Восточная легенда: от 3-го сезона до "Шести Тэтчер"

Jan 22, 2017 19:23

"Шерлок" оказался очень необычным произведением - как слон (в комнате). Каждый мудрец, который подходит с какой-то определенной стороны, нащупывает то хвост, то ногу, то хобот. Какую идею ни возьми, любая прикладывается и обосновывается. Много граней, каждый смотрит на тот уровень, который ему близок. Это особенность восточных сказаний. Снимают одну вуаль, под ней появляется другая, и так далее. На каждом слое своя мудрость.

"Слонов в комнате" Арвел напихал столько, что его чуть не уморили в твиттере гневными посланиями. Ему пришлось всю вину взять на себя, бедному))



Я попробую посмотреть на "Шерлока" с позиций восточного сказания, основанного на буддизме/индуизме. По мне, эта концепция увязала все, но это не значит, что она единственно верная. Под ней и над ней могут находиться сюжетные слои. Исхожу из того, что ведущие шоураннеры Британской империи не могут быть идиотами и халтурщиками. Но главное для меня то, что Бенедикт отыгрывает роль с истинным воодушевлением. Это говорит о том, что он в ней живет. Вряд ли такой прекрасный актер нашел бы себя в пустышке.

К тому же, для Британии Индия была колонией, и культуры сплелись довольно тесно. Джон Ватсон воевал на Востоке, а сам Шерлок Холмс в своих путешествиях повстречался с далай-ламой. Тибет, таким образом, засветился и в каноне. Другое дело, что нашему зрителю, который не ожидал "вотэтоповорота", такой расклад может не понравиться, потому что а) не понятен, б) слишком чуждый, в) насильно впихнут мошенническим образом (прямо как Агра, которая взяла чужое имя и вышла замуж за Джона), г) сезон "реальной жизни" словно забыт (хотя Мофтиссы дали намек на возвращение к нему).

В этом посте я дойду до "Шести Тэтчер", если хватит пороху, то следующим будет "Шерлок при смерти". "Финальную проблему" как победу над Лилой (игрой) и выходом в Нирвану (возрождение в новой квартире на Бейкер-стрит) я уже рассмотрела. Является ли восточная сказка целью или средством для показа чего-то иного, сказать не могу. Мозгов не хватает.

Преамбула.
В первых двух сезонах все идет в известной нам реальности. Шерлок и Джон расследуют дела. В конце Шерлок Холмс оказывается перед выбором - прыгнуть с крыши или убить друзей собственными руками заготовленной ловушкой.
И Шерлок решает спасти друзей. Изначально Шерлок показан как очень сильная и духовно развитая личность (совершенно нормальная притом). Только такой и смог принять нужное решение.
В "Рейхенбахе" нам озвучили цель всего сериала - спасение. Спасение не только себя, но и друзей. В частности, речь идет об особенном друге - Джоне Ватсоне. Человеке, который волею судьбы оказался рядом с сильным духом существом, стремящимся к спасению (Бодхисаттвой).
Все последующее после прыжка оказывается Путем к Спасению, который совершает Шерлок ради себя и Джона (также ради остальных, которых нам в итоге показали в Нирване Бейкер-стрит, Молли, Лестрейда, миссис Хадсон).
Поэтому все, что происходит после крыши, является джонлоком чистой воды. Шерлок совершает Путь вместе с Джоном и ради себя и Джона.
Это путь Бодхисаттвы (стремящегося к пробуждению), который зародил в себе Бодхичитту (любовь ко всему живому).
Как я понимаю, развитие Бодхичитты в Шерлоке создатели обозвали отвратительным в данном контексте словом "очеловечивание". Ладно, проехали.
Шерлок прыгает. Нам показали настоящий прыжок, закончившийся комой или смертью (что для замысла не играет роли, а по восточным представлениям, друг от друга отличается не сильно). Как мне видится, по сезонам напихано подсказок, говорящих о том, что Шерлок "не мертв". Да хоть слово Norbury прочтите ("не похоронен").
После этого происходит водораздел. После этого мы уже в реальности "загробного мира", или в реальности "междумирья" и путешествуем вместе с Бодхисаттвой по Пути его Спасения.
Этот путь (Большая колесница) должен закончиться завершением круговорота Сансары (перерождений) и наступлением Нирваны.
Особенность Большой колесницы в том, что Бодхисаттва несет тяжелый крест, но он работает "за себя, и за того парня". Тот парень - Джон Ватсон, который ничего не понимает (ну не дорос он в прошлых жизнях), и у него нет достаточной силы (любви).
В Many Happy Returns (прямой намек на Сансару) "безумный" Андерсон (эксперт по Шерлоку) изложил Лестрейду ("тупому" зрителю) о том, что Шерлок возвращается, следуя через Тибет (тибетский буддизм), Индию (индуизм) и Германию (пока не поняла, при чем здесь Гамбург).

