
Современные методы лечения филяриатозов основаны на применении антибиотиков, уничтожающих облигатно мутуалистических бактерий, живущих во внутренних органах филярий. Гибель бактерий от антибиотиков приводит к прекращению размножения филярий, а затем и к гибели самих паразитов.
Анизакиаз.
Человек заражается, проглатывая личинок с недостаточно термически обработанными или сырыми морскими рыбными продуктами. Личинки у человека гибнут вскоре после проникновения их через стенку желудка.
Патогенное действие связано с нарушением целостности стенки желудка, что сопровождается сильными болями и явлениями гастрита. Возможны перфорации желудка и перитонит, заканчивающийся смертью больного.
Трематодозы.
Большинство сосальщиков-паразитов человека обитает в пищеварительной системе; некоторые виды живут в легких, другие - в кровеносных сосудах брюшной полости и малого таза. Человек заражается сосальщиками разными способами в зависимости от вида: при контакте с водой и проникновении церкарий через кожу, при поедании продуктов животного происхождения с метацеркариями и при употреблении растений в пищу, если на их листьях инцистированы церкарии паразитов.
После попадания в организм человека большинство сосальщиков осуществляют сложные миграции по пути к органам своей окончательной локализации. Миграция происходит по кровеносным сосудам, непосредственно по пространствам между органами и по полости тела. Во время миграции сосальщики вызывают у хозяина тяжелые интоксикации и аллергические состояния, но диагностировать заболевание в этот момент крайне сложно.
Фасциолез.
Заражение основного хозяина происходит при поедании травы с заливных лугов. Случаи заражения человека связаны с употреблением щавеля и особенно часто - водяного кресса - полуводного растения, широко употребляющегося в пищу в Западной Европе. В кишечнике основного хозяина личинки освобождаются от оболочек, пробуравливают его стенку и попадают в полость брюшины, откуда мигрируют в печень, проникают через печеночную ткань в желчные ходы, где через 3-4 мес достигают половой зрелости и начинают откладывать яйца. Необычно в печеночном сосальщике то, что этот вид может адаптироваться к существованию в аэробных условиях, ведя при этом паразитический образ жизни. В ряде ближневосточных стран существует традиция употребления в пищу сырой печени. Если в печени оказываются половозрелые особи печеночного сосальщика, то они активно прикрепляются к слизистой оболочке глотки, могут вызвать кровотечение, отек глотки и удушье.
Шистосомоз.
В связи с тем, что половозрелые шистосомы живут в кровеносных сосудах, яйца, которые откладывают самки, имеют специальные приспособления для выведения в полостные органы и далее во внешнюю среду: они снабжены шипами, через которые выделяются ферменты, растворяющие ткани хозяина. За счет этих ферментов яйца пробуравливают стенки сосудов, проникают в ткани, могут попадать в кишечник или мочевой пузырь в зависимости от вида паразита. Опасным и характерным для этих паразитов является гематогенный занос яиц в различные органы, где вокруг них возникают локальные воспалительные процессы. Сами же половозрелые сосальщики, обитая в крови, адсорбируют своими покровами плазменные белки своих хозяев, становясь недоступными действию их иммунной системы.
Церкарии (личинки) имеют раздвоенный хвост, а на переднем конце - железы проникновения, с помощью которых проникают через кожу в кровеносную систему окончательного хозяина при нахождении его в воде. При этом они вызывают кожные поражения - церкариозы, выражающиеся в появлении сыпи, зуде и других аллергических проявлениях, а также в воспалительных реакциях. При массовом попадании церкарий в легкие возникает пневмония.
Парагонимоз.
Паразиты поселяются в легочной ткани, где обычно располагаются попарно в соединительнотканных капсулах, каждая из которых имеет связь с бронхом. Благодаря этому, несмотря на гермафродитизм, осуществляется перекрестное оплодотворение, и образующиеся яйца при кашле легко покидают организм хозяина. Для того, чтобы попасть в легкие, паразиты осуществляют сложную миграцию из кишечника через брюшную полость, диафрагму и плевру. Это вызывает со стороны хозяина особенно тяжелую токсико-аллергическую реакцию. Сама локализация паразитов в легких приводит к очаговой пневмонии. Осложнения - пневмосклероз и легочные абсцессы. В связи со сложностью путей миграции этих паразитов часто встречается атипичная локализация. Особенно опасно попадание паразита в головной мозг. Это сопровождается симптомами менингита, энцефалита, эпилепсией, а часто и атрофией зрительного нерва. Обитание паразита в поджелудочной железе приводит к тяжелому панкреатиту. Нередко сосальщик попадает в почки и вызывает хронический нефрит.
