Этот пост был написан 14 февраля 2016 года в ответ на просьбу объяснить, а что, собственно, на мой взгляд, происходит в 3-м сезоне.
В основном, конечно, происходит ровно то, что видит зритель. А здесь я пытаюсь объяснить, почему события показаны именно так.
Нас обманывают. Но почему? Может быть, Шерлок сам себя обманывает? Может быть, он видит не то, что происходит на самом деле?
Пост "исторический". То есть публикуется так, как был написан тогда. Добавлены капсы.
Автор поста
moire_rebma Операция "Лазарь"
В качестве эпиграфа:
"Порой обман настолько очевиден..." (Шерлок)
"Когда я чего-то не понимаю, я возвращаюсь к началу" (Альбус Дамблдор)
Первый вопрос, который задает себе зритель: почему спасательная операция имеет такое название? Ответов по меньшей мере три, и все правильные. Доктороманы обязательно вспомнят доктора Лазаруса в исполнении Марка Гэтисса. Он автор сценария, и конечно, вполне мог вставить в свою серию эту пасхалку. Те, кто хоть немного знаком с Библией, припомнят историю воскрешения Лазаря, друга Иисуса. Ассоциации вполне понятны: там смерть, и тут смерть. Там спасение, и тут спасение.
Правда, если дать себе труд припомнить подробности библейской истории, становится крайне неуютно. Буквально: шерсть на загривке шевелится, и по спине неприятный холодок бежит. Иисус многих спасал от смерти. Больных, умирающих и даже только что умерших. Но история Лазаря уникальна. Лазарь - единственный, кого вернули к жизни после похорон. Он был мертв три или четыре дня, его тело уже начало разлагаться. Это уже не клиническая смерть (из которой современные врачи вполне могут вытащить пациента), это смерть биологическая (а тут врачи уже бессильны). Но Иисус вывел его из могилы, вернул к жизни.
О третьем значении названия операции поговорим позже.
Смысл операции "Лазарь" - воскрешение умершего. Вообще-то Шерлок действительно возвращается к жизни, его долгое время считали погибшим, он надолго уезжал, объехал весь мир, а когда Лондону начала угрожать опасность - вернулся. С помощью Майкрофта. Но - это произошло лишь через два года. А у нас что на экране? У нас Шерлок разыгрывает свою смерть перед единственным зрителем - своим другом. Его не воскрешают - наоборот, он зачем-то умирает. Причем понарошку. Но для Джона его смерть выглядит настоящей. Какое отношение это имеет к истории Лазаря? Да никакого. Тогда к чему все это?
На картинку операции "Лазарь" накладывается текст. Шерлок сидит у Андерсона, в штаб-квартире фан-клуба "Пустой катафалк" (ну или просто в квартире Андерсона) и рассказывает тому детали операции "Лазарь".
Теперь название операции уже обретает смысл. Катафалк пуст - как и могила Лазаря. Шерлок уже вернулся из мертвых, как и Лазарь. А Андерсон - тот самый человек, который все это время верил, что Шерлок жив, верил вопреки всему, что ему говорили об этом и что думали о нем самом, у него не было никаких прямых доказательств - только вера. И по вере его произошло чудо - Шерлок действительно вернулся из мертвых. Но рассказ ведется сейчас - а свое название спасательная операция обрела еще два года назад, когда предпосылок к этому еще не было. Какой из этого вывод? Шерлок врет. Он рассказывает Андерсону выдуманную историю. Возможно, он даже придумывает ее на ходу. И название спасательной операции он дал по ассоциации, усмотрев в возникшей ситуации сходство с библейской историей. Разумеется, там были кое-какие правдивые детали, но и они искажены. 13 возможностей для спасения, о которых Шерлок пытался рассказать Джону, превратились в 13 сценариев возможного развития событий, продуманных и разработанных совместно с Майкрофтом. Предательство Майкрофта - в хитро задуманную операцию (вроде как падение репутации Шерлока было запланировано Холмсами с самого начала). Люди на площади, среди которых, конечно, не все были просто прохожими, кто-то действительно ожидал прыжка, - теперь они все при деле, все задействованы в операции "Лазарь". А то, что Шерлок попытался использовать для своего спасения, в центр чего он пытался попасть при прыжке, обернулось огромной спасательной надувной подушкой.
