Мне всегда очень радостно, если среди русских сериалов появляется прилично сделанная, с хорошим сюжетом и продуманная история. Это, как вы понимаете, происходит нечасто, поскольку создатели сериалов ан масс стремятся не к качеству, а к количеству. В полный рост реализуется принцип «bad acting is bad directing», сценаристы хором демонстрируют антилогику, и в целом произведения таковы, что даже смешные обзоры на них писать не хочется. Но есть и исключения. Уже писала про сериалец «Граница времени»: если бы не топорная игра актёров, логические дыры в сюжете и чудовищные по уровню проработки диалоги, было бы даже хорошо. Технически всё уже хорошо, осталось докрутить содержание. Что особенно радует - идея целиком наша, ниоткуда не слизано, никто этот бифштекс пока не ел.
Ещё более приятное впечатление произвёл мини-сериал, названия которого вспомнить не могу (по парадоксу). В нём, как и в первом, разговор о молодых оперативниках. В точном соответствии с известной фразой Д. Ю. Пучкова «Герой нашего времени - оперуполномоченный»», авторы обоих сериалов ставят в центр сюжета настырных и энергичных сотрудников правоохранительных органов. В безымянном сериале юный опер и ещё более юная криминалистка оказываются в конце 19 века и в поисках способа вернуться помогают местной полиции раскрыть несколько дел. Конечно, сюжетных натяжек хватает, но смотреть можно. И игра актёров не вызывает желания морщиться и делать скидку.
А на днях я с головой окунулась в произведение под названием «Обратная сторона луны». Отсмотрела залпом два сезона и нахожусь под большим впечатлением. Впечатление было ещё сильнее, но оказалось, что это римейк западного сериала. Продюсер Цекало никак не успокоится насчёт римейков, видимо, и перелатав «Отбросы» в сериал, который не вышел (зато вышел фильм «Супербобровы» про то же самое, и, кажется, продюсер там он же), оттянулся на «ОСЛ». Но у Цекало были и хорошие проекты, «Ландыш серебристый» очень удачно получился. И это оригинальная история.
Замечу, что выпуском фильма занималась компания «Среда», она же издала «Мажора». «Мажор», к слову, получился на крепкую четвёрку, и была бы пятёрка, не будь в кадре всё тех же неиграющих актёров, а в сюжете - натяжек. Но минусов на удивление мало. Фактически, два: Прилучный в образе главного героя тянет на себе весь фильм, и сценаристы упорно не желают придать жизни оперов в сериале хоть какого-то правдоподобия. Убойный отдел занимается сразу всем, главный герой и остальные радостно лезут в улики голыми лапами, ну и других процессуальных нарушений наблюдается масса. Ясное дело, что сериал не про процедурную часть предварительного следствия, но сценаристы уж слишком прут напролом. Намеренно стягивают действие на главного героя до такой степени, что не понятно, как без него отдел вообще раньше работал. К слову, возглавляет отдел такой уксус, что не приведи небо. Дама, на лице которой бывает только два выражения: уныние и глубокое уныние. Никогда она не смотрит на собеседника, вообще прямо не смотрит, глядит либо в сторону, либо в сторону и вниз. Голос тоже под стать мимике. Голова всегда наклонена к земле, хотя вроде бы носик аккуратный и перевешивать не должен. Видимо, именно за этот набор качеств в неё влюблены сразу и главный герой, и его антагонист, а начальник ОВД доверил руководить отделом.
Я не случайно так подробно зацепилась за «Мажора», в «ОСЛ» наблюдается то же самое: на главном герое сосредоточено всё, а унылая дама в первом сезоне изображает жену героя в молодости. Хочу думать, что более широко ей не дали раскрыть персонаж, потому что рамки самой роли очень узкие и веселиться персонажу не из-за чего, но вообще могла хотя бы сыну улыбнуться пару раз за весь фильм. Но я забегаю.
