Оценка масштаба коррупции в стране

Aug 06, 2012 20:40

Когда-нибудь в будущем ученые, потом студенты и школьники будут изучать современную Россию и у них будет куча вопросов. Как мы живем, что думаем. Как функционирует наша экономика. Действительно, как? Какие масштабы у всей экономики, у теневой ее части? Мне кажется, этого никто не знает и никак не оценивал.
Для оценки масштаба теневой экономики не придумано своего органа статистики. А жаль, думаю потомкам будет очень любопытно.
Я попробую дать оценку данному явлению. Для начала сделаю несколько постулатов, на основе которых буду решать эту математическую задачу.
1. Размер отката составляет 10% на каждом уровне. Это некий золотой стандарт коррупции, когда 7 мало, а 15 страшно. Конечно, размер отката может менятся в широких пределах. Это зависит и от уровня контроля, прибыльности контракта и ранга чиновника. Бывают и клинические случаи, когда чиновник, сознавая что прибыльность контракта всего 8% упорно требует свои 15. Тем не менее, остановимся на цифре 10%.
2. Деньги спускаются государством 4мя потоками. Через федеральный бюджет, через региональные бюджеты, через госкорпорации и через администрацию президента. Самые контролируемые потоки это федеральный и региональные бюджеты. Здесь размер отката можно смело принять за 10%. Администрация президента практически никому не подконтрольна в своих тратах. Здесь норму отката я приму 15%. Госкорпорации это нечто среднее между частными компаниями и администрацией президента. Примем норму отката здесь 10% - тут тоже действует форма "не мало и не страшно".
3. Постулат основан на предположении одного западного ученого-исследователя, который утверждает, что от любого человека до президента цепочка людей составляет 6 рукопожатий. Очень похоже на правду. Теперь прикинем, где кончаются рукопожатия обычных людей и начинаются коррупционные руки. Мое предположение это 3е снизу рукопожатие, которое соответствует рукопожатию чиновника среднего звена и директора частной компании. Таким образом, на коррупцию остается еще 3 звена. Это верно для бюджетных денег. Для администрации уровень директора должен быть выше и коррупционной схеме остаются 2 звена. В госкорпорациях коррупция ограничивается 1 звеном - конкретным менеджером.
Теперь проведем расчеты.
Уровень растрат в бюджете должен составить 33.1 процента. 110% в третьей степени, по 10% на каждой ступени коррупционной лестницы.
Для администрации эта цифра составит 32.25 процента. Для госкорпораций цифра составит 10%.
Теперь нужно посмотреть на частные компании. Откаты у частных компаний тоже есть, но они не влияют на размер серой экономики, а только на эффективность общей экономики.
На размер серой экономики влияют схемы по обналичиванию. Обналичивание связано с двумя факторами: налог Ндс и социальные налоги, которые исчисляются от фонда оплаты труда. Работодатель прибегая к обналичиванию экономит минимум 8% на ндс и еще около 16% на социальных налогах. Стоимость услуг по обналичиванию колеблется от 6 до 10%. Самое интересное, кто крышует этот бизнес. Но вернемся к нашему вопросу. Схема по обналичиванию означает подписание некоего контракта на фиктивные услуги или материалы. Если я все правильно понимаю, сумма этих контрактов должны изьятся из цифры официального ВВП. При этом эти деньги в итоге идут на зарплаты, на реальное потребление и на теже самые откаты, за вычетом всреднем 8% на обналичивание. Предположу, что на обналичивание должно уходить не менее 40% стоимости контракта для исполнителей госконтракта (30% на обеспечение зарплат и 10% на откат). Для остальных компаний часть контракта , уходящего на обналичивание должен составить не менее 30%.
Я взял цифру 30 процентов как среднюю по экономике норму фонда оплаты труда. Таким образом, вклад в теневую экономику от частных компаний должен составить не менее 2.4 процента от контрактной стоимости. Но не претендую на правильность своего вывода. Тем не менее, очевидно что реальный ВВП ДОЛЖЕН КАКТО ВИДОИЗМЕНИТЬСЯ если учитывать фиктивность этих договоров на обналичивание.
Попробуем просуммировать. Консолидированный бюджет составляет 30 процентов ВВП, администрация тратит около 6 процентов ВВП, госкорпорации дают не менее 15 процентов ВВП, частные компании дают еще 20 процентов. Остальное это конечное потребление домохозяйств. Тогда размер теневой экономики должен составить не менее 13.5% от официального ВВП. Также нужно понизить цифру реального не серого ВВП изза фиктивности договоров на обналичивание. Если я все правильно понимаю реальный не серый ВВП должен быть ниже на 12%. Прошу не судить строго за очень поверхностное исследование, но я и не пытался сделать академический труд.
Окончательно получаем нетеневой ВВП составляет 88% от данных Росстата, теневой ВВП составляет 13.5% от данных Росстата или 15.3% от общего объёма реальной экономики .
Previous post Next post
Up