До Андерсона довольно быстро доходит, что в рассказе что-то не сходится. А через пару мгновений он понимает, что не сходится абсолютно все. "Если бы это все было правдой, я узнал бы об этом последним!" Какую информацию мы можем извлечь для себя? "Если бы это все было правдой..." значит, все это - неправда. Шерлок врал Андерсону - значит, нам показали то, чего не было. Не было спасательной операции "Лазарь". Соответственно: не было батута. Прохожие были просто прохожими, площадь не была перекрыта, снайпер не был обезврежен, и никакой совместной подготовки к операции по обезвреживанию Мориарти у Холмсов не было. Майкрофт вообще не участвовал. Он бездействовал. Потому что уже успел здорово навредить Шерлоку и боялся навредить еще больше. Он заключил подлинную сделку с дьяволом и мучился чувством вины. И очень может быть, что одним из условий этой сделки как раз и было его невмешательство (об этом я подробнее расскажу в другой публикации).
У Шерлока и Андерсона происходит интересный разговор.
- Вы были правы. Вы всегда знали, что я жив.
- Так значит, все хорошо?
- Да. (И дальше следует выговор за фальшивое дело со скелетом).
После ухода Шерлока Андерсон ведет себя как безумный.
Он срывает со стен схемы с версиями спасения Шерлока, смеется и в конце концов падает на пол.
Вот не знаю, как у вас, а у меня мурашки по коже от этой сцены. И не только потому, что у меня самой за эти годы стихийно образовался маленький клуб, подобный "Пустому катафалку", а показанные в серии версии никак не стыкуются с моей (и, в принципе, ничто не мешает мне поступить как Андерсон - выбросить свою версию на помойку и удовольствоваться представленным объяснением). Нет, дело в другом. Андерсон - человек, который слишком часто оказывался неправым в спорах с Шерлоком. А тут вдруг он прав. Он прав в том, что Шерлок жив. А если он и здесь не прав? А если Шерлок еще не вернулся? Да, он хочет вернуться, он верит, что вернулся, но сделать это пока не может? От осознания, что так вполне может быть, у меня перехватило дыхание. Стало страшно.
Эта часть серии построена по принципу матрешки. В центре - операция "Лазарь". Обрамляет ее встреча Шерлока с Андерсоном и рассказ о самой операции. Но и сама эта встреча вставлена в эпизод с вагоном-бомбой. Джон зажмуривается от страха, ожидая взрыва и смерти. Взрыва не происходит. А Шерлок начинает смеяться. Он нашел решение проблемы с бомбой - обнаружил на ней выключатель. Оказывается, на любой бомбе обязательно есть выключатель, бомб без выключателей не бывает, террористы - очень ответственные и предусмотрительные люди.
Неимоверным усилием воли отодрав длань от чела, продолжаем разбираться. Нам сказали явную глупость, и сказали ее устами Шерлока. Если бы он просто сказал про выключатель, можно было бы счесть это шуткой, но нам показали, как он этот выключатель искал, нашел, обрадовался и выключил бомбу, предотвратив при этом взрыв. Что же нам такое показали? И что вообще происходит? Нестыковок в этом эпизоде более чем достаточно. Джон пытается вызвать полицию. Не получается - связи нет. А Шерлок вызвал специалистов - у него связь была. И, кстати, когда он успел это сделать? Если бы выключатель не был найден, погибли бы и Джон, и Шерлок, и эта группа специалистов, и все, кто в этот момент находился в парламенте и рядом. Когда включается счетчик, Джон ведет себя не как солдат и не как друг, а как истеричная барышня. Прежний Джон спросил бы, какая помощь нужна Шерлоку, и если бы получил в ответ: "Просто не мешай!" - послушно встал бы в сторонку и не отсвечивал. Джон какой-то не такой. Шерлок тоже не такой, каким мы привыкли его видеть. Обычно во время смертельной опасности он ведет себя иначе. Он спокоен в бассейне. Он спокоен, хоть и напуган, на крыше. А здесь у него тоже истерика. Все тут как-то наиграно и фальшиво. Так что же: это тоже вранье? Нам показывают то, чего в действительности нет? А зачем? Если нам показывают это, значит, где-то это все-таки происходит. Где такое может происходить и не вызывать протеста явной нелогичностью и нестыковками? Ну, в кино (да, мы смотрим кино), в чьем-то воображении (да, прежде чем воплотиться на экране, это было неоднократно проиграно в воображении сценариста) или во сне.
