И все-таки, как?
Эта мета была опубликована в
ЖЖ-соо 5 января 2014 года, то есть после показа "Пустого катафалка" и накануне показа "Знака трех".
Так что она вполне сохранила атмосферу и настроение того времени.
Поправлены лишь некоторые ссылки, ставшие за прошедшее время нерабочими, и добавлены капсы.
Впрочем, я позволила себе добавить небольшое дополнение, поясняющее мой сегодняшний взгляд на ту давнюю работу. Конечно, в чем-то он изменился, а в чем-то остался прежним.
Автор поста
moire_rebma. Материал любезно предоставлен автором, оригинал находится
здесь.
Sherlock. Sometimes a deception is so audacious, so outrageous that you can't see it even when it's staring you in the face.
Перевод.
Шерлок. Порой обман столь дерзок, что ты не видишь его, даже если все совершенно очевидно.
Если никто не против, я побуду сегодня Андерсоном.
Сама не знаю, зачем мне это. Но побуду.
Потому что хочу знать ответ и не хочу сдаваться. Потому что не хочу верить, что нас вот так оставили без ответа с кучей недоуменных вопросов, в числе которых вопрос "Как?" уже не на первом месте, а в тройке лидеров теперь: "Почему?", "Зачем?" и "За что?".
Мы пережили первый шок, немного успокоились, и теперь можно снова вернуться к вопросу: "Как?"
У нас появились новые факты. Нам дали новую информацию. Неважно, в какой форме, но нам ее дали. И теперь мы попробуем добавить эту информацию к той, что у нас уже была, и посмотреть, что получится.
Приступим?
Этот важный - действительно очень важный - разговор длился чуть-чуть больше минуты.
22.49 - 24.03 по таймлайну фильма. Но по информационной насыщенности, по концентрации переданной информации он уникален. По внутренней эмоциональной накаленности - тоже.
Sherlock. I calculated that there were 13 possibilities once I'd invited Moriarty onto the roof. I wanted to avoid dying, if at all possible. The first scenario involved hurling myself into a parked van filled with washing bags. Impossible, the angle was too steep. Secondly, a system of Japanese wrestling...
John. You know, for a genius, you can be remarkably thick.
Sherlock. What?
John. I don't care how you faked it, Sherlock. I want to know why.
Sherlock. Why? Because Moriarty had to be stopped. Oh. Why, as in...? I see. Yes. Why? That's a little more difficult to explain.
John. I've got all night.
HE CLEARS HIS THROAT
Sherlock. Actually, um, that was mostly Mycroft's idea.
John. Oh, so it was your brother's plan?
Mary. Oh, but he would have needed a confidante.
Sherlock. Mm-hm.
Mary. Sorry.
John. But he was the only one? The only one who knew?
Sherlock. A couple of others. It was a very elaborate plan, it had to be. The next of the 13 possibilities was...
John. Who else? Who else knew? Who?!
Sherlock. Molly.
John. Molly?!
Mary. John...
Sherlock. Molly Hooper and some of my homeless network and that's all.
John. OK. OK. So just your brother, Molly Hooper and 100 tramps.
Sherlock. Ha, no! 25 at most.
Перевод мой, возможно, не очень удачный. Буду рада уточнениям.
Шерлок. Я вычислил 13 возможных способов развития событий, с того момента как мы с Мориарти оказались на крыше. Я хотел избежать смерти, если это вообще было возможно. Первый сценарий предполагал, что я упаду в припаркованный фургон, заполненный мешками с бельем. Невозможно, угол был слишком крутой. Во-вторых, система японской борьбы...
Джон. Знаешь, для гения ты бываешь удивительно туп.
Шерлок. Что?
Джон. Мне плевать, как ты это сделал, Шерлок. Я хочу знать, зачем.
Шерлок. Зачем? Затем, что нужно было остановить Мориарти. О. Зачем, как и в...? Понимаю. Да. Зачем? Это немного сложнее объяснить.