После этого начинается многослойное повествование вроде бы о противоречивых и странных вещах. Однако, в восточных сказках все говорят метафорами и символами, и читают за сюжетом смыслы. Это, определенно, особая реальность, о чем все просто вопиет. Сама реальность прописана как индуистское представление о мире как отражении Брахмана и его игре, о чем постоянно нам свидетельствуют зеркала, перекрестные ссылки, закольцованные сюжеты и даже музыкальные темы, а также путаница в датах и числах.

Третий сезон
Джон решил "двигаться дальше". Однако, ты не можешь двинуться дальше, не разобравшись с прошлым. И ему является Карма (Мэри Морстен). Это собрание всего хорошего и плохого, что было в Джоне за все предыдущие рождения. И теперь эта Карма будет с ним, пока он не разберется со своим прошлым. Шерлок на условной свадьбе (а это условность) берет на себя ответственность за Джона Ватсона и его прошлое. Да, он вешает буквально грехи Джона на себя, потому что Джон один не справится. Но теперь у Шерлока и Джона общая судьба - общее прошлое, общее настоящее, и общее будущее. Собственно, вот она - великая дружба и джонлок в каноне.
Обращусь к прекрасным музыкальным разборам leviossa, которая увидела, что тема Мэри такая же длинная и развернутая, как тема Шерлока, и исполняют ее два инструмента - фортепьяно (инструмент Джона) и скрипка (инструмент Шерлока).
Далее Карма начинает требовать оплаты по счетам. За все плохое Шерлок получает пулю почти в сердце. На первом слое кажется, что его спасает Мориарти, но на самом деле, его спасает Любовь, та самая Бодхичитта.
Они принимают свою Карму без обид и сожалений. Это делают оба, и Шерлок, и Джон. Они получают свой шанс двинуться дальше.
Шерлок уничтожает человека, который попробовал очернить прошлое и сделать его орудием шантажа. Больше прошлому Шерлока и Джона ничего не угрожает. Начинается четвертый сезон. Можно идти в настоящее.

Четвертый сезон. Шесть Тэтчер.
В "Шести Тэтчер" нам опять говорят слово Тибет.  Моффат говорил, что эта серия о последствиях. Точно, Мэри Ватсон - в каждой бочке затычка. Она непрерывно следует за ними, да еще и с рожденной дочкой. Из этой Кармы лезут старые тени. Нам показывают как вроде бы Карма бегает от себя, но на самом деле именно она приходит к Шерлоку и Джону, а не наоборот. Встреча, когда Карма настигает Шерлока и Джона в Марокко как раз попадает на золотое сечение, btw.
От последствий им не уйти. Закон Кармы настигает всех. Айджей оказывается убит за свои прошлые дела. Шерлок ошибается, разоблачая преступника, но на этот раз положительная Карма его спасает. Показательно, что роль перста судьбы исполняет старушка по имени Норбери с тем же самым пистолетом, который направляла на Шерлока плохая Карма.
С этой точки зрения прыжок со скоростью 50000 км/сек снят верно. Это не человек закрывает Шерлока Холмса. Его спасают добрые дела и благодарность.
С Кармой разобрались. Оба, Шерлок и Джон теперь с новым и чистым прошлым (Розамунда). Только вот Джон решил с пути уйти. Но Бодхисаттва не должен сдаваться. Шерлок должен продолжать спасать Джона Ватсона, об этом ему напоминает его Карма.
Майкрофт, играющий в этой сказке роль Наблюдателя, не вмешивается в дела своего брата, зато постоянно спрашивает его на предмет "моральной устойчивости". Ему положено, он по роли должен контролировать Бодхисаттву. Вроде бы остался доволен ответом "not on my watch" (я этого не допущу) и верностью клятве?

