"Шерлок": Сумерки бога

Jan 24, 2017 22:16

Пришло время поговорить об относительности времени и пространства в "Шерлоке", а также о зазеркалье.
Когда-то давно я переводила мету одного математика, который указал, что в записной книжке Майкрофта записана метрика Минковского и четыре уравнения Максвелла. Метрика Минковского, упрощенно говоря, свидетельствует о том, что время становится еще одной, четвертой (!) координатой в трехмерном пространстве. А в уравнениях Максвелла допущена "ошибка" - нет минуса. Такие уравнения работали бы в зеркальном мире. Марк Гэтисс любезно нам дал подсказку через своего персонажа.



Авторы сериала постепенно нагнетают мистическую обстановку, играясь с пространством, временем и зеркалами. Они определенно должны были выставить предупреждения: Магическая вселенная, мистика, сказка.

Время: оно то течет вперед, то назад (кардиомонитор у кровати Шерлока), то оно сжимается, то расширяется. За четыре минуты у Шерлока в самолете зритель проживает 90 минут серии. Мэри Ватсон за пять минут экранного времени путешествует по нескольким странам. То оно разрывается, тогда зритель недоумевает, куда пропали 4 месяца до рождества, то нам впихивают флешбеки и матрешки. То оно замедляется (чашка падает из рук миссис Хадсон), то оно ускоряется (Хендай держится за Астон Мартином на скорости 250 км/час). В общем, зрители выбиты из привычного течения времени и вынуждены принять игру, хотят они этого или нет.

Зеркала: мы постоянно видим зеркальные изображения. Шерлок то в зеркале, то в реальности (пробор то справа, то слева), Мэри и Джон то в зеркале, то в реальности. В такси то в зеркале, то в реальности. Право и лево постоянно прыгают и меняются местами. Зеркала в кадре обозначены, их можно увидеть, но если мы не присматриваемся, то не замечаем. Не замечает наше сознание ("этожекино"), но подсознание реагирует на все.

Пространство: в этом сериале Шерлок путешествует по слоям сумерка, как герои "Дозоров" Лукьяненко, как герои Желязны в "Хрониках Амбера". Моффат был крайне любезен, что указал точки перехода. В каждом новом слое нарастает мистика, заключающаяся в росте числа зеркал, играх со временем и парадоксальности.

Точка перехода из слоя слой находится в лаборатории Молли. Символично - это место, где жизнь постоянно сосуществует рядом со смертью. Дверь из этой лаборатории особая. Через нее входят и выходят главные герои. Молли, таким образом, на символическом уровне получает должность Привратника. Теперь мы понимаем, почему "Молли очень важна". Без нее Шерлок не может перейти на новый слой. Заодно отметим, что миссис Хадсон на символическом уровне имеет должность Дома (если она его покинет, Англия падет). Привратник вне Пути, также как и Наблюдатель. Ни Майкрофт, ни Молли в течение сериала у нас не меняются. А вот бедный Дом штормит и прилично. Спасибо ему, он несколько раз очень выручил Героя.

Момент перехода любезно обозначается создателями радугой. Радуга - это символ перехода из земной реальности в небесную во многих религиях, в том числе и в христианской.

Сериал начинается с реальности Сна. Спит Джон Ватсон (Спутник). Потом он просыпается, встречается с Героем и мы попадаем в Реальность номер 1. В ней нет парадоксов, в ней нет символов, все герои - обычные живые люди. Они так милы, что мы без ума. Мы вовлеклись и пропали.



Вот наш волшебный Герой, и сейчас через Врата к нему войдет Спутник в сопровождении условного Купидона. Никакой радуги в помине нет. Интересно, что после того, как встреча произошла, и Герой со Спутником обо всем договорились, показано символическое изображение вращающегся колеса. Действительно, колесо завертелось.

В "Большой игре" Шерлок сидит в указанной лаборатории и рассматривает что-то под микроскопом (грязь он рассматривает ботинок того, кого давно уже нет, в общем, полную ерунду с позиций мироздания). И тут...



По экрану плывет слабая радуга, из одного края до середины экрана. В этот момент действие переходит в Реальность № 2. В этот момент Штирлиц Мориарти уже идет по коридору.

Входит Джим, на языке символов назовем его "Провокатор". Его задача в эзотерике проверить "Претендента" на вшивость, а если он окажется не вшивый, то создать ситуацию, ведущую к Смерти. Потому что новая жизнь, по эзотерическим понятиям, может начаться только после "смерти". Естественно, виртуальной. Под смертью может пониматься любой крутой облом. Очень удобная трактовка в плане широты взглядов.