Чей сон мы смотрим? И почему мы смотрим именно сон? Что вызывает такие сновидения? Что в реальности происходит с нашим сновидцем? Можно ли это узнать, и если да, то как? Можно. Ловя редкие прорывы реальности, пытаясь понять смысл странных оговорок, обнаруживая, что предметы сами по себе меняют местоположение, слыша из уст персонажа фразы, которые больше подошли бы его собеседнику...
Я сейчас не буду указывать места таких нестыковок. За два года я и мои читатели обнаружили их очень много, да и любой внимательный зритель может найти их самостоятельно. Скажу лишь, что в серии слишком часто упоминаются слова "атака" (террористическая), "сердце" (в контексте "сердечные дела" - и всегда неудачные, "разбитое сердце"), говорится о дыхании, о вскрытии (террористической сети), об операции (антитеррористической). А еще Майкрофт и Шерлок зачем-то играют в "Хирургию" - детскую игру для пятилеток. И Майкрофт совершает ошибку в игре, оперируя сердце, а Шерлок роняет фразу о "разбитом сердце".
Вывод? У Шерлока что-то с сердцем, оно травмировано и работает плохо - либо и вовсе остановилось (heart attack - сердечный приступ). Он хочет дышать и не может (пассаж о Лондоне, биение сердца которого он хочет почувствовать, а дыхание которого ощутить), его мозг испытывает кислородное голодание, от чего работает плохо и фактически начинает умирать. А операция - это хирургическая операция. Врачи спасают ему жизнь, делая операцию на сердце. Его спящее сознание трансформирует все это в такие причудливые видения. Но надо отдать должное Шерлоку: его спящий и начавший умирать мозг рисует все же довольно реалистичные картины, создает мир, очень похожий на реальный, ряд элементов необычен и в реальности не встречается, но откровенной фантастики там нет.
Это уже четвертый, внешний слой нашей "матрешки". Вернемся на третий - к вагону с бомбой. И посмотрим, как события этого, третьего, слоя соотносятся с событиями четвертого. Спуск по лестницам метро и проход по тоннелям лично у меня ассоциируются с МРТ.
Да, врачи проверяют состояние. Рентген Шерлоку, кстати, тоже делали, но раньше (подвал со скелетом - это оно и есть).
Мигающие подрывные снаряды над головой - медицинские приборы, к которым Шерлок подключен.
Видения сгорающего вагона с Шерлоком внутри тоже объясняется просто: когда работает инструмент, останавливающий кровь, стоит запах жженой плоти, к тому же у Шерлока могут быть какие-то остаточные ощущения от ожогов этим инструментом.
Да, он под наркозом, боли не чувствует, но что-то его мозг все равно отмечает. Что символизирует вагон? Тело Шерлока или какую-то его часть (торс или грудную клетку).
Шерлок и Джон проникают внутрь вагона - хирурги сделали первые надрезы. Кстати, Джон при этом дышит странно. Конечно, с одной стороны это способ успокоиться (Джон боится, а медленное глубокое дыхание помогает взять себя в руки), но с другой - очень уж это похоже на звуки аппарата искусственной вентиляции легких (об этом сужу только по кино, в том числе документальному).
Провода, ведущие к маленьким бомбам, красного и синего цвета - артерии и вены.
Джон и Шерлок снимают и переворачивают сидения - а это ребра, которые надо надпилить и раздвинуть, чтобы добраться до сердца.
Шерлок сам вскрывает пол вагона (оболочку грудной полости) и вот оно - сердце. Бомба, которая действительно выглядит поразительно похожей на сердце.
Почти сразу включается счетчик на бомбе - операция началась. 2 минуты 30 секунд.