Джон. У меня вся ночь впереди.
(прочищает горло)
Шерлок. На самом деле, гм, это была в основном идея Майкрофта.
Джон. О, так это был план твоего брата?
Мэри. Ну, ему же требовалось доверенное лицо.
Шерлок. Угу.
Мэри. Извини.
Джон. Но он был единственным? Только он знал?
Шерлок. Ну, еще пара человек. План был очень сложный, пришлось их привлечь. Следующей из 13 возможностей было...
Джон. Кто еще? Кто еще знал? Кто?!
Шерлок. Молли.
Джон. Молли?!
Мэри. Джон...
Шерлок. Молли Хупер и кое-кто из моей сети бездомных, и это все.
Джон. ОК. Ясно. Только твой брат, Молли Хупер и сотня бродяг.
Шерлок. Ха, нет! 25, не больше.
Пока Шерлок это рассказывает, нам показывают еще несколько возможностей, о которых он подумал. То есть, вычислял 13 возможностей действительно он. И как-то обошелся при этом без брата. Хотя Майкрофту и правда могла принадлежать идея, но какая? Мы еще вернемся к ней.
Мы видели это в интерактивном ролике, видели это и в самой серии.
Итак, попытаемся перечислить еще возможности:
1. Спуск по пожарной лестнице во внутренний (по-видимому) двор здания.
2. Паркур по крыше.
3. Подъемный кран - но эту возможность Шерлок отмел сразу, судя по мигающему запрещающему знаку.
4. Паркур по другим крышам, у которых угол ската 42 градуса (Шерлок оценил и это, и даже с такой точностью? Возможно, просто знал из каких-нибудь документов).
5. Лестница с неба. Вертолет? Вертолет упоминал Бенедикт в том шуточном "испорченном" интервью, которое многие видели, теперь понятно, почему.
Следующие способы нам даже не конкретизируют, они просто обрушиваются на нас общей картинкой, видимо, Шерлок обдумывает их все практически одновременно и выбирает подходящий.
Что же мы видим? Джим обещал убить Шерлока, и тот действительно искал способ уйти с крыши, если нормальный путь, тот, каким он на крышу пришел (по внутренней лестнице), окажется отрезанным. Причем он перебирал все способы, включая маловероятные. Перебирал, оценивал шансы и отбрасывал. И ни один из способов, которые мы видим во время разговора с Джоном, не предполагал прыжка, заметьте. Ни один. Из показанных - ни один. А из рассказанных Джону - только прыжок в грузовик. Но там Шерлока не устраивал какой-то угол (я долго занималась грузовиком и измерила в процессе кучу углов, но даже я, честно говоря, не до конца понимаю, что за угол Шерлок имеет в виду).
Хорошо, посмотрим на это с другой стороны. Картинка, которую мы видим, не совпадает со словами Шерлока, которые мы слышим. Когда он говорил с Андерсоном, картинка совпадала со словами, а тут нет. Вас это не настораживает? Меня - да. Очень. Шерлок что-то утаивает от Джона? По-видимому, первоначально Шерлок, придя на крышу, искал возможность просто уйти по соседним крышам. Ведь Джим мог прийти не один. О том, что придется прыгать, Шерлок в тот момент вообще не думал. Ну вот, получается так, что не думал. И еще. Он не знал, что Джим застрелится. Так что собирался уходить на глазах у Джима, если придется. Еще один момент. Крышу Бартса выбрал Шерлок. Но конкретное место на крыше выбирал все-таки Джим (Бартс большой, крыш у него много).
И Шерлок, как мы видим, оглядывается и ищет варианты спасения уже после прихода на крышу и в присутствии Джима.
В общем, непонятно, как возможна подготовка в таких условиях? Широкомасштабная, с привлечением кучи народа и оборудования, подготовка.
И, получается, что если домашние заготовки и были, то лишь самого общего плана, а неожиданное самоубийство Джима и вовсе смешало все карты.