На экране мелькает надпись "поиск завершен". Сразу после этого Джим входит через Врата. Действие началось. Парадоксальность происходящего на экране набрала градус. Но он еще не показывает свою личину. Он пока человек, айтишник, консультирующий преступник и актер. Он "един в трех лицах???" (Моффат, что ты делаешь?)

Следующий переход: "Рейхенбахское падение". Шерлок выходит из "Междумирья"  через те же "Врата" (скажу своим коллегам-патологоанатомам, кто они и где работают).



Радуга плывет и наплывает на крышу. А там уже наши люди некто под фамилией Мориарти.







Это именно радуга с ее семью цветами. Мерцающие огни скорой помощи радугой не являются.

Дальше начинается разговор на крыше, символическая роль которого состоит в том, чтобы Провокатор последний раз проверил Претендента на его готовность следовать по Пути, и устроил ему ситуацию Смерти, потом чудненько самоустранился туда, откуда его "послали". Полет Шерлока с крыши, таким образом, просходит на третьем слое Сумерек.

На этом третьем слое парадоксальность все крепчает. Совы уже не те, чем кажутся. Слова требуют трактовки, в визуальном ряде и событиях наступает видимый невооруженным взглядом абсурд. Тумблер на бомбе, например. Кемденский палач - лучший человек. Это примеры парадоксов.

Важный момент, когда Спутник приходит к символической Могиле без дат (потому что смерть нереальна) и просит вернуться. Его призыв Претенденту очень важен, он его слышит, но у него такой вид (мертвенно бледный), что неясно, он на этом свете, или на том. Призыв звучит так, как должен звучать: "не будь мертвым".

Далее Претендент где-то болтается в суетных никому не нужных испытаниях, ведет борьбу с тенями в Мордоре неведомой Сербии, пока Наблюдатель не решает, что хватит. Пора работать, а не ерундой заниматься. Претендент возвращается в Дом, а Спутника у него нет. Его цепляет Карма, не давая возможности "двигаться дальше". Незадача, но против Кармы не попрешь.

Следующая точка перехода. Мальчишник. Это последняя совместная ночь со Спутником, который на следующий день окончательно отстраняется от Героя, и единственное, как его можно спасти по мнению Героя - повесив себе камнем на шею вместе с его прошлыми и будущими Кармами. Свадьба и клятва пионера Героя. Трогательно...

В момент перехода радуга играет по комнате всеми цветами. Молли там же и рассчитывает "дозу" (хороший выбор термина, да? мы поняли тебя, о Моффат).



После того, как Спутник его покинул, Герой ищет приключения на свою голову на 4 слое сумрака, пытаясь спасти обоих. На свадьбе разворачивается полный бред. Время то туда, то сюда. Слова надо читать с точностью до наоборот. Герой называет себя козлом, а Спутника - спасающим людей. Далее везде, но не всегда. Зритель перестает соображать, что, собственно, происходит на экране. А на экране сумерки измененного сознания. Да. Со всей его ярко выраженной парадоксальностью, паралогичностью, разорванностью, многоплановостью, нарушением хода времени. Это не нормально, для здорового мозга, так мыслить. Так мыслить могут психически больные и приближенные к ним, а также здоровые, под воздействием веществ, влияющих на мозг (психоделики, гипоксия (недостаток кислорода, вызванный особым способом дыхания при медитации и трансе), интоксикации и т.д.). Ну и во сне, конечно. А еще такой белиберды можно накрутить специально в здравом уме и трезвой памяти. Надо просто все перевернуть шиворот-навыворот и задом-наперед. Можете попробовать и впарить близким под соусом постмодерна. Только не обижайтесь, если писанину швырнут вам в лицо с четким указанием, по какому адресу надо следовать.

Здоровой психике вредно вникать в сумеречную. Потому что это многократно повторяющиеся удары по привычному восприятию с необходимостью выстраивания защиты. Но! Сначала психика защищается, а потом привыкает действовать по новому стереотипу. Здравствуй, индуцированный бред, Майкрофт Википедия вам в помощь.

Поэтому все вольны пересматривать "Шерлока" целиком, по частям, задом наперед, как угодно, но советую держать в голове знание о том, что именно вы смотрите. Назовем это мистическим постмодерном.

Но главное! Нам так и не показали ни возвращения, ни радуги, ни лаборатории. Герои исчезли, на Бейкер-стрит поселились реальные люди в обстановке, смешанной с викторианской. А сама финальная сцена вызывает много вопросов.

Шерлок: мнение

Previous post Next post
Up