Сериал сделан так, что про него хочется писать всерьёз, а не прыская в кулак со смеху. Сюжет фантастический: наш современник - снова оперуполномоченный, но уже в возрасте 40 лет и в чине капитана, - попадает в 1979 год. Его задача - вернуться обратно. Во втором сезоне он оказывается в своём времени, но иной версии реальности, потому что сам в прошлом сделал многое, чтобы эту реальность приблизить.
Я не знаю, почему, но то, как сняли сериал, заставило искренне сопереживать главному герою. Меня зацепило. Обычно так бывает, когда игра актёров и общий ход событий не отвлекают внимание на несообразности. Когда история берёт верх над замеченными условностями. Вот здесь это получилось.
Становится не важно, насколько придирчиво воссоздали СССР образца конца 70-х, потому что в целом это хорошо выстроенный образ. Драматизм сюжета не оставляет равнодушным, хотя сюжетные натяжки есть. Ты всерьёз волнуешься за положительных персонажей и желаешь провала отрицательному, пусть он и получает от сценаристов больше могущества, чем по логике вещей и времени мог бы. И даже то, что исполнитель главной роли Павел Деревянко почти весь фильм бегает с одеревеневшим от ужаса лицом и вытаращенными глазами, не вызывает вопросов. Вопрос вызывает только то, что тяготы, выпавшие на долю одного человека, кажутся чрезмерными. Герой всё время в цейтноте. А каждая новая серия добавляет и добавляет.
Это давно забытое для меня ощущение: сильно сопереживать персонажам развлекательного сериала. И, наверно, это вызвано ещё одной особенностью: на первое место авторы сумели поставить настоящие человеческие отношения, естественно и правдоподобно их показать. Если бы был акцент просто на экшн, на беготню, было бы намного скучнее. В общем-то, места, связанные с беготнёй, и выглядят скучнее, тем более, что обстоятельства беготни типичны и вариантов выбора у персонажа немного. Но авторы пошли дальше, простроили верные, правдоподобные психологические схемы и конфликты.
А кроме того, хорошо подобрали актёров. Актёры играют (почти все). Например, на роль капитана в детстве подобрали мальчика, похожего на взрослого капитана, а на роль злодея в детстве -мальчика, похожего на главного злодея. И играют дети отлично, не возникает сомнений, что вот этот потом станет милиционером, а вон тот уже сейчас гадина. Дочка пожилой героини в самом деле похожа на мать (оказывается, играют действительно мать и дочь). Обычно на такие детали в сериалах машут рукой. Пол совпадает с заявленным - и ладно.
Ещё из положительных моментов: очень удивило, что советское прошлое наконец-то подали нормально. Без антисоветчины. Без выпячивания «недостатков», без истерики и надуманного треша. Местами схематично, местами ненатурально, но в целом правильно. К слову, во втором сезоне антисоветчины в разы больше, но подана она весьма гадко, не все даже сразу поймут, что она там есть. Но об этом потом.
А теперь я расскажу, что же там такое в сериале по сюжету.
Наш современник, полицейский в чине капитана, работает в «убойном» отделе. Мне сразу показалось, и дальше это ощущение окрепло, что нам предлагают не идеального героя. То есть он, конечно, протагонист, и «хороший», но он обычный человек. Со своими заблуждениями и тараканами. В плохом сюжете герой действует шаблонно, как прописано сценарием, независимо от личных качеств, а здесь герою даже позволяют показать эти личные качества. Есть некая психологическая выпуклость.
Капитан Михаил Михайлович Соловьёв в 2011 году в Москве ведёт несколько дел, а одновременно очень взволнован известием о смерти отца, хотя тот давно оставил семью, и общение с ним не поддерживалось. Обстоятельства ухода отца капитану не известны, но очень его заботят. И ему постоянно попадаются объекты и намёки на 1979 год, когда отец бросит семью, и когда самому капитану было 10 лет. Например, на месте бывшей деревни в черте Москвы обнаружен скелет женщины с медальоном и журналом за 1979 год, на журнале написан какой-то телефон. В другом месте его группа обнаруживает тело бездомного и портфель советских времён, в котором лежит крупная сумма советских денег. У капитана есть странные предчувствия.