Так... А что делал Майкрофт? Что у него был за план? Из разговора ясно, что план Майкрофта касался не вопроса "Как?", а вопроса "Зачем?". Оба брата видели, к чему идет дело, оба догадывались о развязке. Планом Майкрофта было спрятать Шерлока. Да, имитация смерти Шерлока (и совсем не обязательно это должно было быть самоубийство), да, похороны, да, друзья Шерлока не должны были знать, что на самом деле он жив. И после развязки ситуации с Джимом Шерлок действительно должен был умереть для всех. Спрятаться, чтобы выманить на поверхность людей Джима. По-видимому, Шерлоку пришлось "умереть" немного раньше и не совсем так, как они планировали с Майкрофтом.
Роль Молли? Ну, мы же помним, как Шерлок пришел к ней и что он сказал. "Я собираюсь умереть". Правильно, Шерлок собирался имитировать смерть, умереть для всех, и Молли была ему нужна для этого. Кому еще, как не ей, писать заключение о смерти и хранить, сколько придется, тайну Шерлока? И Шерлок правильно рассчитал: с точки зрения Джима, Молли не в счет. Поэтому именно ей можно было довериться. Вот предполагал ли совместный с Майкрофтом план, что Шерлок умрет именно во время разговора с Джимом (ну или сразу после него)? Входил ли прыжок с крыши в план братьев Холмсов? Как-нибудь попроще умереть было нельзя? У меня нет однозначных ответов на эти вопросы, информации не хватает.
Возвращаемся к разговору Шерлока и Джона. Нам должны были рассказать, как Шерлок выжил. Нам обещали. И то, что нам показали (три версии), ну никак не может быть исполнением обещания. Извините. Никак. И вот вам безумная мысль: а что, если обещание все-таки выполнено? Что, если Шерлок действительно успел рассказать все? И как это может быть? Не знаю. Но попробую покопать.
13 способов, о которых говорил Шерлок. Джону говорит, а не Андерсону. 13 способов теперь уже не просто уйти с крыши, а упасть и не разбиться. И если, только попав на крышу, Шерлок просчитывал варианты, будучи вполне спокойным, то варианты ухода с крыши через прыжок у всех на виду просчитывались уже в куда более нервной обстановке. И просчет вариантов Шерлок начал наверняка еще при жизни Джима. Как только узнал, чего Джим от него в действительности хочет. Да, это должно быть самоубийство, да, вот этим конкретным способом. Да тут еще Джим добавил в условие задачи друзей Шерлока в качестве заложников и, как всегда, почти не оставил времени на поиск оптимального решения.
Так что Шерлоку пришлось импровизировать. Искать возможности, и далеко не самые безопасные и легко осуществимые. Эти-то возможности Шерлок и пытался изложить Джону.
Итак. Первая возможность. Прыжок в грузовик. Просто прыжок на мешки с бельем. Кстати, чисто физически это можно было осуществить. Шерлок спокойно дотуда допрыгивал. Не верите? А по расчетам вполне. Хорошо, не верите мне - пересмотрите ту версию прыжка и спасения, которую Шерлок скормил Андерсону. Обратите внимание, где находится этот несчастный батут - да он почти целиком на проезжей части! В центр этого батута Шерлок и прыгает.
Так что в припаркованный в реальности на том же самом месте грузовик он попадал точно. Но эта возможность Шерлока не устроила. Почему? Может быть, оставляла мало шансов на жизнь (какой-то там угол слишком крутой, что бы Шерлок ни подразумевал под этим), может быть, не позволяла достоверно имитировать смерть, может быть, могла вызвать слишком много вопросов у свидетелей. Не знаю.
Вторая возможность. Система японской борьбы (тут Джон прерывает Шерлока, и мы не успеваем узнать, какая именно там система, их существует много)... Ну что ж, упоминание японской борьбы - это дань уважения сэру Артуру и первоисточнику. Но как она тут может помочь? Шерлок собирался применить какой-то приемчик против Джима? Против его людей, если они тоже придут на крышу? А к прыжку это какое отношение имеет?
