Ну раз уж шоураннеры так любят говорить о развитии персонажей, давайте и мы поговорим об этом.
И начнём с Джона - потому что это самый простой случай.
Собственно говоря, он не "развивается". Он просто понемногу раскрывается всё больше и больше в каждой новой серии. Зрителей предупредили, что они могут потерять свои симпатии к Джону Уотсону. Мне это не грозит - он с самого начала не казался мне особенно симпатичным. Честно говоря, это наименее симпатичный Уотсон из всех, что я видела.
Он, как и Шерлок, в чём-то очень похож на канонного доктора Уотсона, а в чём-то сильно отличается. Добрый. Верный. Преданный. Терпеливый. Не слишком обидчивый. Не слишком умный - но ему это и не нужно. Отважный. Любит приключения. Ведомый. В общем, идеальный солдат. Проблемы с доверием? Да ладно. Конечно, он не доверяет любому встречному - он же не пятнадцатилетняя девочка, которая "смотрит на мир широко открытыми глазами". Но стоит ему с кем-то хоть немного сблизиться, как единственной проблемой становится скорее то, что он начинает доверять слишком легко и слишком сильно.
Его легко прогнуть. Все эти Шерлоковы подай телефон-возьми телефон, набери сообщение, подай ручку - это проверка, исследование границ: насколько далеко Джон может позволить в них вторгнуться? Упс, тут рассердился - значит, в ноутбук лезть не стоит. Им легко манипулировать, чем все окружающие, естественно, пользуются. Это не обязательно злостное манипулирование, направленное против него: мы все манипулируем ближними настолько, насколько они это позволяют, иногда и в их интересах - как мы их понимаем. Это просто удобно.
Когда Майкрофт старается давить на Джона - пытается запугать, подкупить, тот легко отражает атаку. Но Майкрофт находит другой путь - он выставляет Шерлока "капризным ребёнком" и через его голову обращается к Джону как "взрослый к взрослому". Джону это льстит, и вот он уже в начале второго сезона делает то, чего от него хотел Майкрофт - "шпионит" за Шерлоком и сообщает Майкрофту, добровольно и бесплатно. Шерлок, заметим, это понимает, но хотя его это злит, принимает Джона таким, какой он есть. (Шерлок вообще принимает людей такими, какие они есть - редкое и очень ценное качество, много о нём говорящее.) Но следствие неизбежно - Шерлок понимает, что Джону нельзя полностью доверять. Его легко обвести вокруг пальца, и он невольно может стать предателем. С этого момента Шерлок начинает многое от Джона скрывать. Он знает, что не может во всём на него положиться.
Джон, заметим, не слишком способен делать выводы. Он узнаёт, что однажды Майкрофт уже предал Шерлока (в "Большой игре"), но продолжает "сотрудничать" с ним (купился на нелепое объяснение "Операция Лазарь"?): он не верит Шерлоку, когда тот раскрывает себя в притоне, и вызывает Майкрофта - то есть ему он верит больше. Он сам роет пропасть, разделяющую его с Шерлоком - слишком уж соблазнительна для него мысль, что он хоть в чём-то его превосходит. Поэтому он абсолютно слеп, он снова и снова попадает в одну и ту же ловушку: Шерлок "ничего не понимает" в людях, в их чувствах, и сам он - "бесчувственная машина", о ком бы он стал заботиться? И это после того, как поступки Шерлока множество раз опровергают это самым убедительным образом!
На могиле Шерлока его как будто накрывает прозрение - он говорит о нём как о "самом мудром и человечном человеке", но потом он напрочь об этом забывает. Как и о том, сколько Шерлок сделал для него, пытаясь его защитить, как он вывернулся наизнанку, готовя его свадьбу - всё это вычеркнуто и забыто, и "ни слова благодарности". И всю дорогу Джон самодовольно пытается его "исправлять". Многих это умиляет или забавляет, но мне печально это наблюдать.
Почему его отношение так отличается от канонного Уотсона? Тот бесконечно уважал Холмса и полностью доверял ему. Его отличала истинная скромность: он легко признавал превосходство Холмса, и это нисколько его не унижало, его самооценка не страдала. При этом, несмотря на всё восхищение и преклонение перед Холмсом, он был полон достоинства и самоуважения, и это позволяло им дружить на равных. Конан Дойл создал бессмертный образец идеальной дружбы, без примеси чего-то болезненного и чрезмерного. Как и Шерлок Холмс, доктор Уотсон полностью самодостаточен, близкие люди нужны ему для того, чтобы разделить с ними счастье и полноту жизни, а не для того, чтобы затыкать дыры в собственной душе.
