Кроме слов, игры актеров, музыки и деталей, нас в сериале направляют визуальными приемами.
Я совсем не специалист в операторском искусстве, в вопросах постановки света, кадра, и т.д. Напишу то, что бросилось мне в глаза. Буду рада, если среди читателей найдется профессионал, углядевший что-то более тонкое.
Предыдущая серия закончилась на том, что Джон Ватсон полностью разбит смертью Мэри. В новой серии мы также узнаем, что он отдал дочь знакомым и ходит к психотерапевту. То есть, занят собой. Ну не может он, бедный, справиться самостоятельно, хотя жизнь его вроде била сильно, и образование у него есть (любой врач изучал психиатрию и психологию, medice, cura te ipsum, хочется сказать ему). Не знаю, зачем, но Джона показывают мало самостоятельным человеком, в свои "за сорок" не умеющим даже владеть собой, не говоря о том, чтобы владеть ситуацией. Что нам показывает картинка? Идем прямо по кадрам.
Видим только нос. Человек дышит и живой. Но лица как такового нет. Лежит и смотрит в потолок.
Треть лица и в темноте.
Расплавчатое изображение за стеклом.
Один глаз.
Тремор вернулся.
Джон не хочет никого видеть.
Словно за решеткой.
Но вот заговорили о Шерлоке Холмсе. На горизонте появился автомобиль в полицейском развороте. Вертолет и три преследующих машины. Джон Ватсон в центре кадра, четкий и собранный.
Что нам думать? О ком (или о чем) горюет Джон? О жене? Нам показывают другое.
Он расследует дело вместе с Шерлоком. Никаких половинных лиц. Джон, как и раньше, вполне нормальный персонаж.
Теперь кадры на Бейкер-стрит. Расследование закончилось. Стало ли Джону лучше? В кадре уже больше, чем просто голова, но с краю и немного обрезана.
Мэри тоже начинает уходить из центра событий.
Это кульминационная сцена, катарсис. Однако, Джон на краю и именно Шерлок идет к нему. Джона плохо видно и он в тени (как и сам персонаж).
На приеме у психотерапевта. Джону явно лучше, но голова все равно обрезана. Еще куча проблем у нашего героя.
Назревает опасность, Джон выдвигается в центр кадра.
Даже встает на ноги.
Еще ближе к центру.
А вот здесь очень интересно. Я не умею делать гифки, но если вы приглядитесь, то увидите, что мимика "сестры" в точности повторяет мимику Мориарти у бассейна.
Одни глаз серый, а другой от Мориарти. Случайно?
И, чтобы два раза не вставать, еще один визуальный эффект, на который любезно указал Арвел. Он поместил светящуюся картинку черепа, цвет которого должен сигнализировать о его, черепа, настроении.
Череп сияет синим цветом, реагируя на присутствие молодой, красивой и несчастной девушки.
После того, как Шерлок приходит домой и начинает путешествовать по стенам, он переходит от спокойного коричневого состояния к фиолетовому сиянию.
Потом он успокаивается,
Во время шекспировского монолога опять просыпается.
Во время сцены с "рептилией" чернеет полностью. Шерлока в квартире нет, он "умирает" в больнице у Смита.
В "семейной" сцене череп мелькает буквально долю секунды, но четко видно, что он...
ярко светится.
Очевидно, изменение цвета черепа - это показатель настроения. Можно ли это считать отражением эмоций Шерлока Холмса?
Но зачем, интересно... Бенедикт настолько шикарно играет, что нет смысла дублировать "идиотам" за экраном, что в той или иной сцене Шерлок Холмс испытывает интерес или эмоциональное напряжение?