Ладно, вот ссылки на системы японской борьбы:
1)
предыстория борьбы;
2) знаменитая благодаря АКД барицу (точнее,
бартитсу).
И как применить это к прыжку?
Система японской борьбы - это не просто система борьбы, это система определенного рода тренировок, включающих не только борьбу.
Полагаю, если продолжить прерванную Джоном мысль, то в устах Шерлока она могла звучать примерно так (спасибо соавтору [J]Brand Bariman[/J]у за уточнение этой фразы): "Система японской борьбы включает технику прыжков и падений, позволяющую прыгать с достаточно большой высоты без серьезных повреждений. Но это слишком рискованно, если сделать что-то не так". Да и высота там слишком большая.
И вот еще что. Мы знаем, что Шерлок занимался дзюдо. Вполне себе система японской борьбы. А вот и доказательство, что он дзюдоист:
За напоминание благодарю ЖЖ-юзера
lana-kurolesovaНа стене висит диплом об окончании токийской школы дзюдо.
Значит, именно свои навыки в дзюдо он собирался как-то использовать.
Третья возможность. И снова Джон прервал Шерлока, и об этой возможности мы опять ничего не знаем.
Полагаю, дай Джон Шерлоку время (ну, вся ночь же впереди, да?), мы бы услышали перечисление всех тринадцати способов и объяснение невозможности их осуществления по разным причинам. Тогда зачем Шерлок рассказывал все это Джону? И главное: зачем об этом рассказали нам? Ну, Джону-то понятно: Шерлок рад, что Джон снова его слушает, что он может объяснить старому другу цепочку выводов-"дедукций", что можно рассказать ему не только, как он, Шерлок спасся, но и как придумал и осуществил план спасения. А нам-то зачем? Тем более, цепочка рассуждений прервана на самом интересном месте.
Вот что я думаю. Гений не был бы гением, если бы, перебрав 13 вариантов и обнаружив их неприемлемыми для себя, он не вернулся бы к началу и не начал бы рассматривать - что? Правильно, комбинации этих вариантов. У Шерлока есть чертовски привлекательная особенность: он никогда не сдается. Столкнувшись с проблемой, он будет искать ее решение до самого конца. Так что он наверняка действительно начал искать комбинации этих 13 вариантов - сначала попарные, и если бы не нашел нужного решения и в этом, в ход пошли бы комбинации из трех вариантов.
Авторы облегчили нам задачу. Нам упомянули лишь два варианта. И из них возможна всего одна комбинация. И всего одно решение.
И знаете... Это то самое решение, которое нашли мы с соавтором. Давно нашли. Мы не знали этого наверняка. И не знали, как доказать. Мы просто искали, пытаясь увязать все, что видели на экране. И вот так получается, что комбинация из этих двух возможностей, о которых Шерлок все-таки успел рассказать Джону, как раз и дает наше решение. Я говорила, что побуду сегодня Андерсоном? Ну вот...
И вот наше
решение: грузовичок с особенностями его конструкции плюс та самая система японской борьбы (дзюдо, как мы выяснили) с ее тренировками. Точно выполненный прыжок, позволивший не только уцелеть, но и успешно имитировать собственную смерть.
Еще одна косвенная подсказка, а возможно, и нет: то, что говорит Шерлок о тринадцати способах, и визуальная картинка не совпадают. В целом. Но когда он произносит слово "угол" - на картинке действительно появляется угол (смотреть надо оригинальную версию, у Первого канала там что-то не то). Угол ската крыши. Угол 42 (ну да, усмешка создателей: 42 - ответ на все вопросы).
А еще рисуется поверхность крыши. Сетчатая. Почти как бортик у грузовика. Случайность? Или действительно косвенная подсказка? Угол и сетчатая поверхность - единственная пара совпадений в почти полном несовпадении слов и видеоряда.