Доктор Уотсон - это образец душевного здоровья, которое не могут пошатнуть никакие невзгоды. Его не преследует ПТСР: после ужасов войны, ранения, тяжёлой болезни он возвращается в Лондон "с расстроенными нервами", но быстро излечивается и больше никогда об этом не вспоминает. Он с равным терпением готов принять как физические, так и душевные страдания. Как бы глубоко ни ранила его смерть Холмса, а потом любимой жены, это его не разрушает. Его мир не замыкается на Шерлоке Холмсе: как бы Уотсон ни любил его, дружба с ним была всего лишь одной из сторон его жизни. Поэтому его мир не рухнул после его смерти, и поэтому возвращение Холмса он воспринял не как оскорбление, а как подарок судьбы.
Он - продукт своего века: идеальный представитель среднего класса, "типичный англичанин" с готовым мировоззрением, усвоенным некритично и безмятежно. Он не задумывается над глубинными вопросами бытия, но его жизнь полна смысла, а душа - христианского смирения и простой радости бытия.
Но таких больше не делают. "Типичный англичанин" сильно изменился за прошедшие сто с лишним лет. Моффат и Гэтисс не могут представить, что можно так беззаветно и бескорыстно любить своего друга и так радостно принять его воскрешение - без обиды, без горечи, без злости за свою "напрасную" боль, без малейшего эгоизма и себялюбия. По крайней мере, сегодняшний Уотсон на такое не способен. Потому что он стал совсем другим.
Новый Джон Уотсон отчаянно несамодостаточен - в его душе зияет огромная дыра, которую он не в силах самостоятельно заполнить. Он не может найти себя, не может найти смысл в собственной жизни. И не война тому причиной - его бегство на войну было попыткой обрести этот смысл, которая закончилась оглушительным провалом. На момент начала событий он опустошён и погружён в депрессию. Поэтому, встретив Шерлока, он цепляется за него в отчаянной попытке обрести смысл и радость жизни, он заполняет этими отношениями пустоту в душе - и разумеется, впадает в сильную зависимость от друга, которую многие принимают за влюблённость. Да, такая зависимость при внутренней пустоте часто сопровождает и отношения сексуальных партнёров, но точно так же родители могут заполнять свою пустую жизнь чрезмерной, болезненной привязанностью к ребёнку, находя в этом смысл существования. Такое случается и в дружбе.
Мир Джона замкнулся на Шерлоке: дружба, работа, семья - всё это воплощено в нём. Поэтому, когда Шерлок умирает, мир Джона рушится, его жизнь полностью опустошена и разбита. Но разве в этом вина Шерлока? Для него это не так, поэтому он не может представить того, что переживает Джон. Никто не может нести ответственности за чужие чувства и чужую жизнь. Это личная ответственность каждого.
Но беда Джона в том, что он не в состоянии принять эту ответственность за собственную жизнь. Ему не просто нужен командир - ему нужен кто-то, кто примет ответственность за его судьбу, сделает вместо него жизненный выбор. Поэтому он так обижен на Шерлока, который "бросил" его - эта обида живёт в нём ещё до возвращения Шерлока, а уж когда тот, словно вняв его отчаянным призывам, возвращается, то вместо радости Джон испытывает злость за свои страдания. Он перекладывает всю ответственность за свои чувства на Шерлока. Ему даже в голову не приходит вопрос, что заставило Шерлока так поступить, что чувствовал он сам и через что ему пришлось пройти за эти годы.
Это не сознательный эгоизм - это какой-то незрелый, инфантильный эгоцентризм. Джон не ощущает себя хозяином собственной жизни, взрослым человеком, который делает ответственный выбор и принимает последствия, он словно ожидает получить от судьбы по умолчанию положенный ему "пакет" в готовом виде и безумно обижается, когда, развернув его, обнаруживает там "не то" - "За что мне это?! Чем я это заслужил?" Да всем, Джон, совершенно справедливо говорит ему Шерлок. Ты сделал выбор, и это последствия. Да, это был плохой, неправильный выбор, ты совершил ошибку - но это твоя ошибка, и тебе нести за неё ответственность.
Но Джон слишком слаб, чтобы принять это, и Шерлоку снова приходится делать выбор за него. Снова, и снова, и снова. (Отношения Джона с Мэри и с другими женщинами - это отдельный разговор.)
Когда же ты уже повзрослеешь, Джон, и перестанешь играть в "папочку" Шерлока, который в этом нисколько не нуждается, а вместо этого займёшься наконец собственной жизнью и собственным, уже настоящим ребёнком? Когда создатели начнут "развивать" Джона, который застрял в стадии обиженного на мир великовозрастного подростка, перекладывающего вину и ответственность на других?
Может быть, мы, наконец, увидим это в двух последних сериях? Очень бы хотелось.