Восточная легенда: "Шерлок при смерти"

Jan 23, 2017 19:50

Пытаясь понять, чему посвящена вторая серия 4 сезона, я искала ответы на вопросы: куда делся Гамбург, на который обращал внимание Андерсон, почему эта серия нам понравилась больше всего, и заодно, почему в этой серии у Бенедикта белый грим.
Может, дело не в Гамбурге, а просто в Германии? Или просто в христианской стране?
Похоже, что да.
Моффат включил в свою "энциклопедию духовного роста Шерлока Холмса и доктора Ватсона" (расширим теперь ее до нового статуса) и христианские ценности.
Помните, что говорил Бенедикт? "Любовь побеждает все?"
Теперь Шерлока, как я понимаю, надо называть не Бодхисаттвой, а "Христом".



Итак, Карма Джона попросила Шерлока "сойти в ад". Шерлок решил, что будет давить на профессиональные качества Джона и его дружбу, а в виде ада выбрал наркотики.
Конечно, ад. Куда дальше?
Что показано дальше?
1. Принесение себя в жертву ради ближнего своего.
2. Джон три раза отрекся от него (на приеме у Эвр "я о нем не думаю", у миссис Хадсон, в больнице у Смита).
3. Дочь Смита зовут "Вера".
4. Шерлок не сопротивляется избиению.
5. Шерлок проявляет способность к ясновидению.
Ну и по мелочам, таким как 2 недели до + 3 недели после = 35 дней. Если я правильно помню, Христос был распят на 36-м году жизни. Моффат любит играть с цифрами.

Что же с Джоном? Оставшись без своего Бодхисаттвы, он совсем потерялся. Лицо его показывают частями, то в тени, то еще как. Карма постоянно рядом с ним, а пока с Кармой не разберешься, делать дальше нечего. И Джон показан только в своих отрицательных качествах - агрессии и равнодушии. Это не Джон, а как бы его отрицательная часть, которую надо проработать.
Собственно, спасение Джона заключается в том, что он должен принять и простить а) Шерлока, б) себя. Этому посвящена финальная сцена. Особенно слова Шерлока "и ты тоже человек". В итоге мы видим, что Джон смог это сделать. Карма практически исчезает из его жизни, а он, фигурально выражаясь, "приходит к Христу" (или "Христос к нему", судя по показанной сцене). Правда, как-то вяленько приходит, в угол и в тень, ну ладно. Видимо, Джон еще не полностью проникся.
Зато потом Шерлок надевает свою шапку, возвращаясь в прежнего Шерлока Холмса и отправляется есть торт.

Как я понимаю, христианские мотивы так или иначе проявляются во всех сериях, но есть эпизоды, в которых они идут основной базой.
Какая серия еще является христианской? Правильно, "Пустой катафалк".
Если вы читали мои посты, то заметили, что визуально параллелятся серии "Шерлок при смерти" и "Его последний обет". Автор насчитала до 18 пунктов сходства.
Это очередной трюк Моффата. Осторожней относитесь к его жульничеству.
Визуально параллелятся одни серии, а по смыслу - другие.

С чего начинается "Катафалк":



Аналогия ясна, дальше некуда.
Шерлок после принесения себя в жертву ради друзей "воскресает" и встречается с Джоном, который трижды отрекается от него.
Библейский "спам", который приходит Мэри Морстен в виде загадки.
Сцена прощения в вагоне.
И по мелочам...

Есть еще аналогия между этими двумя сериями. В "Детективе" мы уже видим Эвр, которая в последней серии будет олицетворять Игру, аморальную и жестокую игру.
В "Катафалке" в конце появляется Магнуссен, чье внешнее сходство с "психотерапевтом" было отмечено. Он тоже олицетворение грязной и аморальной игры, которая начнется в "Обете". "Обет", таким образом, является идеологической параллелью "Финальной проблемы", так же как "Знак трех" - аналог "Шесть Тэтчер".

В общем, рассматриваем "Чертоговые" сезоны номер 3 и номер 4 как "видео-пособие по духовному росту от гуру-Моффата", учитывая в первую очередь смысловую нагрузку ролей.
Это не исключает и верхний слой сюжета. Все-таки у нас не только оживленные понятия, но и люди со своими проблемами.
Видимо, Моффат решил немного побыть Творцом, создав для зрителя и персонажей некий мир, в котором происходят определенные события. Квест для Шерлока, квест для зрителей. И постмодернизм как рабочий инструмент. В полном соответствии с замыслом, выдуманный мир - это отражения и иллюзия, с относительностью времени, с символическими до гротескности персонажами. С противоречивостью посылов. В частности, мы привыкли, что слова могут лгать, а невербалика нет. Но здесь бывает и наоборот. Словами герои говорят правду, а показывают противоположность.
И это сильно мешает целостному восприятию. По моему ощущению, такого слома стереотипов на минуту эфирного времени еще не было.
Так что "если  рассудок и жизнь дороги вам, держитесь подальше от"... (в газете нужных слов не нашлось))

Шерлок: Шерлок при смерти, Шерлок: Пустой катафалк, clueing for looks

Previous post Next post
Up