"Шерлок при смерти" и "Его последний обет": параллели

Jan 14, 2017 15:30


Мы уже многое понимаем из того, какими приемами пользуются создатели, чтобы реализовать свой замысел. Оставим в покое стратегическую цель, но тактика пути к этой цели называется постмодернизм. Для него, в частности, характерны самоповторы и самоотсылки.

Основная идея разбора автора - "Шерлок при смерти" ясно и постоянно зеркалит "Его последний обет". Она нашла 18 независимых параллелей и предлагает объяснение, зачем создатели это делают.
(В сети есть также разборы о том, что "Шесть Тэтчер" являются параллелью для "Большой игры" и "Рейхенбахского падения").




Основная идея:  в "Шерлоке при смерти" говорится, что Джон эмоционально растет, как это было с Шерлоком в "Обете". И тогда, и только тогда, мы сможем наблюдать возвращение их дружбы.

К концу "Обета" и, определенно, к концу "Невесты", Шерлок признается, принимает в себя то, что Джон ему дорог. Он падает вниз в третьем сезоне и "Невесте". Наркотики, на краю смерти, фактически наркотический психоз. Но в итоге путешествия он понимает, что а) чувства вовсе не плохая вещь, б) Джон ему дорог, в) он тоже дорог Джону, по крайней мере, тот о нем заботится. Теперь Джон должен прийти к тем же выводам, и они вместе "уйдут в закат" (вернутся на Бейкер-стрит).

Что делает Джон? Джон плетется позади. Он борется с ненавистью к себе, виной и обидой. Он постоянно хочет, чтобы Шерлок его любил, и ненавидит себя за то, что больше не любит Мэри. На полном серьезе. Джон неневидит себя в этом эпизоде за свои недостатки, и хочет, чтобы кто-то увидел его недостатки и все равно принял. Джон может признать то, что он Шерлок ему очень дорог, но это все еще не вызывает у него ничего, кроме боли и ненависти к себе.

Вот почему мы видим, как Джон пьет, галлюцинирует, избивает Шерлока и плачет. Он должен сойти в ад и обратно, как это сделал Шерлок. И зрители, и Джон должны принять и понять недостатки Джона. И только потом он примет свои чувства.

Может ли еще что-то стоять за параллелями "Шерлока при смерти" и "Обета"? Разумеется. Я в конце обсуждаю влияние на теорию алиби и теорию Чертогов. Но главным образом, этот эпизод запараллелен с "Обетом" для того, чтобы показать, что Джон проходит тот же личностный рост, который Шерлок прошел к началу сезона.
Хронологические параллели (18 параллелей, которые демонстрируют арку личностного роста Шерлока, Джона и их взаимоотношений)

1. Эвр-психотерапевт подозрительно напоминает Магнуссена:





Серые волосы, овальные очки без оправы иностранный акцент.

2. Шерлок возвращается к наркотикам, потому что он чувствует, что Джон отчуждается от него. И Джон его находит:

а) случайным образом
б) где-то на задворках
в) после просьбы женщины
г) причем он сначала думал, что это Шерлок (когда позвонила Кэт Уитни и когда приехала машина)





В "Обете" Шерлок принимает наркотики для дела. В "Детективе" он принимает наркотики, чтобы спасти Джона. Это не подтекст, а текст.

3. Джон разъярен и требует, чтобы Молли провела осмотр.




4. Злодей является жутким, хорошо известным бизнесменом, в присутствии которого женщинам дискомфортно.





Мое ощущение, что Магнуссен, который собирает инофрмацию о людях, есть отрицательный-Шерлок, и Калвертон, коротко стриженный блондин (одинаковая прическа!) - это отрицательный-Джон.  Магнуссен - аморальный бизнесмен, которого никто не заботит. Это абсурдная версия первосезонного Шерлока, которую тот благополучно преодолел.
Калвертон - компульсивный убийца. Он не может остановиться от убийства. Это абсурдная версия Джона, которого мы видим в морге. Разъяренный, фрустрированный, избивающий человека, который ему дорог.

5. Шерлок искрене ненавидит этого бизнесмена. Почти иррационально.

"Детектив": Это самый опасный, самый презренный человек, с которым я когда-либо сталкивался. С этим монстром должно быть покончено.
"Обет":  Я имел дело с убийцами, психопатами, террористами, серийными убийцами. Ни один из них не заставляет меня содрогаться от ужаса так, как Чарльз Огастес Магнуссен.
Почему? потому что они используют правду, чтобы навредить людям. См. пункт 16.

6. В обоих эпизодах морги похожи.

Обсуждение @gosherlocked here.







7. Шерлок или его зеркало (Билли) угрожают кому-то ножом (не боевым, дополню).





8. Джон нападает на угрожающего и не просто обезоруживает, но сбивает с ног.