Но главное его дело - поимка маньяка, серийного убийцы, чьими жертвами становятся молодые женщины. Почерк всегда один. Капитан выслеживает маньяка и со своим напарником вдвоём спешит на задержание.
Вот тут проявляется человеческая черта, не красящая героя: самонадеянность. Напарник предлагает вызвать спецназ на задержание. Но капитану хочется личного подвига, и он отказывается. И эта его ошибка становится началом цепи суровых испытаний для него и окружающих. В сериале об этой ошибке не говорится прямо, и эпизод больше не упоминается, но самонадеянность ещё не раз подведёт героя. Хотя это и его сильная черта: способность действовать в одиночку, быстро и эффективно. Но увы, маньяка герой недооценил, хотя знал, насколько тот опасен и как его трудно задержать.
Захват проваливается: напарника маньяк убивает, а Соловьёву орёт, что ненавидит его и его отца всю жизнь, всё про них обоих знает, шрам на лице маньяку оставил отец героя, они с отцом во всём виноваты, и ещё про какое-то путешествие. Герой со всех ног мчится за маньяком, но тот прыгает в машину, сбивает героя, а сам врезается в грузовик.
Капитан оказывается в больнице, в коме. А его сознание почему-то переброшено в 79-й, в тело отца героя. Тот тоже милиционер, но в звании старшего лейтенанта, хотя ему уже около сорока. В отделении им недовольны, с женой конфликт, кажется, есть любовница, а что совершенно точно - отец пьющий.
Куда делось сознание отца, ответа не дано ни в первом, ни во втором сезоне, все события показаны исключительно глазами сына. По сюжету развивается обычная для историй с «попаданцами» интрига, когда персонаж из другого пространства-времени старается себя не выдать, но неминуемо прокалывается на мелочах. Но капитан так резво берётся за раскрытие преступлений, что ему быстро прощают все его странности, за которые в другой ситуации бы могли и за шпиона принять. Капитан блещет знаниями разговорного английского, что для советского милиционера небывальщина, выдвигает смелые версии, бодро добывает доказательства и ещё бодрее прессует задержанных, не считаясь с чинами и званиями. А главное, мыслит быстро и нешаблонно. Это позволяет ему не только выкручиваться из бесконечных передряг, но и в самом деле добиваться раскрытия весьма неочевидных случаев. Пригождаются все его интуиции про 79-й: и зачем скелет женщины, откуда она, и что за журнал с телефоном и т. п.
Но есть три проблемы. Тело в будущем. И без возврата сознания умрёт. Связь есть, но односторонняя: капитан периодически видит «сеансы включения» из своего времени, из палаты, где с ним кто-то из медперсонала пытается заговорить. Видит он это в выключенных телевизорах или слышит по неработающему радио, что само по себе добавляет ему поводов паниковать. Он подозревает, что сошёл с ума.
Вторая проблема - упомянутая выше уксусная женщина считает себя его женой, со всеми сопутствующими желаниями, а он-то знает, что она его мать. И никаких супружеских отношений поддерживать с ней не в состоянии. А для неё это повод заподозрить измену и эскалация конфликта.
И главная проблема - маньяк тоже оказывается переброшен в то же время. И там начинает убивать. А заодно играть с капитаном. Капитан и маньяк оказываются связаны некой силой, и чтобы вернуться, им нужно быть одновременно убитыми кем-то третьим. Если убить их по отдельности, они очутятся ещё в каких-то реальностях. Но не в своей. И вот весь первый сезон идёт бешеная гонка, маньяк выбирает жертвы и играет с капитаном, а тот едва успевает спасать жертв - или не успевает - и выполнять свою обычную работу. В самом начале фильма ему и ещё и ставят предельный срок: некий профессор славянской филологии рассказывает, что древнеславянсий Стрибог, бог ветров, способен перемешать души и играть ими, пока через 40 дней после смерти тела души не улетают ввысь. И ему нужно приносить жертвы. А чтобы умилостивить, нужно отдать самое дорогое. (Легенда взята из головы сценаристов, но пусть его, хотя бы понятно, чем мог маньяк интересоваться и как добиться такого эффекта возрождения.)
