История с Ирен Адлер в сериале вывернута наизнанку.
Вообще Моффиссы такое любят, и зрителям обычно очень нравятся перевёртыши, но тут они сильно рисковали. Ведь Моффат задумал ни много ни мало сделать проигравшей "единственную женщину, которая обыграла Шерлока Холмса", как принято говорить. О её победе на самом деле речь не идёт - доктор Уотсон пишет, что она сумела "разрушить хитроумные планы" Холмса, а победу она одержала разве что над самой собой, отказавшись от мести. Тем не менее, она добивается того, чего всегда, по-видимому, желала: оставляет бурное прошлое, выходит замуж за привлекательного джентльмена и уезжает с ним, чтобы начать счастливую семейную жизнь.
По словам Моффата, эта цель показалась ему недостаточно феминистичной для такого сильного женского персонажа, каким является Ирен Адлер. (Интересно, что к следующему сезону он то ли напрочь забыл об этом, то ли резко переменил мнение, и все устремления ещё одной "сильной женщины" Мэри Морстен оказались направлены именно к такой нефеминистичной цели, ну да ладно.)
И какую же более "феминистичную" альтернативу он предложил?
Прежде всего, он превратил Ирен из дорогой содержанки в дорогую проститутку, что вряд ли можно рассматривать как шаг вперёд с точки зрения феминизма. Певица, по крайней мере, сама выбирала себе любовников, а не обслуживала любого, кто был готов достаточно заплатить. Не стоит обольщаться эффектным термином "доминатрикс": работа Ирен - оказание сексуальных услуг за плату, то есть проституция, в данном случае её разновидность - БДСМ-проституция. Многим женщинам в образе Ирен льстит её "верхняя" роль в БДСМ, производящая впечатление сексуального и психологического "господства" над мужчинами. В реальности тут господствуют клиенты, заказывающие и оплачивающие интересующие их услуги, а её обязанность - "угождать их прихотям и раздеваться, чтобы произвести впечатление". Прямо скажем, незавидная роль.
Что интересно, подобный род деятельности вовсе не предполагает, как могло бы показаться, какого-то особого умения обольщать и соблазнять. Канонная Ирен Адлер увлекала не только красотой - для того, чтобы подцепить на крючок и удерживать при себе понравившегося мужчину, требуется развитое искусство обольщения: умение возбуждать симпатию, разжигать желание, поддерживать страсть. Сериальная Ирен не куртизанка, проститутке не нужно быть обольстительной - ей достаточно владеть набором определённых навыков. В любовном и эротическом искусстве Ирен даже более девственна, чем "Девственник"-Шерлок: у неё есть стандартное клише соблазнения, и когда оно не срабатывает, она самым очевидным образом теряется и продолжает снова и снова тупо повторять привычные действия, несмотря на отсутствие эффекта.
Всё, на что она оказывается способна - месяцами и годами бомбардировать примитивно однообразными смсками мужчину, который даже не даёт себе труда отвечать или в лучшем случае отвечает на одну из десятков. Как говорится, не пытайтесь повторять это в домашних условиях: такое навязчивое поведение - самый верный путь произвести отталкивающее впечатление. Лучше уж взять мастер-класс у Джанин - её тактика действует даже на Шерлока и с заинтересованными в любовных отношениях мужчинами может оказаться куда более успешной )
Ещё одна отталкивающая черта Ирен - полное отсутствие какой-либо этики. Она ведёт себя подло даже по меркам своей и без того сомнительной профессии, воруя секреты клиентов и используя сам факт обращения к ней для шантажа. По сути, она является женским эквивалентом Магнуссена, про которого Шерлок говорит: "Он нападает на людей, которые отличаются от других, и паразитирует на их секретах", и в чём-то даже подлее: она злоупотребляет доверием собственных клиентов, обслуживание которых и предоставляет ей средства на роскошную жизнь. Естественно, что такое поведение приводит к тому, что к моменту начала "Скандала" земля уже горит у неё под ногами, и афера с Шерлоком (а через него и с Майкрофтом) должна стать завершением её "карьеры", поскольку за ней охотятся люди, настроенные весьма решительно.