Дикролоцелиоз.
Яйца паразитов должны попасть на почву или растения. Они содержат зрелых мирацидиев, которые из яиц не выходят до тех пор, пока они не будут проглочены наземными моллюсками - их первыми промежуточными хозяевами. Типичные подвижные церкарии этими сосальщиками не образуются. Они выделяются моллюсками в виде слизи
стых комочков на растения, где и поедаются вторыми промежуточными хозяевами - насекомыми. Насекомые, пораженные метацеркариями этих паразитов, становятся малоподвижными и могут оказаться съеденными окончательными хозяевами - травоядными животными и человеком. Как и большинство сосальщиков, эти паразиты в организме окончательного хозяина осуществляют миграцию.
Эуритрематоз.
Первый промежуточный хозяин паразита - моллюск, второй - луговой кузнечик или сверчок. Человек заражается, употребляя в пищу кузнечиков, не прошедших термической обработки, поэтому заражение человека встречается только в странах Юго-Восточной Азии, где кузнечики широко используются в качестве пищевого продукта. Сосальщик поселяется в протоках поджелудочной железы и вызывает симптомы хронического панкреатита.
Цестодозы.
В связи с тем, что окончательный хозяин заражается этими гельминтами, поедая промежуточных хозяев, взаимоотношения хозяина и паразита на разных стадиях развития червей различны.
Если основной хозяин, в кишечнике которого находится гельминт, страдает от него относительно несильно, то жизнеспособность промежуточного хозяина с финнами этих червей в легких, мозгу или печени оказывается резко снижена. Это увеличивает вероятность, что окончательным хозяином будут съедены именно инвазированные животные.
Цестод, обитающих в человеке как в основном хозяине, сближает то, что они живут в кишечнике и всегда в небольшом количестве. Это объясняется выраженной внутривидовой конкуренцией, в которой выживают лишь единичные особи. На интенсивности размножения это не отражается, так как плодовитость их огромна.
Дифиллоботриозы.
Яйца попадают в воду, и из них выходит личинка корацидий, покрытая ресничками. Ее проглатывают первые промежуточные хозяева - циклопы. Циклопов с процеркоидами съедают рыбы, в мышцах и икре которых накапливаются плероцеркоиды. Из рыб чаще всего поражаются окуни, ерши, налимы и щуки. Крупные хищные рыбы при поедании более мелких инвазированных рыб накапливают плероцер-коидов в своем организме. При этом плероцеркоиды перемещаются у них из кишечника в ткани внутренней среды и половую систему и растут. В одной крупной щуке на протяжении ее жизни может накапливаться до сотни плероцеркоидов. Поэтому именно крупные рыбы для человека являются наиболее опасным источником инвазии дифиллоботриозом. Окончательные хозяева - кроме человека, рыбоядные млекопитающие (медведи, собаки, выдры и т.д.).
Эхинококкоз.
Жизненный цикл связан с хищными животными семейства Псовые (волками, шакалами, собаками), которые являются его окончательными хозяевами. Взрослые членики способны активно ползать, распространяя яйца по шерсти хозяина и в окружающей среде. Их могут проглотить травоядные животные - коровы, овцы, олени или человек, становясь промежуточными хозяевами. Финна эхинококка - пузырь, нередко достигающий 20 см в диаметре. Он заполнен жидкостью с огромным количеством молодых сколексов, постоянно почкующихся от внутренней поверхности стенки финны. Окончательный хозяин заражается, поедая пораженные органы промежуточного.
Растущая финна сдавливает органы, вызывает их атрофию. Постоянное поступление продуктов диссимиляции в организм хозяина вызывает его истощение. Очень опасен разрыв эхинококкового пузыря: жидкость, заключенная в нем, может вызвать токсический шок. При этом мелкие зародышевые сколексы могут распространяться по организму, поражая другие органы. Множественный эхинококкоз обычно заканчивается смертью хозяина.