То есть бедный капитан должен за 40 дней вернуться в своё время, а заодно отправить туда маньяка, потому что ему нельзя позволить гулять по реальностям (если поймают и казнят в одной, он воскреснет в другой и снова начнёт убивать, и прикончить его можно только в исходной реальности). А из времени капитана всё время идут включения, что тело капитана может быть снято с аппарата жизнеобеспечения, если он не пойдёт на поправку.
Капитан начинает активно менять будущее, где сможет - например, внутри сейфа в кабинете пишет «Андрей! Надень бронежилет!» и указывает дату, когда. Сейф в их офисе всё тот же, что в СССР, и трюк удаётся: собираясь на задержание маньяка, Андрей надевает бронь и остаётся жив. Конечно, притянуто за уши, но это не раздражает. Потом капитан спасает первую жертву маньяка, о которой чудом догадывается, и т. п.
Кстати, маньяк валит вину за себя на капитана небезосновательно. Вторая ошибка капитана: в самом начале истории в 79-м он спешит куда-то со всех ног и на всём скаку врезается в пацана на велосипеде. Пацан падает прямо лицом на разбитую бутылку, осколки режут лицо. Это тот самый пацан, который потом станет маньяком. Он уже не любит милицию, потому что его родного дядю посадили - как водится в семьях уголовников, виноваты органы, простые граждане, злая учительница в детстве, лунные затмения и вопли соседских котов, но никак не сам осуждённый. Сам осуждённый всегда хороший, потому что свой. Пацан, похоже, всецело разделяет это настроение, а тут ещё милиционер роняет его лицом на стёкла. Пусть и случайно.
Но капитан тут же допускает третью ошибку: пацан его посылает, и капитан посылается. Продолжает бежать по своим главгеройским делам вместо того, чтобы схватить пацана и отволочь скорее ко врачам, оказать помощь. Вряд ли это добавило будущему маньяку симпатии к милиции вообще и Соловьёву в частности.
А потом происходит ещё одно событие: от безысходности капитан врывается домой к пацану и начинает его душить, насмерть, потому что взрослая версия пацана в то же время похитила Соловьёва-ребёнка и собирается убить, его нужно остановить любой ценой. Это работает: взрослый маньяк почти погибает. Но увы, капитан дело до конца не доводит и отпускает пацана. Пацан окончательно трогается умом, делает в штаны, ненавидит себя за слабость и беззащитность, ненавидит уже с полным основанием Соловьёва - он же не понимает, в чём дело. И заодно переносит ненависть на мать, которая только из-за двери орала истошно, но реально ничего сделать не могла. (Так нам постфактум объясняют, почему жертвами маньяка в исходной версии реальности становятся молодые женщины, почему он их именно душит, но не до конца, а затем убивает ударом ножа.) В итоге, конечно, нельзя обвинить капитана, что он создал маньяка своими руками, но повлиять повлиял.
Вмешивается КГБ, милиция, в итоге капитан возвращается к себе. Но оказывается, что поскольку он кое-что о будущем рассказал товарищу в штатском, тот страшно расстроился, услышав азартные рассказы капитана о способе заработать на финансовой пирамиде или о прочих чудесах девяностых. Это, кстати, ещё одна характерная чёрточка: хотя Соловьёв живёт без иллюзий, его наш нынешний порядок устраивает (даже несмотря на то, что повоевал на срочной службе в первую чеченскую). Это проявляется в некоторых эпизодах. Он не явный либероид, но такой человечек, современный, что называется. Не знаю, сам ли себя Деревянко здесь играет, или это тонкая сценарная хитрость, скорее, случайно получилось, но очень характерно. Он об этом вроде как не задумывается, но тем не менее.