Кстати, в кадр полностью попадают лишь четыре панели ската, хотя в действительности их пять (посмотрите на следующий скат). Сетчатый бортик грузовика тоже состоит из четырех панелей.
А как же посвященные в тайну бездомные? Причем тут они?
Я по-прежнему не знаю, какую роль они играли на площади. И играли ли вообще. И сколько их было. И где на площади были бездомные, а где просто прохожие или люди, честно выполнявшие свой долг (врачи, например). Но... где-то же Шерлоку нужно было скрываться после имитации смерти хотя бы первое время? И если он уничтожал сеть Мориарти, то лондонскую ячейку он тоже должен был уничтожить. Думаю, бездомные предоставили ему кров (как ни парадоксально это звучит). Он жил у них, пока занимался лондонской ячейкой. Он попросту затерялся среди них. И, разумеется, они его знали и были посвящены в его тайну. Ну а кому пришло бы в голову искать Шерлока среди них, брать у них интервью и так далее? Никому. А разобравшись с Лондоном, Шерлок отправился дальше распутывать сеть, воспользовавшись предоставленными Майкрофтом "каникулами".
PS.
John. Sherlock, you are going to tell me how you did it? How you jumped off that building and survived?
Sherlock. You know my methods, John, I am known to be indestructible.
Перевод.
Джон. Шерлок, ты расскажешь мне, как ты это сделал? Как ты спрыгнул с крыши и выжил?
Шерлок. Ты знаешь мои методы, Джон. Я известен своей неубиваемостью.[/MORE]
Мы с соавтором по-прежнему можем оказаться неправы.
Но пока что у нас в сухом остатке: грузовик с бельем, система японской борьбы (дзюдо), невероятная живучесть. И дерзкий обман на глазах у всех.
Ждем, чем нас удивят во второй серии?
PS2.
Дополнение 1 от 30 ноября 2016 года.
О грузовике.
Покадровый просмотр позволил увидеть вот это.
За воротами Бартса стоит скорая. А вон там что-то "краснеется". Скамейка? Кусочек грузовика? Он виден нам, значит, виден и Шерлоку. И вот два человека, разговаривающих друг с другом. Один из них в служебной форме, предположительно, парамедик.
А здесь, прямо под лестницей - еще одна скорая. Это уже из рассказа Шерлока Андерсону. Стоит просто так или ее специально туда поставили?
Далее. Прыжок на батут, о котором Шерлок рассказал Андерсону. Выше уже говорилось, что батут лежит именно там, где в Рейхенбахе стоял грузовик. И вот кадр, показывающий, что если Шерлок прыгал именно в эту точку, то он как раз попадал на стенку грузовика - видите грузовик на заднем плане? Стоит его поставить так же, как он стоял в Рейхенбахе - и вот вам иллюстрация к нашем с соавтором версии падения. Прыжок на стенку… а там уже как повезет.
В визуальной картинке, иллюстрирующей рассказ Андерсона, и сам грузовик выглядит не так, как в Рейхенбахе. Полностью собранный грузовик имеет не только бортики, состоящие их сетчатых панелей. Сетчатые панели закрывают его и сверху. Этих панелей - две штуки.
Присмотритесь: вот картинка из Рейхенбаха.
Грузовик закрыт сверху лишь одной панелью - той, что ближе к кабине. Вторая панель отсутствует. Почему так? А чтобы показать нам, что не получится прыгнуть внутрь кузова. Будь он полностью открыт, это было бы трудно, но реально (другой вопрос - зачем). Будь он полностью закрыт, при известной ловкости можно было бы упасть на горизонтальную сетку, не касаясь при этом перекладин - тогда после спружинивания Шерлока бы отбросило на проезжую часть (а не на тротуар).
Но если кузов закрыт сверху лишь наполовину, малейший промах может убить: при такой скорости край (перекладина) сетчатой панели сработает как нож, тут одними переломами не отделаться, тело попросту разорвет пополам.
А это кадры из «Катафалка».