Сцена в притоне предвосхищает действия Джона в его худшем варианте. "Обете" Джон пытается подавить свою склонность к опасности, действию и Шерлоку, но это так или иначе вылезает на божий свет. В "Детективе" он пытается подавить свое разочарование (фрустрацию), вину за то, что мало любил Мэри и ненависть к себе, но это приводит к гораздо более худшим результатам. Что хуже, он ненавит себя за избиение Шерлока.

Это самый темный момент Джона. Его эмоциональное состояние уже не может быть хуже, как и Шерлок уже не может дальше погружаться в глубины своих Чертогов. Единственный выход - познать и признать себя.

9. В обоих случаях Шерлок/Билли не обвиняют Джона, и Мэри косвенным образом задействована.

"Детектив": Шерлок: Нет, все нормально. Пусть делает то, что хочет. Он имеет право. Я убил его жену.
"Обет": Билли: Да. Этот кто-то я. Мэри: Неужели? Билли:. Ну... просто какой-то парень.

10. Злодей посещает Шерлока в больнице и держится угрожающе близко. Как в физическом, так и в психическом смысле.



Сравните с удаленной сценой с Магнуссеном.



11. Некто производит манипуляции с капельницей (Джанин, Калвертон).

12. Шерлок почти умирает - прямая линия на ЭКГ в обоих случаях (честно говоря, я не заметила смерти во втором случае. Изолиния на мониторе - просто слетел электрод, когда Калвертон его душил, это ложная "смерть").

13. Злодей гнет инетересную линию:





И ты... включаешься.

14. Шерлок возвращается к жизни, благодаря Джону.





В "Обете" Шерлока вытаскивает с того света его желание защитить Джона.
В "Детективе" Джон появляется в самый опасный момент, буквально спасая Шерлока. Он еще не в норме, но уже на пути.

15. Упоминание Восточного ветра “The East Wind”

Без комментариев. Вспоминаем разговор с Макрофтом на Рождестве (грядет восточный ветер) и монолог Эвр (мол, восточный ветер уже прибыл).

16. Использование злодеем правды.

Магнуссен использует факты, чтобы контролировать людей. Калвертон портит правду, используя ТД-12.
I talked more about the importance of truth in Season 4 here. 

17. Отсылки к:

- Те же самые числа стажа работы сотрудников Калвертона Смита и того, сколько фунтов набрал Джон после свадьбы (7 фунтов и 3)
- Калвертон: "я люблю превращать людей в вещи, затем я могу владеть ими.” Магнуссен: "конечно, это не шантаж. Это... владение"
- Это единственные два эпизода, где появляется Билли Уиггинс.

18. Прерванное признание в конце:


Я могу свободно сказать... я изменял ей



Я мог бы сказать... Шерлок - женское имя.

В "Обете" Шерлок признал, что у него есть чувства, как у любого другого человека, но еще не принял их. Поэтому признание скомкано. Он делает это в "Невесте", в сцене с водопадом.
В "Детективе" речь идет о Джоне. Шерлок позволяет ему пройти весь путь и знает, что Джон себя найдет.
Джон храбрый человек. Он признает недостатки и ненависть к себе. Он рискует заплакать. Он рвет с привычкой все подавлять внутри, и он становится сильнее.
Шерлок тоже растет как личность. Прежний Шерлок высмеял бы сантименты и слабость, этот понимает важность принятия и поддержки выражения Джоном своих эмоций.
Что делает Шерлок? Принимает Джона всего, со всеми недостатками.
Осталось Джону сделать то же самое для Шерлока.

Заключение
Могут быть еще следствия и причины этих параллелей?

Теория Чертогов легко бы объяснила подобие этих двух эпизодов, поскольку каждый из них происходит у Шерлока в голове, и он еще все в коме. Однако это значит, что Джон как персонаж вообще не развивается.

Теория ненадежного рассказчика или поврежденой памяти: может сработать, если большая часть эпизода (за исключением сцен, когда Шерлок гуляет по Лондону), происходит с точки зрения Джона. Идея о том, что его память повреждена ТД-12, активно поддерживается упоминанием этого препарата. Это объяснило бы многие моменты, например, почему он бьет Шерлока так сильно (он воображает свои действия более активными, чем они есть на самом деле). При этом развитие персонажа Джона сохраняется.  Однако, странно, почему мозг Джона повторяет события "Обета",

Теория алиби Джона  может сработать, если Шерлок пересказывает то, что произошло. Она бы объяснила сходства с "Обетом", который тоже рассказывается с точки зрения Шерлока. Однако непонятно, почему столько много вещей показаны с точки зрения Джона. А также почему Шерлоку надо скрыть события, которые произошли после сцены в океанариуме.

Какая бы теория не оказалась верной, мне видится, что "Детектив" проводит эмоциональную арку Джона так же, как "Обет" проводит арку Шерлока.

Шерлок: Шерлок при смерти, Шерлок: Его последний обет, clueing for looks

Previous post Next post
Up