Первый сезон заканчивается тем, что капитан возвращается в своё тело, но оживший пациент говорит, что его зовут не Михаил Михайлович, а Михаил Иванович. Стало быть, сценаристы хотели второй сезон сделать об отце героя в нашем времени. Но сделали о другом: товарищ в штатском сделал выводы и добился не только сохранения СССР, но и значительного укрепления страны как внутри, так и вовне. Наш бывший капитан, а теперь старший лейтенант после своей безумной гонки по 79-му году, на грани нервного срыва оказывается в светлом социалистическом будущем, а не в нашем «правильном» капиталистическом. И с места в карьер начинает снова по той же схеме, только теперь у его двойника есть жена и дочь, в исходной реальности не было. Их он, ясное дело, не знает.
И вот во втором сезоне попёрла та самая антисоветчина, которую я не могу простить создателям.
Во-первых, местные технологии выглядят крайне по-идиотски. Люди ездят на машинах образцов 70-х, мобильные телефоны выглядят, как сильно уменьшенный скворечник, да ещё с дисковым набором. Это при том, что повсюду громогласно утверждается, что СССР - передовая в плане технологий страна (и многие эпизоды это подтверждают). Зато на загнивающем западе изобретены нормальные смартфоны с сенсорными экранами. Но нет, гордые совки будут говорить в скворечник.
Во-вторых, постоянно подчёркивается, что на западе реально хуже, чем в СССР, в страну бегут беженцы, в Союзе продумано масса такого для людей, о чём только мечтать, но выглядит это всё как насмешка над утверждениями персонажей сериала. Словно авторы хихикают: вот, глядите, все, кто мечтал о светлом завтра, вот мы как вашу мечту покажем: шумные лозунги, дебильная техника и толпы непуганых идиотов, которые за превышение скорости должны просто извиниться перед ГАИ, верят друг другу на слово. Перед разводом пару отправят на месяц в специальную «психологическую группу», где их будут всячески мирить, танцевать и веселить, до тошноты искренне улыбаясь, и со стороны это всё выглядит ненатурально, по-идиотски, а не как продуманный мир по-настоящему гуманного будущего.
А милиция получается набором дуболомов, которые отвыкли от работы с настоящей преступностью и вообще не понимают, как дела раскрывать. Судя по тому, сколько Соловьёв за второй сезон успел дел раскрутить, его коллеги аналогичные случаи просто пропускали мимо, даже не догадываясь, что это надо расследовать иначе. А про маньяка и слышать не хотят, потому что изобретена некая система, которая позволяет дурные наклонности выявить и скорректировать ещё в детстве, и маньяки просто не появляются. Маньяку это, само собой, на руку, и он пускается во все тяжкие. И только Соловьёв ему противостоит.
В финале сезона маньяк захватывает школу с детьми, где учится «дочка» Соловьёва, на штурм брошены лучшие части спецназа (странно при таком подходе авторов, что в СССР вообще есть спецназ), но они всю заключительную серию тянут волынку, маньяк вволю расстреливает пару человек и куражится над детьми, а проблему решают, кроме Соловьёва, несколько его свежеобретённых приятелей-оперов, которых он научил работать, и левый дядька, несостоявшийся отчим «дочки», который влетает в помещение с заложниками с гантелей наперевес и внезапно ранит маньяка. А элитные спецчасти коллективно причмокивают, извините.
Я всё так же сопереживала главному герою, как и в первом сезоне, искренне желала ему вернуться домой и победить антигероя, но хотя по микросюжетам сюжетам второй сезон был, пожалуй, интереснее первого, вот эта скрыто-глумливая позиция авторов очень бесила. И очень мешала. Ну и степень неправдоподобия тоже была повыше. Например, когда маньяк воскрес, в морге, он первым делом зарезал прозектора. И написал от его имени записку, что заболел, поэтому ушёл с работы. И при всей декларируемой бюрократичности Советов - а она там педалируется, - никто не только не озаботился проверить, как так, было тело и исчезло, но даже не стали искать прозектора, который якобы написал записку. А ведь должны были, причём не через год. Вот зачем нужны такие ляпы?
Словом, впечатление двойственное. Очень задела за живое сама история и некоторые персонажи, понравились многие микро-истории, игра некоторых актёров очень понравилась, но отчаянно не понравилось, как во втором сезоне поступили с СССР. Пусть даже внешне выглядит всё наоборот, и СССР в самом деле ведущее государство на планете.