Как это было показано
Если разобраться, как именно нам это показали, то будет интересная картина.
Ведь сказка построена по другому принципу, нежели обычное повествование в кино. В ней важны первые слова (жили-были) и последние. Последние слова в любой сказке самые главные, поэтому, как мне думается, на них и надо опираться..

"Свидание в Самарре". Сказка в сказке.
Само по себе сказание ничего нового не несет вот уже сотни лет. Если вы хотите просветиться насчет этой темы, можно почитать Лермонтова "Фаталист" и не тратить 90 минут.
Смысл этой сказки в другом. Она лошадь, на которой везут основную мысль серии. И эту лошадь с седоком, основной идеей, подают особенным образом.

Основной сюжет начинается сразу после титров с того, что главный герой в медитативной обстановке (акулы, вода, медленное движение рыб в аквариуме, приглушенный синий свет) проникновенным голосом (грудной регистр, особое интонирование, темп с паузами) читает древнюю легенду.
Медитативный ритм повествования (равномерный, выключающий сознание) синий цвет (самый успокаивающий), медленное и плавное движение. Суггестивный трансовый нарратив от бархатного баритона Бенедикта. И сам факт древней мудрости. Проверенной временем, а значит, истинной.
Сообщение очень верно и очень значимо - вот что доносят до нас этой сценой. Лошадь запрягли. Осталось посадить всадника.
Завуалированным образом в этой легенде вместо смерти подразумеваются последствия.
Но это не все.
Эта легенда присутствует в якобы кульминационной сцене.
Выстрел. Героическое самопожертвование героини. Часть зрителей во фрустрации, часть в удивлении, часть в восхищении.
К чему все приходит? К тому, что в самом-рассамом конце перед титрами герой имеет возможность еще раз привести лошадь, но теперь со всадником.
Зритель реагирует на слово "Самарра" единственно возможным образом - это крайне важно и значимо, это связано со смыслом жизни главного героя (и вообще всех героев).
Но теперь перед "Самаррой" совсем другие слова.
В какой момент тропа закольцовывается у наших ног и дорога превращается в реку с единственно возможным пунктом назначения?
Фактически, это и есть краеугольные камни Пути.
Речь идет о человеке как проводнике божественной воли, о предопределенности жизни, о принципе следования потоку как оптимальному жизненному пути, об активности и пассивности, об интуиции в плане понимания божественного замысла.
В финале Шерлоку и нам показывают пятно света над поверхностью воды. Смысл очевиден. Где-то там, наверху, есть источник света, и он должен к нему идти. Это выход из закольцованной тропы.

Вбоквел "Безобразная невеста", как мне видится, это визуализированная медитация со всеми ее ныряниями с уровня на уровень. Шерлок проходит ее за 4 минуты и демонстририрует принципиально другой, в отличие от сознательной логики и подсознательной интуиции, способ познания мира - через обращение к внутреннему Космосу. Более того! При глубокой медитации, при погружении внутрь своего разума, человек способен дойти до своих прошлых жизней и в подробностях рассмотреть их, потому что все прошлые жизни хранятся в глубине разума, именно разум+самскары (карма) переходит после смерти в другое (новое) тело. Так что Шерлок в буквальном смысле погружается в свою прошлую жизнь в викторианской Англии.

Шерлок: 4 сезон, Шерлок: Шесть Тэтчер, Шерлок: 3 сезон, clueing for looks

Previous post Next post
Up