Всё-таки мировой кинематограф семимильными шагами приближается к пропасти.
Я уже не могу вспомнить ни одного западного фильма последних лет, где соблюдалась бы связность сюжета, поступки персонажей были бы логичны и обусловлены ситуацией и влиянием на них других персонажей, решения соответствовали заданной вводной, а разрешения конфликтов приносили бы удовлетворение (не путать с удовольствием, нужна просто яркая логичная точка, ну или многоточие). Нет, драматические фильмы все как один стремятся превратиться в мешанину образов, поз, значительных ракурсов, в итоге получается сумбур.
Причём это касается не только фильмов на "вечные темы", но и на злобу дня. В 2013 вышел фильм о Джулиане Ассанже и Викиликс, "Пятая власть".
Сама идея отличная, Финчер с "Социальной сетью" уже поиграл на этом поле и доказал, что качественный фильм подобного плана снять можно. (Его картина - исключение из описанной мной тенденции, даром что он голливудский режиссёр.) Материал можно подать сотней разных способов, один другого лучше. Но что было сделано? В центр поместили классического героя нашего времени - программиста-хипстера в очочках. Нет, на Ассанжа. Ассанж в фильме дан схематично, пусть и в исполнении Камбербетча (он там идеально вписался). Ассанж - этакий спокойный, как удав, но полубезумный гений, бессердечный, безжалостный, бескомпромиссный, увлечённый только своей идеей. Он ломится в свою сторону, увлекает за собой, рискует, в общем, делает дело.
Но нам предлагают смотреть не на него. Нам предлагают смотреть на хипстера. Хипстер - великовозрастный ребёнок, у него есть работа, девушка и мечты о всём хорошем. Связавшись с Ассанжем, он немедленно окрыляется, по уши втягивается во всё, что тот делает. Зачем-то Ассанжу нужно, чтобы он порвал с девушкой - хипстер ей, натурально, всё разбалтывает. Кто бы сомневался. Оказывается, у самого Ассанжа взрослый сын, которого тот давно ен видел, потому что дело важнее. Ну, допустим. Но хипстер к жертвам не готов. Мир улучшать - это пожалуйста, а вот ради этого чем-то поступиться - это уж дудки. Хоть отношениями, хоть привычками, хоть убеждениями, какие бы идиотские и поверхностные они ни были. Как только хипстер узнаёт, что для начальной раскрутки ресурса Ассанж создал сотни левых аккаунтов на себя, мгновенно начинает истерить, топает ножкой и орёт, что его оскорбили в лучших чувствах. Напомню, хипстер - программист, и что такое ложная сущность, знает с пелёнок. Но вдруг его переклинило. Дескать, Ассанж ему врал, а он-то со всеми договаривался, думая, что у А. действительно сотни информаторов и волонтёров. Тот ему пытается втолковать, что это нормальный приём, и что иначе не получится, и реакция их могучих противников - а это, на секундочку, швейцарский банк, где хранят наворованное сотни вкладчиков-богатеев о всего света, Ассанж обнародовал отчёты об этих секретных вкладах, - была бы другой, но наш хипстер продолжает сучить ножкой: это же банкиры, а не бандиты! Если бы они узнали, что нас всего двое, что убили бы? Вот такой Ассанжу достался соратничек в борьбе за всё хорошее. Потом он успокаивается, ещё какое-то время активно приносит пользу, но периодически взбрыкивает. А Ассанж, наверно, проклял тот момент, когда с ним связался. Конфликт обозначен, конфликт нарастает, в итоге хипстер устраивает очередную историку, получает от Ассанжа пинок, бесится, стопроцентно уверен, что Ассанжу наплевать на людей и он готов пожертвовать безопасностью информаторов, и вбивает себе в голову: его надо остановить. А как? Очень просто, пока Ассанж на одной конференции делает доклад, хипстер прокрадывается к тайной базе данных (внезапно Ассанж при всём его уме и хитрости не догадывается, что данные физически можно хранить не в одном месте) и крушит всё. Пожар, пластик плавится, железо деформируется, бумага горит. Удар сокрушительный. Ассанж омрачается. Последние кадры, типа всё продолжается, Ассанж как будто бы даёт интервью съёмочной группе. Титры.
И вот эту херню создатели предложили в качестве "раскрытия темы". Там есть ещё пара боковых веток сюжета, но они могли быть другими запросто, это вообще не важно. Важно, что схема конфликта предложена наитупейшая. На месте Ассанжа мог быть кто угодно, главным героем всё равно остался бы хипстер с куриными мозгами, "побеждающий зло" ломом и спичками. Это всё очень симптоматично, что нормального кино снять не сумели. Естественно, в фильме персонажи действуют в неприятном несоответствии с развитием событий и с логикой собственных же заявленных характеров. Два с половиной часа мутотени.
Естественно, фоном вброшены нужные создателям установки: Каддафи - плохой, Путин - плохой, Америка - страна свободы слова, пусть и не во всём. Но хотя бы плохие не только они, и на том спасибо.
А могло бы быть совсем по-другому.