Подлость - её главное оружие и в противостоянии с Шерлоком Холмсом. Она прикидывается "девицей в беде", ищет у него защиты, рассчитывая на его благородство, и подстраивает ему ловушку. Моффат и тут выворачивает канон: у АКД это Холмс обманывает Ирен и притворяется раненым пастором, чтобы проникнуть в дом и узнать, где она прячет фотографию. Приём тоже не слишком честный и красивый (недаром доктору Уотсону становится стыдно), но направленный всего лишь на то, чтобы защитить другого человека от шантажа Ирен, и не наносящий ущерба ей самой. В сериале Ирен не только подставляет Шерлока, но и срывает крупную антитеррористическую операцию, а её целью оказывается банальное вымогательство огромной суммы денег, которая "пробьёт дыру в благосостоянии нации".
Что же тогда в активе у Ирен? Ах да, ум. Авторы настойчиво внушают нам, что в лице Ирен Шерлок встретил чуть ли не ровню. Однако давайте отрешимся от их часто весьма лукавых утверждений и посмотрим на факты. В чём же проявляется этот пресловутый ум? Ну не в том же, что она довела дело до того, что за ней охотятся убийцы. Канонная Ирен Адлер действовала полностью самостоятельно и "разрушила хитроумные планы Холмса", воспользовавшись его собственной небрежностью и недооценкой противника. В сериале Ирен сама затевает хитроумную игру и бросает вызов обоим Холмсам, но кто же на самом деле является автором плана этой игры?
"У меня были все эти вещи, и я никогда не знала, что же с ними делать".
Вот те раз. Оказывается, "умница" Ирен, согласно Моффату, способна только, образно говоря, обчищать карманы клиентов, предварительно затуманив им мозги, а вот додуматься до того, как использовать натыренное, женского ума уже не хватает, тут нужен "преступник-консультант" - разумеется, мужчина. "Он дал мне множество советов, как играть с братьями Холмс". Лёгким движением моффатовского пера "Та Женщина" превращается в марионетку Мориарти, разыгрывавшую его план - и провалившую игру (что, возможно, входило в план Мориарти как один из вариантов).
Шерлок думал, что она умна, что она всё придумала сама, но это оказалось фасадом, за которым всё тот же пустой дом. Как только он узнаёт, что за планом стоял Мориарти, он понимает и то, что она ordinary, и следовательно, как обычная женщина, использовала в качестве пароля имя мужчины, которым увлечена - типичнее не бывает.
По итогам: Моффат, по сравнению с канонной Ирен Адлер, опустил несчастную "доминатрикс" по всем статьям, заставил её в финале потерять всё, чего она достигла, включая власть над собственной жизнью, и поставил её на колени перед мужчиной, причём не постеснялся даже визуализировать это. После чего на голубом глазу объявил это "победой сильной женщины". То есть сила женщины, по Моффату, в том, чтобы вызвать симпатию мужчины, нагадить ему как можно больше, а потом положиться на его милость и великодушие. Так феминистично, что дальше некуда.
И эта схема не случайна - она используется снова и снова, с каждым "сильным женским персонажем".
Но я бы не стала кидать камни в Моффата. Он ведь это не из пальца высосал. Такой взгляд отражает до сих пор господствующую в обществе парадигму - недаром "Скандал в Белгравии" триумфально прошествовал по миру и собрал высокие рейтинги, премии и восторги аудитории, и в первую очередь самих женщин. У Ирен куча фанаток, до сих пор сладко млеющих от этой истории. В их рядах воцаряется бурное ликование, когда выясняется, что The Man изредка вспоминает о ней, а может даже иногда посылает ей ответную смску "С Новым годом", в то время как она сама, по их представлению, уже пять лет всё томится желанием затащить его в постель, но счастлива (в их лице) и такими подачками. Вот это победа.
Интересная получается картина. Выходит, за полтораста последних лет все достижения феминизма по части самоуважения женщин свелись к тому, что теперь женщина считает за честь, если Тот Мужчина снизойдёт до секса с ней? Какой гигантский шаг вперёд.