Что видим? Отсутствуют обе верхние панели. Кузов грузовика сверху не закрыт. И где же эти панели? А вот они: прислонены к зданию скорой. Ближайший к нам угол здания.
Что они там делают? Кто их туда отнес и зачем? Грузовик выехал из ворот Бартса, это совсем с другой стороны.
В такой ситуации прыжок внутрь кузова теоретически возможен, хотя и труден (будет сложно не задеть перекладины бортиков), опять же и мешков там визуально больше, чем в Рейхенбахе. Но в Рейхенбахе верх был наполовину закрыт, так что… прыжка в кузов не было ни в Рейхенбахе, ни в Катафалке.
Дополнение 2 от 30 ноября 2016 года.
О Майкрофте.
А еще за это время пришлось пересмотреть свои взгляды на роль Майкрофта в событиях Рейхенбаха. Этот человек видел, к чему идет дело и… не вмешивался. Почему я так решила? Потому что проследила за его поведением в тех редких сценах, где он вообще появляется.
Смотрите. В той истории, которую Шерлок скормил Андерсону, Майкрофт и Шерлок вместе готовили ловушку для Мориарти. Они просчитали тринадцать возможных сценариев развития событий. Это очень сложная операция, ведь каждый сценарий надо было придумать, проработать и отрепетировать. Накануне рейхенбахского падения Майкрофт знал, что ловушка скоро захлопнется, и готовился к этому. Он вызвал Джона в клуб «Диоген» и предупредил его о новых соседях-убийцах. Майкрофт, вроде бы, ведет себя как обычно, вот только… что это он делает?
Он наливает себе что-то спиртосодержащее (мне сказали, что это виски, поверю на слово), он не предлагает выпить Джону.
Нам крупным планом показывают этот бокал.
Снова и снова бокал попадает в кадр. Мы видим, как Майкрофт на него смотрит.
Разговаривая с Джоном, он часто смотрит не на Джона, а на этот бокал.
Он испытывает крайнюю необходимость выпить. Но при Джоне он все-таки не пьет. Майкрофт решил слегка расслабиться перед ответственной операцией?
А разумно ли вообще пить в тот момент, когда требуется ясная голова и по-хорошему нужно в последний раз проверить, все ли готово к операции? Может быть, дело в другом?
И когда Джон уходит, какое у него лицо!
Давайте вспомним, когда мы до этого видели Майкрофта таким? Когда Майкрофт узнал, что провалилась долго готовившаяся операция с Боингом.
Майкрофт тогда получил сообщение от Мориарти. Понял, что все кончено. И долго сидел в одиночестве, будучи явно в отчаянии.
Сначала просто так, потом с бокалом виски…
Какой вывод?
Майкрофт получил сообщение от Джима Мориарти. Предупреждение о том, что все закончится не позже, чем в ближайшую субботу. Это не было смс-сообщением. Это был анонс газетной статьи в «The Sun» от Китти Райли.
Как только он увидел газету, он все понял. И тут же вызвал Джона…
Конечно, он отлично знал, кто такой Рич Брук. Знал и бездействовал.
Когда после бесплодных допросов он отпускал Джима Мориарти, Джим, возможно, намекнул о способе связи с Майкрофтом. Очень старый способ. Через газеты. Но если в позапрошлом веке это были колонки объявлений, то теперь нужные сообщения могут появиться и на первой полосе. Джим об этом позаботился.
Get Sherlock - как думаете, кому было это послание? Майкрофту, конечно.
Точно так же как и это:
Довольно прозрачный намек, да? «Я взломаю любую дверь, доберусь даже до короны… если не отдашь мне Шерлока. Не вмешивайся в мои игры с ним».
В общем, Майкрофт понял, что развязка близка. И он вынужден бездействовать. Поэтому он пьет.
Все, что он позволил себе сделать, - это предупредить Джона.
И все, что ему оставалось, - это ждать финала игры.
Продолжение следует
URL записи