Операции на открытом сердце стараются проводить очень быстро, и это вполне нормальное время. Но все это в реальности четвертого слоя. А на третьем у нас паника - бомба вот-вот взорвется.
С паникой Шерлок справился просто - успокоился и "нашел" на бомбе выключатель. Уверена, что в момент, когда бомба была обнаружена, никакого выключателя на ней не было. Потому что сон реализует не только страхи, но и желания. Шерлок хочет жить - и находит выход, придумывает его для себя. Он хочет, чтобы Джон его простил, - и Джон его прощает. А бригада специалистов, которую вызвал Шерлок, - в реальности это, конечно, бригада хирургов. Нужны специалисты - так они специалисты и есть.
Теперь, минуя второй слой (разговор с Андерсоном), идем на первый. Смысл операции "Лазарь" становится абсолютно прозрачным. Разумеется, это хирургическая операция. Она требует серьезной предварительной подготовки (все специалисты долго учились), каждый участник точно знает свою роль (у всех своя специализация - у хирургов, анестезиологов, медсестер). Площадь была перекрыта (разумеется, никого постороннего в операционную никогда не пускают). Скорость и точность имели важное значение (операция на открытом сердце, малейшая ошибка или промедление - пациент умрет). И врачи на площади тоже присутствовали, и кое-у кого были пакеты с кровью (в операционной всегда есть запас крови). Операция "Лазарь" - действительно спасательная операция.
Но почему такое название? А вот тут уже пойдет речь о третьем значении названия. Буквально на днях на Зимней фандомной битве произошло кое-что важное: команда братьев Холмс перевела аналитическую статью женщины-врача. Там, помимо действительно бесконечно интересного материала, имеющего самостоятельную ценность, упоминается "Эффект Лазаря". Событие редкое, граничащее с чудом, но в медицинской практике тем не менее встречающееся. Суть: иногда, когда врачи уже принимают решение прекратить реанимационные действия, решив, что пациент умер, сердце пациента самостоятельно начинает биться. Разумеется, в этом случае пациента продолжают спасать.
А что у нас? "Эффект Лазаря" действительно проявился, но позже, во время третьей (или даже четвертой) операции. А операция на сердце была первой, и проводил ее кардиохирург. Потом ему потребуется нейрохирург, а еще нужна будет операция в брюшной полости, а между последними двумя операциями врачи занимались переломом правой руки. Не знаю, какой там был перелом, открытый или закрытый (и, соответственно, оперировали руку или просто ее зафиксировали, обнаружив, что смещения обломков кости не произошло), но что-то с рукой точно делали.
И еще один вопрос: где он получил такие повреждения? Такой комплекс повреждений (сердце, ребра, черепно-мозговая травма, переломы конечностей, повреждения внутренних органов - надеюсь, хоть позвоночник не поврежден? а то ведь на это тоже есть намеки...) можно получить при падении с высоты. Мы ведь знаем, где и когда он упал. Мы видели. Нам показали, что он вернулся.
Но вернулся ли на самом деле?
PS. Добавление от 7 декабря 2016.
Мой соавтор по "теории технического прыжка", ознакомившись на днях с этим материалом, сделал некоторые комментарии. Я ему доверяю - в конце концов, характер возможных повреждений Шерлока после падения с крыши определял именно он. Он считает, что из-за черепно-мозговой травмы могло быть угнетение легочной и сердечной деятельности. А еще сломанные ребра могли повредить легкое. Поэтому и потребовалась такая серьезная операция. Могла быть и просто остановка сердца и клиническая смерть, из которой пациента надо было выводить.
Впрочем, это детали. На главный вывод они не влияют. Операция "Лазарь" - это хирургическая операция, спасшая Шерлоку жизнь.
И еще одно замечание. В тексте упомянута статья британского врача. В той статье разбирался выстрел Мэри и последствия выстрела. Этот выстрел был разобран позже и представителем русскоязычного фандома -
shamrockrovers, ее материал можно прочитать в нашем соо. Мне же из статьи британского врача потребовалось лишь одно - само понятие об "эффекте Лазаря".
На этом с "исторической" частью я закончила. Дальше пойдет свежий материал.
Продолжение следует.
URL записи