Во второй день поездки на Украину мы посетили Святогорскую Лавру. Непосредственно в монастырь не попали по причине девичьей памяти и бабьей же вздорности - забыли платки и юбки, а купить что-то подобное у дегенеративно выглядевших казаков-охранников - бесы непозволили... Но и без того было на что взглянуть. Впечатлила деревянная церковь Всех Святых Всехсвятского скита.
Одно из найденных описаний паломника: "Всехсвятский храм - самое необычное сооружение Святогорья, потрясающее своей красотой. Собран он руками местных мастеров-плотников из массивных сосновых бревен. Украшен затейливой резьбой в стиле деревянного русского зодчества XVI-XVII веков. Казалось, что этот храм древний и место намолено не одним поколением монахов, но это не совсем так. В дореволюционные времена на месте нынешнего скита стоял каменный храм Всех святых, освященный в 1912 году. Но святыню не пожалели и в 1947 году взорвали".
Новый храм строился 2 года с 2000 по 2002 год. Для тех, кого интересует "архитектурная кухня", процитирую интересный факт из еще одного
источника: "При создании проекта церкви в честь Всех Святых в земле русской просиявших, основой послужила
Спасская церковь 17 века из Зашиверска - города, находившегося за полярным кругом в Якутии. Архитектура храма относится к самому распространенному типу древних шатровых церквей - "восьмерик на четверике с трапезной", дополненное богатыми "крыльцами" и малой шатровой звонницей. В настоящее время Всехсвятский скит представляет собой хозяйственное подворье Святогорской лавры: братия выращивает картофель, зерновые, кормовые травы для скотоводства, растения-медоносы, свеклу, тыкву. Вокруг скита разбит плодовый сад на 600 корней, внизу расположен монастырский огород. Имеется пасека на 70 ульев. В скиту живет 15 человек братии." Конец цитаты.
Да, действительно, все как в описании, убедились мы, застенчиво заглянув за забор посредством объективов. А некоторые туристы не стеснялись заглядывать и без посредничества фототехники.
А теперь о том, что меня удивило по-настоящему: искусная резьба, украшающая храм. К сожалению мне не удалось обнаружить фамилии мастеров, строивших Вехсвятскую церковь. Но если бы удалось, то я обязательно бы спросила у них вот о чем. Обратите внимание на так называемые "полотенца", украшающие фронтоны. Они украшены разнообразными резными кружками. Это солярные знаки, иначе говоря, древние языческие знаки-обереги, обозначавшие солнца. Солнца у древних славян могли быть разными, кроме того, солярным знаком обозначался "вселенский свет" - тот, который был до сотворения светил. Вот такой "вселенский солярный знак" виден на наличнике окна храма.
Жилые постройки XVI-XVII веков действительно в изобилии украшались солярными знаками. Присутствовали в украшениях и цветочные, и животные орнаменты. Все они относятся специалистами к дохристианской, а иногда даже и к скандинавской мифологии.
Вообще деревянное зодчество было особенно развито на севере - в Карелии, на Кольском полуострове. Церкви, конечно, тоже украшались солярными знаками, но в меньшей степени. Кроме того, из того, что мне удалось найти (см фото Успенской церкви в Кондопоге и фото какого-то заонежского храма) следует, что зодчие старались вписать в украшения и христианскую символику.
Что же получается? Что в оформлении Всехсвятской церкви "язычества" больше, чем христианства?!
Может поэтому она мне так понравилась?