Я хочу предложить немного отвлечься от спорной претензии "Шерлока" называться "телеадаптацией" рассказов Конан Дойла, и посмотреть на него как на фильм о современном мире.
В этом качестве он выглядит гораздо интереснее, чем очередное экранное воплощение бессмертных образов Холмса и Ватсона (особенно второго). Сериал ненавязчиво поднял множество актуальных проблем, на обсуждение которых мы постоянно сворачиваем.
Я, в частности, уже писала о некоторых из них: разрушение традиционной семьи, токсичные братские и детско-родительские отношения, застревание в гештальте "детских" проблем, идущих из родительской семьи. В четвёртом сезоне к этому добавился ещё целый букет тяжёлых проблем деструктивных семей и дружеских союзов - похоже, авторы не оставили камня на камне от возможности существования в современном мире здоровых отношений.
Но самой очевидной и, пожалуй, самой актуальной проблемой традиционно является "женский вопрос". (Собственно, "семейные" проблемы во многом упираются в него же.)
"Шерлок" в этом отношении не оригинален - женские образы давно уже рассматриваются как остро проблемные в современном кино вообще и в творениях Моффата в частности. И дело даже не в пресловутом тесте Бехдель (Википедия: тест Бехдель - "простейшая проверка художественного произведения на гендерную предвзятость: произведение должно содержать в себе хотя бы два женских персонажа, которые беседуют между собой о чём-либо, помимо мужчин; иногда добавляют, что эти две женщины должны быть названы по именам"), хотя в голову приходит только сцена в 4 сезоне, где миссис Хадсон и Молли беседуют о фотосъёмке младенца ) В конце концов, эта история (как и многие другие) изначально о двух мужчинах, и странно инкриминировать авторам, что женские персонажи вводятся в неё лишь для того, чтобы раскрыть характеры главных героев - то же самое можно сказать и о подавляющем большинстве мужских персонажей, которые в этом смысле являются "служебными" ровно в той же степени.
Я также далека от цели обвинить авторов в мизогинии, мужском шовинизме или чём бы то ни было ещё. Их отношение к женскому вопросу не имеет значения - это их личные сложности, обсуждать которые не имеет смысла. В конце концов, они ничего не придумали, а всего лишь честно отразили реально существующие в обществе проблемы. И самым интересным и показательным тут является даже не то, как изображаются женщины на экране, а то, как это воспринимают зрители, и особенно сами женщины.
А вас интересует эта тема? Какими вы видите женские образы в сериале? Что не так с женщинами "Шерлока" и какой из женских персонажей кажется вам наиболее проблемным?